Возможно ли установить соответствие Классификатору вида разрешенного использования земельного участка, если его площадь не соответствует предельным размерам, указанным в Правилах землепользования и застройки?
Возможно ли установить соответствие Классификатору вида разрешенного использования земельного участка, если его площадь не соответствует минимальным/максимальным размерам земельных участков действующих Правил землепользования и застройки. Как это может быть связано, если речь не идет об изменении вида земельного участка?
В соответствии со ст. 7 ЗК РФ земли используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель и земельных участков определяется в соответствии с федеральными законами исходя из их принадлежности к той или иной категории земель и разрешенного использования.
В отношении земельного участка в соответствии с федеральным законом могут быть установлены один или несколько основных, условно разрешенных или вспомогательных видов разрешенного использования. Любой основной или вспомогательный вид разрешенного использования из предусмотренных градостроительным зонированием территорий выбирается правообладателем земельного участка в соответствии с настоящим Кодексом и законодательством о градостроительной деятельности. Правообладателем земельного участка по правилам, предусмотренным федеральным законом, может быть получено разрешение на условно разрешенный вид разрешенного использования.
Основной или условно разрешенный вид разрешенного использования земельного участка считается выбранным в отношении такого земельного участка со дня внесения сведений о соответствующем виде разрешенного использования в Единый государственный реестр недвижимости. Внесение в Единый государственный реестр недвижимости сведений о вспомогательных видах разрешенного использования земельного участка не требуется.
Виды разрешенного использования земельных участков определяются в соответствии с классификатором, утвержденным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений.
В соответствии с пп. 12, 13 ст. 34 Федерального закона от 23 июня 2014 г. N 171-ФЗ "О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" до 1 января 2021 года орган местного самоуправления поселения, орган местного самоуправления муниципального округа, орган местного самоуправления городского округа обязаны внести изменения в правила землепользования и застройки в части приведения установленных градостроительным регламентом видов разрешенного использования земельных участков в соответствие с видами разрешенного использования земельных участков, предусмотренными классификатором видов разрешенного использования земельных участков. При этом проведение публичных слушаний по проекту изменений, вносимых в правила землепользования и застройки, не требуется.
По заявлению правообладателя земельного участка об установлении соответствия разрешенного использования земельного участка классификатору видов разрешенного использования земельных участков уполномоченные на установление или изменение видов разрешенного использования земельного участка орган государственной власти или орган местного самоуправления в течение одного месяца со дня поступления такого заявления обязаны принять решение об установлении соответствия между разрешенным использованием земельного участка, указанным в заявлении, и видом разрешенного использования земельных участков, установленным классификатором видов разрешенного использования земельных участков. Данное решение является основанием для внесения изменений в сведения государственного кадастра недвижимости о разрешенном использовании земельного участка.
Обращаем внимание, что законодатель разграничивает процедуру изменения вида разрешенного использования земельного участка (данная процедура регулируется ст. 37 ГрК РФ) и процедуру установления соответствия вида разрешенного использования федеральному классификатору (данная процедура регулируется п. 13 ст. 34 Федерального закона от 23.06.2014 N 171-ФЗ "О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации").
Смотрите в качестве примера: кассационное определение СК по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции от 19 августа 2020 г. по делу N 8а-5217/2020[88а-5879/2020]; решение Арбитражного суда Волгоградской области от 16 июня 2015 г. по делу N А12-17447/2015.
В частности, в определении Верховного Суда РФ от 14 января 2019 г. N 310-КГ18-22632 по делу N А54-2845/2017 делается вывод о том, что уполномоченный орган местного самоуправления не устанавливает новый либо изменяет прежний вид разрешенного использования земельного участка, а приводит в соответствие ранее установленный вид разрешенного использования.
Основу правового режима земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе застройки и последующей эксплуатации зданий, сооружений, определяет градостроительный регламент территориальной зоны (п. 2 ст. 85 ЗК РФ).
В силу ч. 3 ст. 37 ГрК РФ изменение одного вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства на другой вид такого использования осуществляется в соответствии с градостроительным регламентом при условии соблюдения требований технических регламентов.
Градостроительный регламент - устанавливаемые в пределах границ соответствующей территориальной зоны виды разрешенного использования земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе их застройки и последующей эксплуатации объектов капитального строительства, предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры земельных участков и предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, ограничения использования земельных участков и объектов капитального строительства, а также применительно к территориям, в границах которых предусматривается осуществление деятельности по комплексному и устойчивому развитию территории, расчетные показатели минимально допустимого уровня обеспеченности соответствующей территории объектами коммунальной, транспортной, социальной инфраструктур и расчетные показатели максимально допустимого уровня территориальной доступности указанных объектов для населения (п. 9 ст. 1 ГрК РФ).
При установлении соответствия вида разрешенного использования земельного участка федеральному классификатору этот вид не изменяется, а уточняется, соответственно, соблюдение требований градостроительного регламента, на наш взгляд, не требуется.
В этой связи смотрите: постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда от 15 марта 2023 г. N 07АП-1076/23 по делу N А27-15200/2022, постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 16 мая 2022 г. N 05АП-2078/22 по делу N А51-18207/2021, постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 16 марта 2021 г. N 09АП-5507/21 по делу N А40-205294/2019, по аналогии кассационное определение СК по административным делам Второго кассационного суда общей юрисдикции от 6 апреля 2022 г. по делу N 8а-3945/2022[88а-7234/2022].
Считаем, что соблюдение предельных размеров земельных участков необходимо только при изменении вида разрешенного использования земельного участка (а не установлении соответствия действующему классификатору).
Так, вид разрешенного использования земельного участка не может быть изменен в случае, если для запрашиваемого вида разрешенного использования градостроительным регламентом, правилами землепользования и застройки установлены предельные размеры и параметры, не позволяющие осуществлять деятельность в соответствии с таким видом разрешенного использования (Обзор практики рассмотрения судами дел, связанных с изменением вида разрешенного использования земельного участка (утвержден Президиумом Верховного Суда РФ 14 ноября 2018 г.) (пункт 9)).
Данная правовая позиция также содержится в следующих судебных решениях: Кассационное определение СК по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции от 19 апреля 2022 г. по делу N 8а-8555/2022[88а-10807/2022]; Апелляционное определение СК по административным делам Верховного Суда Республики Татарстан от 13 января 2023 г. по делу N 33а-1984/2023; Апелляционное определение СК по гражданским делам Краснодарского краевого суда от 15 ноября 2022 г. по делу N 33-33450/2022; Апелляционное определение СК по административным делам Белгородского областного суда от 16 июня 2022 г. по делу N 33а-2806/2022; Апелляционное определение СК по административным делам Верховного Суда Республики Крым от 22 ноября 2021 г. по делу N 33а-10276/2021.
Смотрите также Решение Павлово-Посадского городского суда Московской области от 14 августа 2023 г. по делу N 2а-1849/2023:
1. (Гололобов В.В. обратился в суд с административным иском к Администрации городского округа Павловский Посад Московской области, в котором просит признать незаконным решение администрации городского округа Павловский Посад Московской области от 14.06.2023 N Р001-9405441592-72028444 об отказе в предоставлении государственной услуги: "Установление соответствия вида разрешенного использования земельного участка классификатору видов разрешенного использования земельных участков", обязав Администрацию городского округа Павловский Посад Московской области в течение месяца с момента вступления решения суда в законную силу принять решение об установлении соответствия между разрешенным использованием земельного участка с кадастровым номером N, площадью 500 +/- 8 кв.м, вид разрешенного использования: под картофель, расположенный по адресу: "адрес", и видом разрешенного использования земельных участков, установленным классификатором видов разрешенного использования земельных участков: "для ведения личного подсобного хозяйства (приусадебный земельный участок)").
2. (Решением от 14.06.2023 N Р001-9405441592-72028444 отказано в предоставлении государственной услуги на том основании, что испрашиваемый заявителем вид разрешенного использования земельного участка по содержанию не соответствует текущему, так как испрашиваемый вид разрешенного использования - "для ведения личного подсобного хозяйства (приусадебный земельный участок)" по своему содержанию не соответствует текущему виду разрешенного использования - "под картофель", земельного участка с кадастровым номером N, установить соответствие между ними не представляется возможным. Кроме того, в оспариваемом решении административным ответчиком дополнительно указано, что площадь земельного участка с кадастровым номером N не соответствует предельным минимальным размерам земельных участков для испрашиваемого административным истцом вида разрешенного использования - "для ведения личного подсобного хозяйства (приусадебный земельный участок)" (600 кв. м - 5000 кв. м)).
3. (Административный иск Гололобова Владимира Валентиновича удовлетворить. Признать незаконным решение администрации городского округа Павловский Посад Московской области от 14.06.2023 N Р001-9405441592-72028444 об отказе в предоставлении государственной услуги: "Установление соответствия вида разрешенного использования земельного участка классификатору видов разрешенного использования земельных участков". Обязать администрацию городского округа Павловский Посад Московской области повторно рассмотреть заявление Гололобова Владимира Валентиновича об установлении соответствия вида разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером N, площадью 500 +/- 8 кв. м, расположенного по адресу: "адрес", классификатору видов разрешенного использования земельных участков "Для ведения личного подсобного хозяйства (приусадебный земельный участок)" вместо имеющегося "Под картофель" в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу).
Отметим, что приведенная выше точка зрения является нашим экспертным мнением и может не совпадать с мнением других специалистов.
Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Сухарников Иван
Ответ прошел контроль качества
6 октября 2024 г.
Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.