Новости и аналитика Правовые консультации Гражданское право Сроки и порядок рассмотрения жалобы в Конституционном Суде РФ

Сроки и порядок рассмотрения жалобы в Конституционном Суде РФ

В Конституционный Суд РФ была подана жалоба. Прошло три месяца, однако о жалобе и решении по ней ничего не известно.
Каковы сроки и порядок рассмотрения жалобы в данном случае? Возможно ли получить информацию о жалобе?

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:

Порядок и сроки рассмотрения жалобы Конституционным Судом РФ определяются Федеральным конституционным законом от 21.07.1994 N 1-ФКЗ "О Конституционном Суде Российской Федерации" и Регламентом Конституционного Суда РФ, принятым решением Конституционного Суда РФ от 01.03.1995 N 2-1/6.

Обоснование вывода:

Конституционный Суд РФ является высшим судебным органом конституционного контроля в Российской Федерации, осуществляющим судебную власть посредством конституционного судопроизводства в целях защиты основ конституционного строя, основных прав и свобод человека и гражданина, обеспечения верховенства и прямого действия Конституции РФ на всей территории Российской Федерации (ст. 125 Конституции РФ).

Конституционный Суд РФ в порядке, установленном федеральным конституционным законом, проверяет по жалобам на нарушение конституционных прав и свобод граждан конституционность законов и иных нормативных актов, примененных в конкретном деле, если исчерпаны все другие внутригосударственные средства судебной защиты.

Порядок и сроки рассмотрения жалобы Конституционным Судом РФ определяются Федеральным конституционным законом от 21.07.1994 N 1-ФКЗ "О Конституционном Суде Российской Федерации" (далее по тексту - Федеральный конституционный закон "О Конституционном Суде Российской Федерации") и Регламентом Конституционного Суда РФ, принятым решением Конституционного Суда РФ от 01.03.1995 N 2-1/6 (далее по тексту - Регламент).

Течение сроков, с которыми связывается наступление определенных юридических последствий, начинается на следующий день после календарной даты, которой определено начало соответствующего срока в Федеральном конституционном законе "О Конституционном Суде Российской Федерации" или в решении Конституционного Суда РФ.

Сроки, исчисляемые сутками, истекают в 24 часа последних суток. Сроки, исчисляемые месяцами, истекают в соответствующее число последнего месяца установленного срока. Если последний день срока приходится на нерабочий день, то днем окончания срока считается ближайший следующий за ним рабочий день.

Рассмотрение обращений, поступивших в Конституционный Суд РФ, после их регистрации в установленном Инструкцией по делопроизводству в Конституционном Суде РФ порядке осуществляется сотрудниками соответствующих подразделений Секретариата Конституционного Суда Российской Федерации, как правило, в срок, не превышающий 30 дней с момента регистрации обращения (п. 1.23).

Если обращение не соответствует требованиям Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", о несоблюдении которых Секретариат Конституционного Суда РФ уполномочен уведомить заявителя, сотрудник Секретариата уведомляет об этом заявителя.

Если обращение, по мнению соответствующего подразделения Секретариата Конституционного Суда РФ, явно не соответствует иным требованиям Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", то это подразделение, с согласия руководителя Секретариата Конституционного Суда РФ, вправе подготовить проект соответствующего определения Конституционного Суда РФ и передать его на изучение судей и последующее вынесение для рассмотрения в заседании суда.

В случае, если оснований для вышеуказанных действий не имеется, обращение с заключением (справкой) передается руководителю Секретариата Конституционного Суда РФ. Руководитель Секретариата передает заключение (справку) Председателю Конституционного Суда РФ для решения вопроса о направлении его судьям.

При этом сроки выполнения перечисленных действий ни Регламентом, ни Федеральным конституционным законом "О Конституционном Суде Российской Федерации" не определяются.

В случае если заявитель не согласен с содержащимся в поступившем на его имя уведомлении Секретариата Конституционного Суда РФ выводом о несоответствии обращения требованиям Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации" и требует принятия Конституционным Судом РФ решения по этому вопросу, а также в случаях, предусмотренных п. 3.23 Регламента, вопрос о соответствии обращения требованиям Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации" выносится на рассмотрение в заседании суда. При этом не позднее чем за десять дней до даты заседания всем судьям рассылается список вопросов, выносимых на рассмотрение в данном заседании, а в автоматизированной информационной системе "Судоделопроизводство" к соответствующему заседанию размещаются для изучения судьями проекты определений Конституционного Суда РФ, копии выносимых на рассмотрение обращений, приложений к ним и при необходимости другие материалы (п. 1.24).

Судья, не согласный с проектом определения, вынесенным на рассмотрение в заседании, вправе предложить альтернативный проект определения или письменные замечания к проекту, которые по его требованию рассылаются судьям и размещаются в автоматизированной информационной системе "Судоделопроизводство" не позднее дня, предшествующего дню заседания.

Заседания Конституционного Суда РФ по вопросам, указанным в п. 1.24, проводятся, как правило, не реже одного раза в месяц.

При признании обращения не соответствующим требованиям Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации" Конституционный Суд РФ выносит определение об отказе в принятии обращения к рассмотрению. Определение может быть вынесено в протокольной форме. Соответствующее определение или выписка из протокола заседания Конституционного Суда РФ направляется заявителю на указанный им в обращении адрес. В случае, если обращение подано в электронном виде с использованием системы подачи документов "Обращение в Конституционный Суд РФ", заявителю также направляется копия определения или выписки из протокола заседания Конституционного Суда РФ в соответствии с требованиями п. 3-22.1 Регламента. В случае, если обращение подано в электронном виде с использованием усиленной квалифицированной электронной подписи, заявителю также направляется копия определения или выписки из протокола заседания Конституционного Суда РФ в соответствии с требованиями п. 3-22.2 Регламента.

Обращение, вопрос о котором вынесен на рассмотрение в заседании Конституционного Суда РФ, признанное соответствующим требованиям Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", подлежит передаче судье для предварительного изучения.

Обращение, предварительное изучение которого завершено, вносится в повестку дня заседания Конституционного Суда РФ по представлению судьи, проводившего его изучение. Конкретные сроки предварительного изучения также законодательством не определены.

Заседания Конституционного Суда РФ по вопросу о принятии обращений к рассмотрению проводятся, как правило, не реже одного раза в месяц.

Решение Конституционного Суда РФ о принятии к рассмотрению формулируется по каждому обращению отдельно, как правило, в протокольной форме.

Если предложение судьи, изучавшего обращение в предварительном порядке, о принятии его к рассмотрению не получило поддержки, он на основе состоявшегося обсуждения готовит текст определения об отказе в принятии обращения к рассмотрению. При этом по его просьбе судьи, голосовавшие за отказ в принятии обращения к рассмотрению, излагают свои аргументы в письменной форме и передают их судье, готовящему текст определения об отказе в принятии обращения к рассмотрению.

Конституционный Суд РФ рассматривает жалобы с проведением слушания и без проведения слушаний (ст. 47, 47.1 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации").

В случае, если это допускается ч. 1 ст. 47.1 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", Конституционный Суд РФ вправе прийти к выводу о наличии оснований (условий) для рассмотрения дела без проведения слушания. В этом случае в решении Конституционного Суда о принятии обращения к рассмотрению указывается, что Конституционный Суд РФ предполагает разрешить дело без проведения слушания.

Дела, разрешаемые без проведения слушания, выносятся судьями-докладчиками в заседание Конституционного Суда РФ по мере готовности, но, как правило, не позднее чем через два месяца после принятия к рассмотрению соответствующих обращений (с учетом положений п. 3.53 Регламента).

Срок, в течение которого выносятся в заседание Конституционного Суда РФ дела с проведением слушания, не определяется.

Заседания Конституционного Суда РФ по разрешению дел без проведения слушания проводятся по мере необходимости.

Конституционный Суд РФ определяет очередность рассмотрения дел с учетом даты принятия обращения к рассмотрению. С учетом общественной значимости Конституционный Суд РФ может при определении очередности рассмотрения дел назначить дела к слушанию в ином порядке, чем обращения были приняты к рассмотрению.

В случае если в Конституционный Суд РФ в установленный в п. 2.29 Регламента срок поступило ходатайство с возражением против применения процедуры разрешения дела без проведения слушания, судья-докладчик на ближайшем заседании, докладывает о наличии такого ходатайства. Если Конституционный Суд РФ принимает решение о проведении слушания по делу, то при наличии возможности одновременно назначает дело к слушанию.

Судья-докладчик и Председатель Конституционного Суда РФ определяют круг лиц, подлежащих приглашению и вызову в заседание при разрешении дела с проведением слушания, дают распоряжения об оповещении о месте и времени такого заседания, а также о направлении участникам процесса необходимых материалов к такому заседанию.

Уведомление о заседании Конституционного Суда РФ с проведением слушания, копии обращений и поступивших отзывов на них, копии проверяемых актов, а при необходимости и иные документы направляются судьям и участникам процесса не позднее чем за десять дней до начала заседания (ст. 51 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации").

Информация о дате и времени заседаний Конституционного Суда РФ с проведением слушаний размещается на официальном сайте Конституционного Суда РФ в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", а также в доступном для граждан месте занимаемого Конституционным Судом РФ здания.

Конституционный Суд РФ может отложить рассмотрение вопроса о назначении дела к слушанию, к разрешению без проведения слушания либо перенести дату рассмотрения назначенного дела при наличии уважительных причин, которые указываются в протоколе заседания.

Дата и время начала слушания дела определяются при назначении его к рассмотрению в заседании Конституционного Суда РФ.

Сроки, в течение которых проводятся следующие стадии рассмотрения жалобы (подготовка дела к слушанию, проведение заседания, совещание судей, принятие итогового решения), законодательством не регламентируются.

При этом следует обратить внимание, что Федеральный закон от 30.04.2010 N 68-ФЗ "О компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок" на Конституционный Суд РФ не распространяется.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Михайлов Алексей

Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Амирова Лариса

11 сентября 2024 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.