Новости и аналитика Правовые консультации Гражданское право Выкуп всего земельного участка при наличии объектов капитального строительства (ОКС)

Выкуп всего земельного участка при наличии объектов капитального строительства (ОКС)

ООО занимается добычей полезных ископаемых. ООО имеет в аренде земельный участок с видом разрешенного использования "недропользование". Земельный участок является муниципальной собственностью. На земельном участке имеется ОКС (объект капитального строительства) в собственности ООО. ООО имеет право выкупа земельного участка без проведения аукциона.
В границах указанного земельного участка располагается место добычи полезных ископаемых. Указанная территория имеет координатное описание в лицензии ООО на деятельность по добыче полезных ископаемых.
Отдельно территория, где производится добыча на кадастровом учете, не стоит, т.е. она входит в границу арендуемого земельного участка.
Может ли ООО выкупить арендуемый земельный участок целиком или необходимо разделить место добычи, указанное в лицензии, и остальную территорию?

В соответствии с п. 1 ст. 39.3 ЗК РФ продажа земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на торгах, проводимых в форме аукционов, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 данной статьи.

Согласно подп. 6 п. 2 ст. 39.3 ЗК РФ без проведения торгов осуществляется продажа земельных участков, на которых расположены здания, сооружения, собственникам таких зданий, сооружений либо помещений в них в случаях, предусмотренных ст. 39.20 ЗК РФ.

Так, в силу п. 1 ст. 39.20 ЗК РФ исключительное право на приобретение земельных участков в собственность или в аренду имеют граждане, юридические лица, являющиеся собственниками зданий, сооружений, расположенных на таких земельных участках, если иное не установлено ЗК или другими федеральными законами.

В соответствии с п. 1 ст. 39.14 ЗК РФ предоставление земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, осуществляется без проведения торгов в следующем порядке:

1) подготовка схемы расположения земельного участка;

2) подача в уполномоченный орган гражданином или юридическим лицом заявления о предварительном согласовании предоставления земельного участка;

3) принятие решения о предварительном согласовании предоставления земельного участка в порядке, установленном ст. 39.15 ЗК РФ;

4) обеспечение заинтересованным гражданином или юридическим лицом выполнения кадастровых работ в целях образования земельного участка в соответствии с проектом межевания территории, со схемой расположения земельного участка или с проектной документацией лесных участков;

5) осуществление государственного кадастрового учета;

6) подача в уполномоченный орган гражданином или юридическим лицом заявления о предоставлении земельного участка;

7) заключение договора.

Отметим, что ЗК РФ не содержит специальных норм, обязывающих собственников зданий и сооружений при обращении в уполномоченные органы обосновывать площадь испрашиваемого в порядке ст. 39.20 ЗК РФ земельного участка.

Вместе с тем в соответствии с разъяснениями, приведенными в п. 13 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 N 11 "О некоторых вопросах, связанных с применением земельного законодательства", испрашиваемый земельный участок должен быть сформирован для целей эксплуатации принадлежащего заявителю объекта недвижимости, расположенного на данном участке, в размере, необходимом для такой эксплуатации. При этом сам по себе факт постановки земельного участка на кадастровый учет, как и предшествующее ему утверждение схемы расположения участка, такими доказательствами выступать не могут. Собственник объектов недвижимости, требующий предоставления земельного участка, должен предоставить доказательства, подтверждающие необходимость использования земельного участка испрашиваемой площади для эксплуатации объектов недвижимого имущества, в том числе в заявленных целях (постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 5 июня 2020 г. N 15АП-6244/20 по делу N А53-27148/2018).

Согласно правовой позиции, изложенной в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.03.2011 N 13535/10, условием приобретения права на земельный участок, необходимый для эксплуатации расположенных на нем объектов недвижимости, является наличие доказательств, подтверждающих указанную заявителем площадь испрашиваемого участка. Заявитель при обращении в уполномоченный орган о предоставлении земельного участка обязан обосновать площадь земельного участка, занятого зданием, строением, сооружением и необходимого для их использования.

Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 23 июня 2021 г. N Ф08-4958/21 по делу N А32-14117/2020: В постановлениях Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.03.2011 N 13535/10, от 03.06.2014 N 1152/14 сформулирована правовая позиция, согласно которой условием приобретения права на земельный участок, необходимый для эксплуатации расположенных на нем объектов недвижимости, является наличие доказательств, подтверждающих указанную заявителем площадь испрашиваемого участка. Площадь подлежащего предоставлению земельного участка подлежит определению исходя из его функционального использования исключительно для эксплуатации расположенных на нем объектов, и должна быть соразмерна площади объектов недвижимого имущества (определение Верховного Суда Российской Федерации от 24.12.2015 N 309-ЭС15-11394). Исследовав и оценив фактические обстоятельства дела и имеющиеся доказательства по правилам статьи 71 Кодекса, доводы и возражения участвующих в деле лиц, установив, что администрация предоставила предпринимателю в аренду земельный участок площадью 7070 кв. м при площади принадлежащего арендатору объекта недвижимости, равной 84,7 кв. м, суды сделали вывод о явной несоразмерности площади земельного участка этому объекту (более чем в 80 раз), в связи с чем правомерно удовлетворили заявленные прокуратурой требования. Доводы заявителя жалобы о том, что спорный участок сформирован и поставлен на кадастровый учет с видом разрешенного использования - для размещения объектов промышленности (склада), не имеет правового значения, поскольку сам по себе факт постановки земельного участка на кадастровый учет, как и предшествующее ему утверждение схемы расположения участка, такими доказательствами выступать не могут (постановления Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.03.2011 N 13535/10 и от 03.06.2014 N 1152/14, определение Верховного Суда Российской Федерации от 24.12.2015 N 309-ЭС15-11394).

Также обращаем внимание на следующую судебную практику.

Согласно правовому подходу, сформулированному в определении Верховного Суда Российской Федерации от 24.12.2015 N 309-ЭС15-11394, площадь подлежащего предоставлению земельного участка подлежит определению исходя из его функционального использования исключительно для эксплуатации расположенных на нем объектов и должна быть соразмерна площади объектов недвижимого имущества.

В постановлении Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 8 июня 2020 г. N 17АП-4683/20 по делу N А50-35708/2019 указано: "В соответствии с правовой позицией, сформулированной в постановлениях Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.03.2011 N 13535/10, от 03.06.2014 N 1152/14, значимым является установление соразмерности площади испрашиваемого земельного участка площади расположенного на нем объекта недвижимости, необходимой для эксплуатации принадлежащего заявителю объекта".

Аналогичные положения содержит и постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда от 1 июня 2020 г. N 08АП-2070/20 по делу N А46-22188/2019: "...заявитель в рамках настоящего спора должен доказать, что весь земельный участок заявленной площади, на котором расположены принадлежащие обществу объекты недвижимого имущества, необходим для их эксплуатации, или сформировать и испрашивать без торгов такую часть спорного участка, на которой эти объекты располагаются и которая необходима для их обслуживания. Приведенные выше положения закона и разъяснения применительно к настоящей категории дел ставят на разрешение суда, рассматривающего спор о законности отказа в предоставлении участка, расположенного под объектом недвижимости, в собственность вопрос о том, необходим ли земельный участок заявленной площади, на котором расположены принадлежащие заявителю объекты недвижимого имущества, для их эксплуатации, или требуется сформировать и испрашивать без торгов иную часть спорного участка, на которой эти объекты располагаются и которая необходима для их обслуживания".

В определении Верховного Суда РФ от 16 января 2018 г. N 310-ЭС17-20379 суд пришел к выводу, что: "Бремя доказывания необходимого размера подлежащего выкупу земельного участка возлагается на лицо, желающее его выкупить".

В связи с изложенным площадь земельного участка, необходимая для размещения и обслуживания нежилого здания или сооружения, должна быть соразмерна площади самих объектов капитального строительства.

При этом сам по себе факт постановки земельного участка на государственный кадастровый учет значения не имеет.

Отметим, что образование участков, необходимых для эксплуатации объектов недвижимости, осуществляется по правилам ЗК РФ. Требования к образуемым земельным участкам закреплены в ст. 11.9 ЗК РФ.

Отметим, что если арендуемый земельный участок изначально формировался бы для целей размещения и обслуживания данного здания (сооружения), то формирование "нового" земельного участка (обоснование площади) не требовалось бы.

Однако, как следует из содержания вопроса, земельный участок предоставлялся для иных целей (недропользования).

В этой связи смотрите по аналогии:

- Определение СК по экономическим спорам Верховного Суда РФ от 27 декабря 2021 г. N 310-ЭС21-17478 по делу N А64-10403/2019: "...В соответствии с пунктом 1 статьи 39.3 Земельного кодекса по общему правилу продажа земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на торгах, проводимых в форме аукционов. В качестве исключения из этого правила согласно подпункту 6 пункта 2 статьи 39.3 Земельного кодекса допускается продажа без проведения торгов земельных участков, на которых расположены здания, сооружения, собственникам таких зданий, сооружений либо помещений в них в случаях, предусмотренных статьей 39.20 Земельного кодекса. По смыслу указанных норм, подлежащих применению с учетом общих положений земельного законодательства, обязывающих собственников земельных участков и лиц, не являющихся собственниками земельных участков, использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением (статья 42 Земельного кодекса), возникновение исключительного права на приобретение земельного участка без проведения торгов зависит от достижения той цели, для которой он предоставлялся лицу. Предоставление в собственность публичного земельного участка, занятого объектом, для строительства которого участок не предоставлялся, или площадь которого значительно превышает площадь недвижимости с учетом цели ее эксплуатации, может свидетельствовать о выкупе участка в обход установленной законом процедуры приватизации (определения Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации от 14.12.2021 N 302-ЭС21-14414, от 13.06.2017 N 307-КГ16-18929)...";

- Определение СК по экономическим спорам Верховного Суда РФ от 14 декабря 2021 г. N 302-ЭС21-14414 по делу N А19-19018/2019: "...В соответствии с позицией, сформулированной в определении Верховного Суда Российской Федерации от 06.03.2017 N 305-КГ16-16409, при предоставлении в собственность хозяйствующего субъекта арендуемого им земельного участка без публичных торгов орган государственной власти обязан учитывать потребность в данном земельном участке, исходя из назначения объекта недвижимости, расположенного на участке, градостроительных и иных требований, предъявляемых к эксплуатируемым объектам недвижимости, а также проектов планировки и развития территории соответствующего населенного пункта. Предоставление в собственность публичного земельного участка, занятого объектом, для строительства которого участок не предоставлялся или площадь которого значительно превышает площадь недвижимости с учетом цели ее эксплуатации, может свидетельствовать о выкупе участка в обход установленной законом процедуры приватизации (статья 217 ГК РФ и статья 39.20 ЗК РФ)...".

В связи с изложенным полагаем, что предоставление всего земельного участка (в рассматриваемом случае) не будет основано на законе.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Сухарников Иван

Ответ прошел контроль качества

4 июня 2024 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.