Является ли п. 2 ст. 3.1 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" нормой закона, с введением в действия которой у субъекта РФ автоматически возникает право собственности?
Пунктом 2 статьи 3.1 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" предусмотрено, что в целях разграничения государственной собственности на землю к собственности субъектов Российской Федерации относятся:
- земельные участки, занятые зданиями, строениями, сооружениями, находящимися в собственности субъектов Российской Федерации;
- земельные участки, предоставленные органам государственной власти субъектов Российской Федерации, а также казенным предприятиям, государственным унитарным предприятиям или некоммерческим организациям, созданным органами государственной власти субъектов Российской Федерации;
- земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения, занятые внутрихозяйственными дорогами, коммуникациями, лесными насаждениями, предназначенными для обеспечения защиты земель от негативного воздействия, водными объектами, за исключением таких земельных участков, находящихся в собственности Российской Федерации, собственности муниципальных образований, граждан и юридических лиц либо предоставленных физическим или юридическим лицам на ином вещном праве;
- иные предусмотренные федеральными законами земельные участки и предусмотренные федеральными законами земли.
Можно ли трактовать данное положение закона как то, что указанные земельные участки априори принадлежат на праве собственности субъекту Российской Федерации? Или до государственной регистрации права на эти земельные участки они относятся к неразграниченным землям?
Разграничение государственной собственности на землю на собственность Российской Федерации (федеральную собственность), собственность субъектов Российской Федерации и собственность муниципальных образований (муниципальную собственность) осуществляется в соответствии с Земельным Кодексом РФ и федеральными законами (п. 2 ст. 16 ЗК РФ).
В силу п. 1 ст. 18 ЗК РФ в собственности субъектов Российской Федерации находятся земельные участки:
- которые признаны таковыми федеральными законами;
- право собственности субъектов Российской Федерации на которые возникло при разграничении государственной собственности на землю;
- которые приобретены субъектами Российской Федерации по основаниям, предусмотренным гражданским законодательством;
- которые безвозмездно переданы субъектам Российской Федерации из федеральной собственности.
Как установлено п. 2 ст. 3.1 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", в целях разграничения государственной собственности на землю к собственности субъектов Российской Федерации относятся:
- земельные участки, занятые зданиями, строениями, сооружениями, находящимися в собственности субъектов Российской Федерации;
- земельные участки, предоставленные органам государственной власти субъектов Российской Федерации, а также казенным предприятиям, государственным унитарным предприятиям или некоммерческим организациям, созданным органами государственной власти субъектов Российской Федерации;
- земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения, занятые внутрихозяйственными дорогами, коммуникациями, лесными насаждениями, предназначенными для обеспечения защиты земель от негативного воздействия, водными объектами, за исключением таких земельных участков, находящихся в собственности Российской Федерации, собственности муниципальных образований, граждан и юридических лиц либо предоставленных физическим или юридическим лицам на ином вещном праве;
- иные предусмотренные федеральными законами земельные участки и предусмотренные федеральными законами земли.
В п. 10 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 N 11 "О некоторых вопросах, связанных с применением земельного законодательства" разъяснено, что до разграничения государственной собственности на землю судам необходимо исходить из того, что соответствующий земельный участок находится в государственной собственности (п. 2 ст. 214 Гражданского кодекса РФ). В этой связи смотрите также определение Верховного Суда РФ от 21 октября 2021 г. N 308-ЭС21-15476 по делу N А32-59346/2019.
В целях разграничения государственной собственности на землю к собственности субъекта Российской Федерации относятся в том числе участки из земель сельскохозяйственного назначения, занятые внутрихозяйственными дорогами, коммуникациями, лесными насаждениями, предназначенными для обеспечения защиты земель от негативного воздействия (абзац четвертый п. 2 ст. 3.1 Закона N 137-ФЗ). В этой связи смотрите постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 14 июля 2020 г. N Ф08-4320/20 по делу N А32-35179/2019.
При этом применяя по аналогии постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 19 июля 2011 г. N 2178/11, полагаем, что п. 2 ст. 3.1 Закона N 137-ФЗ является нормой федерального закона, с момента введения в действие которой соответствующие земельные участки признаются находящимися в государственной собственности субъекта РФ, наличие государственной регистрации права на эти земельные участки правового значения не имеет.
В этой связи также смотрите решение Панинского районного суда Воронежской области от 20 апреля 2023 г. по делу N 2-24/2023; решение Благодарненского районного суда Ставропольского края от 06 июля 2022 г. по делу N 2-297/2022; постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 22 марта 2024 г. N 20АП-1175/24 по делу N А68-8611/2023; постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 22 марта 2024 г. N 20АП-1175/24 по делу N А68-8611/2023; решение Динского районного суда Краснодарского края от 30 января 2023 г. по делу N 2а-1200/2023: "...Тем самым, учитывая, что земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения, занятые лесными насаждениями, предназначенными для обеспечения защиты земель от негативного воздействия, относятся к собственности субъектов РФ, и в силу ст. 3.1 и ст. 3.3 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 137-ФЗ орган местного самоуправления не вправе распоряжаться вышеуказанным земельным участком...".
Отметим, что приведенная выше точка зрения является нашим экспертным мнением и может не совпадать с мнением других специалистов.
Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Балашов Дмитрий
Ответ прошел контроль качества
10 июня 2024 г.
Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.