Новости и аналитика Правовые консультации Гражданское право В процессе эксплуатации купленного оборудования выявлены недостатки, по заключению экспертизы оборудование, вопреки договору, не было новым. Какие штрафные санкции можно выставить продавцу?

В процессе эксплуатации купленного оборудования выявлены недостатки, по заключению экспертизы оборудование, вопреки договору, не было новым. Какие штрафные санкции можно выставить продавцу?

Между покупателем и поставщиком был заключен договор на поставку оборудования. По условиям договора оборудование должно быть новым, не бывшим в эксплуатации. В процессе использования данного оборудования покупатель заметил некоторые несоответствия, в связи с чем покупателем была проведена экспертиза, в соответствии с которой оборудование было признано не новым. Покупатель направил в адрес поставщика претензию, в ответе на которую поставщик не опровергал факт поставки оборудования, не соответствующего условиям договора. Какие штрафные санкции может выставить покупатель к продавцу за поставку оборудования, не соответствующего условиям договора? И с какого момента могут быть начислены штрафные санкции?

В соответствии с п. 1 ст. 518 ГК РФ покупатель (получатель), которому поставлены товары ненадлежащего качества, вправе предъявить поставщику требования, предусмотренные ст. 475 ГК РФ, за исключением случая, когда поставщик, получивший уведомление покупателя о недостатках поставленных товаров, без промедления заменит поставленные товары товарами надлежащего качества.

Пунктом 1 ст. 475 ГК РФ предусмотрено, что в случае, если недостатки товара не были оговорены продавцом, покупатель, которому передан товар ненадлежащего качества, вправе по своему выбору потребовать от продавца:

- соразмерного уменьшения покупной цены;

- безвозмездного устранения недостатков товара в разумный срок;

- возмещения своих расходов на устранение недостатков товара.

Согласно п. 2 той же статьи в случае существенного нарушения требований к качеству товара (обнаружения неустранимых недостатков, недостатков, которые не могут быть устранены без несоразмерных расходов или затрат времени, или выявляются неоднократно, либо проявляются вновь после их устранения, и других подобных недостатков) покупатель вправе по своему выбору:

- отказаться от исполнения договора купли-продажи и потребовать возврата уплаченной за товар денежной суммы;

- потребовать замены товара ненадлежащего качества товаром, соответствующим договору.

Таким образом, по смыслу ст. 475 ГК РФ, в случае поставки товара ненадлежащего качества выбор покупателем одного из альтернативных требований, указанных в данной норме, осуществляется с учетом характера недостатков товара (смотрите постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.02.2014 N 18АП-818/14).

В зависимости от характера различаются явные и скрытые недостатки; к явным недостаткам относятся те, которые могут быть обнаружены при обычном способе приемки (например, при осмотре товара) либо для которых определены специальные методы контроля (лабораторные испытания); скрытые - это недостатки, которые нельзя обнаружить указанными выше способами, и они проявляются лишь в процессе монтажа, наладки, использования или хранения товара (смотрите: апелляционное определение СК по гражданским делам Верховного Суда Республики Калмыкия от 26.02.2020 по делу N 33-173/2020). При этом продавец обязан предупредить покупателя как о явных, так и о скрытых недостатках, если они ему известны, в противном же случае он будет нести ответственность перед покупателем (смотрите: апелляционное определение СК по гражданским делам Забайкальского краевого суда от 16.04.2019 по делу N 33-1460/2019).

По смыслу ст. 475 ГК РФ покупатель вправе требовать от продавца уменьшения покупной цены при наличии не только явных, но скрытых недостатков, которые нельзя обнаружить при внешнем осмотре товара (смотрите постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 25.09.2007 N Ф04-6595/2007(38459-А45-12)). В данном случае как раз можно говорить о наличии скрытых недостатков (товар был в эксплуатации и не является новым).

Как следует из п. 1 ст. 477 ГК РФ, если иное не установлено законом или договором купли-продажи, покупатель вправе предъявить требования, связанные с недостатками товара, при условии, что они обнаружены в сроки, установленные данной статьей. В силу п. 2 ст. 477 ГК РФ, если на товар не установлен гарантийный срок или срок годности, требования, связанные с недостатками товара, могут быть предъявлены покупателем при условии, что недостатки проданного товара были обнаружены в разумный срок, но в пределах двух лет со дня передачи товара покупателю либо в пределах более длительного срока, когда такой срок установлен законом или договором купли-продажи. Если на товар установлен гарантийный срок, покупатель вправе предъявить требования, связанные с недостатками товара, при обнаружении недостатков в течение гарантийного срока (п. 3 ст. 477 ГК РФ).

Должник обязан возместить кредитору убытки, причиненные неисполнением или ненадлежащим исполнением обязательства. Убытки определяются в соответствии с правилами, предусмотренными ст. 15 ГК РФ (пп. 1, 2 ст. 393 ГК РФ).

Согласно ст. 15 ГК РФ лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере. Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чьё право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утраты или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).

Убытками в данном случае можно признать расходы на экспертизу, которые был вынужден произвести покупатель.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
кандидат юридических наук Сулейманов Марат

Ответ прошел контроль качества

22 августа 2024 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.