Какой орган местного самоуправления осуществляет перевод муниципального земельного участка из одной категории в другую?
В соответствии с подп. 3 п. 1 ст. 8 ЗК РФ перевод земель, находящихся в муниципальной собственности, за исключением земель сельскохозяйственного назначения, осуществляется органами местного самоуправления.
Какие именно органы местного самоуправления имеются в виду?
К сожалению, в ходе подготовки ответа нами не найдена судебная практика (иные материалы), детально разъясняющая данный вопрос.
Вместе с тем считаем возможным отметить следующее.
Перевод земель - это установление порядка, условий, предела эксплуатации земель для конкретных целей в соответствии с категориями земель (апелляционное определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 11 июля 2018 г. N 66-АПГ18-22).
Перевод земель из одной категории в другую - исключительная компетенция публичных органов власти.
Апелляционное определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 11 июля 2018 г. N 66-АПГ18-22: Перевод земель из одной категории в другую в соответствии со статьей 8 ЗК РФ является прерогативой публичных органов власти.
Определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 7 декабря 2011 г. N 4-Г11-48: Статья 8 Кодекса устанавливает круг органов государственной власти, в компетенции которых находятся вопросы отнесения земель к категориям, а также их перевода из одной категории в другую. Из содержания приведенной нормы следует, что критерием для разграничения полномочий является вид собственности на землю - федеральная, собственность субъектов Российской Федерации, муниципальная, частная, а также назначение земли.
Так, в соответствии с подп. 3, 4 п. 1 ст. 8 ЗК РФ перевод земель из одной категории в другую осуществляется в отношении земель, находящихся в муниципальной собственности, за исключением земель сельскохозяйственного назначения, - органами местного самоуправления; земель, находящихся в частной собственности: земель сельскохозяйственного назначения - органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации; земель иного целевого назначения - органами местного самоуправления.
Перевод земель населенных пунктов в земли иных категорий и земель иных категорий в земли населенных пунктов независимо от их форм собственности осуществляется путем установления или изменения границ населенных пунктов в порядке, установленном настоящим Кодексом и законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности.
Порядок перевода земель из одной категории в другую устанавливается федеральными законами.
Согласно п. 2 ст. 2 закона Краснодарского края от 5 ноября 2002 г. N 532-КЗ "Об основах регулирования земельных отношений в Краснодарском крае" перевод земель из одной категории в другую в порядке, установленном федеральными законами, осуществляется:
1) высшим исполнительным органом Краснодарского края - в отношении земель, находящихся в собственности Краснодарского края, и земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в муниципальной и частной собственности;
2) органами местного самоуправления - в отношении земель, находящихся в муниципальной и частной собственности, за исключением земель сельскохозяйственного назначения.
В силу ст. 6 закона Краснодарского края от 5 ноября 2002 г. N 532-КЗ "Об основах регулирования земельных отношений в Краснодарском крае" органы местного самоуправления в Краснодарском крае переводят земли из одной категории в другую в установленном порядке.
Согласно ст. 36 закона Краснодарского края от 5 ноября 2002 г. N 532-КЗ "Об основах регулирования земельных отношений в Краснодарском крае" до разграничения государственной собственности на землю перевод земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую осуществляется:
1) органом местного самоуправления муниципального округа, городского округа - в отношении земель или земельных участков, расположенных на территории муниципального округа, городского округа, за исключением земель сельскохозяйственного назначения или земельных участков в составе таких земель, а также земель или земельных участков, необходимых для федеральных нужд;
2) органом местного самоуправления городского поселения - в отношении земель или земельных участков, расположенных на территории городского поселения, за исключением земель сельскохозяйственного назначения или земельных участков в составе таких земель, а также земель или земельных участков, необходимых для федеральных нужд;
3) органом местного самоуправления муниципального района - в отношении земель или земельных участков, расположенных на территории сельского поселения, входящего в состав этого муниципального района, за исключением земель сельскохозяйственного назначения или земельных участков в составе таких земель, а также земель или земельных участков, необходимых для федеральных нужд;
4) высшим исполнительным органом Краснодарского края - в отношении иных земель или земельных участков в составе таких земель, за исключением земель или земельных участков, необходимых для федеральных нужд.
Смотрите по аналогии:
- постановление администрации муниципального образования Белоглинский район от 6 августа 2019 г. N 365 "Об утверждении административного регламента по предоставлению муниципальной услуги "Перевод земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую";
- постановление администрации муниципального образования Каневской район от 24 августа 2022 г. N 1403 "Об утверждении административного регламента по предоставлению муниципальной услуги "Перевод земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую";
- постановление администрации муниципального образования Брюховецкий район Краснодарского края от 15 декабря 2023 г. N 1860 "Об утверждении административного регламента предоставления муниципальной услуги "Перевод земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую";
- постановление администрации Тимашевского городского поселения Тимашевского района Краснодарского края от 25 января 2024 г. N 44 "Об утверждении административного регламента предоставления муниципальной услуги "Отнесение земель или земельных участков в составе таких земель к определенной категории земель или перевод земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую категорию".
Исключение: постановление администрации Южного сельского поселения Крымского района от 29 июня 2016 г. N 115 "Об утверждении Административного регламента предоставления муниципальной услуги "Перевод земель или земельных участков в составе таких земель, находящихся в собственности поселений, из одной категории в другую (за исключением земель сельскохозяйственного назначения)";
- постановление администрации Гирейского городского поселения Гулькевичского района от 1 июня 2016 г. N 81 "Об утверждении административного регламента по предоставлению муниципальной услуги "Перевод земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую";
- постановление администрации Березанского сельского поселения Выселковского района от 4 марта 2016 г. N 43 "Об утверждении административного регламента по предоставлению муниципальной услуги "Перевод земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую";
- постановление администрации сельского поселения Кубань Гулькевичского района от 27 июля 2015 г. N 197 "Об утверждении административного регламента по предоставлению муниципальной услуги "Перевод земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую";
- постановление администрации Гулькевичского городского поселения Гулькевичского района от 29 ноября 2019 г. N 518 "Об утверждении административного регламента по предоставлению муниципальной услуги "Перевод земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую";
- постановление администрации Кухаривского сельского поселения Ейского района от 26 апреля 2019 г. N 59 "О переводе земельного участка из одной категории в другую и установлении вида разрешенного использования земельному участку с кадастровым номером 23:08:0208001:52";
- постановление администрации Кухаривского сельского поселения Ейского района от 26 апреля 2019 г. N 58 "О переводе земельного участка из одной категории в другую и установлении вида разрешенного использования земельному участку с кадастровым номером 23:08:1001000:368";
- постановление администрации Рисовое сельского поселения Славянского района от 5 июля 2016 г. N 82 "Об утверждении административного регламента предоставления муниципальной услуги "Перевод земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую".
Смотрите также:
- постановление администрации города Нягани от 24.06.2021 N 2149 "Об утверждении Административного регламента предоставления муниципальной услуги "Отнесение земель или земельных участков, находящихся в муниципальной собственности или государственная собственность на которые не разграничена, к определенной категории земель, перевод земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую, за исключением земель сельскохозяйственного назначения";
- постановление Исполнительного комитета Высокогорского муниципального района от 17 декабря 2020 г. N 947 "Об утверждении административного регламента предоставления муниципальной услуги по принятию решения о переводе земельного участка, находящегося в частной или муниципальной собственности, из состава земель одной категории (за исключением земель сельскохозяйственного назначения) в другую";
- постановление Исполнительного комитета Черемшанского муниципального района от 5 ноября 2020 г. N 456 "Об утверждении административного регламента предоставления муниципальной услуги по принятию решения о переводе земельного участка, находящегося в частной или муниципальной собственности, из земель одной категории (за исключением земель сельскохозяйственного назначения) в другую".
Также просим обратить внимание на органы, принимающие данные административные регламенты (муниципальные районы, городские поселения, сельские поселения и круг заявителей).
При этом нормы действующего законодательства не содержат положений, позволяющих сделать однозначный вывод, в компетенцию какого именно органа местного самоуправления входит перевод земельного участка в иную категорию (за исключением земель сельскохозяйственного назначения), если земельный участок муниципальной собственности расположен в границах другого муниципального образования.
Полагаем, что после разграничения государственной собственности на землю будут действовать общие правила ЗК РФ и Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".
Так, в силу п. 2 ст. 11 ЗК РФ органами местного самоуправления осуществляются управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности.
Согласно п. 1 ст. 51 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" органы местного самоуправления от имени муниципального образования самостоятельно владеют, пользуются и распоряжаются муниципальным имуществом в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.
Как было указано выше, перевод земель из одной категории в другую осуществляется в отношении земель, находящихся в муниципальной собственности, за исключением земель сельскохозяйственного назначения, - органами местного самоуправления.
В связи с изложенным, а также исходя из системного толкования норм ЗК РФ и Федерального закона от 21 декабря 2004 г. N 172-ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую", полагаем, что решение об изменении категории земель должно приниматься собственником муниципального земельного участка самостоятельно.
Так, например (по аналогии), в силу подп. 2 п. 1 ст. 11 ЗК РФ перевод земель из одной категории в другую осуществляется в отношении земель, находящихся в собственности субъектов Российской Федерации - органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, вне зависимости от того, в границах какого именно муниципального образования находится земельный участок.
Полагаем что иной подход идет в противоречие с норами ЗК РФ и Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".
Однако, как было указано выше, в ходе подготовки ответа нами не найдена судебная практика (иные материалы), детально разъясняющая данный вопрос.
Отметим, что приведенная выше точка зрения является нашим экспертным мнением и может не совпадать с мнением других специалистов.
Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Сухарников Иван
Ответ прошел контроль качества
29 мая 2024 г.
Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.