Взыскание неустойки за просрочку в поставке товара
Поставщик допустил просрочку поставки и сообщил покупателю, что не может поставить товар.
До какого момента покупатель имеет право начислить неустойку за просрочку поставки?
Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
Если не имеется оснований для освобождения поставщика от ответственности, то неустойка может быть взыскана до момента фактической поставки или до момента расторжения договора.
Обоснование вывода:
Согласно положениям ст. 330 ГК РФ неустойкой (штрафом, пеней) признается определенная законом или договором денежная сумма, которую должник обязан уплатить кредитору в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательства, в частности в случае просрочки исполнения. По требованию об уплате неустойки кредитор не обязан доказывать причинение ему убытков. Кредитор не вправе требовать уплаты неустойки, если должник не несет ответственности за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательства.
Неустойка подлежит начислению за период, пока существует просроченное обязательство.
Отметим, что само по себе уведомление поставщика о том, что он не может поставить товар, не прекращает его обязательство по поставке и, соответственно, не освобождает его от ответственности за нарушение срока поставки.
Момент, до которого покупатель может начислить неустойку, зависит, в частности, от дальнейших действий сторон договора (в первую очередь, покупателя).
Как разъяснено в п. 65 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24 марта 2016 г. N 7 "О применении судами некоторых положений Гражданского кодекса Российской Федерации об ответственности за нарушение обязательств" (далее - постановление Пленума от 24 марта 2016 г. N 7) по смыслу статьи 330 ГК РФ истец вправе требовать присуждения неустойки по день фактического исполнения обязательства (в частности, фактической уплаты кредитору денежных средств, передачи товара, завершения работ). Законом или договором может быть установлен более короткий срок для начисления неустойки, или ее сумма может быть ограниченна (например, пункт 6 статьи 16.1 Федерального закона от 25 апреля 2002 года N 40-ФЗ "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств" (далее - Закон об ОСАГО)). Присуждая неустойку, суд по требованию истца в резолютивной части решения указывает сумму неустойки, исчисленную на дату вынесения решения и подлежащую взысканию, а также то, что такое взыскание производится до момента фактического исполнения обязательства. Расчет суммы неустойки, начисляемой после вынесения решения, осуществляется в процессе исполнения судебного акта судебным приставом-исполнителем, а в случаях, установленных законом, - иными органами, организациями, в том числе органами казначейства, банками и иными кредитными организациями, должностными лицами и гражданами.
Таким образом, кредитор вправе требовать присуждения ему неустойки за нарушение срока поставки товара вплоть до момента его фактической поставки (если покупатель будет настаивать на реальном исполнении обязательства по поставке). Однако если у поставщика действительно нет возможности (и не предвидится) поставить согласованный товар, то настаивать на реальном исполнении вряд ли целесообразно.
По общему правилу если при расторжении договора основное обязательство прекращается, неустойка начисляется до момента прекращения этого обязательства (пункт 4 статьи 329 ГК РФ) (п. 66 постановления Пленума от 24 марта 2016 г. N 7). Например, если поставщик просрочил поставку товара и в итоге покупатель отказался от договора, такой отказ прекращает обязательство по поставке. Соответственно, в сценарии расторжения договора (в случае судебного расторжения, расторжения по соглашению сторон или ввиду одностороннего отказа покупателя от договора) покупатель вправе требовать взыскания неустойки за нарушение срока поставки с даты, следующей за согласованным в договоре днем поставки до даты расторжения договора (смотрите также, например, постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 5 мая 2022 г. N 15АП-4100/22 по делу N А53-20038/2021).
В то же время необходимо учитывать, что согласно п. 3 ст. 401 ГК РФ если иное не предусмотрено законом или договором, лицо, не исполнившее или ненадлежащим образом исполнившее обязательство при осуществлении предпринимательской деятельности, несет ответственность, если не докажет, что надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств. К таким обстоятельствам не относятся, в частности, нарушение обязанностей со стороны контрагентов должника, отсутствие на рынке нужных для исполнения товаров, отсутствие у должника необходимых денежных средств.
В постановлении Пленума от 24 марта 2016 г. N 7 и других судебных актах сформулировано, какими должны быть обстоятельства, чтобы они были признаны обстоятельствами непреодолимой силы:
- обстоятельство должно носить чрезвычайный и непредотвратимый при данных условиях характер (п. 8 постановления Пленума от 24 марта 2016 г. N 7);
- требование чрезвычайности подразумевает исключительность рассматриваемого обстоятельства, наступление которого не является обычным в конкретных условиях (п. 8 постановления Пленума от 24 марта 2016 г. N 7);
- если иное не предусмотрено законом, обстоятельство признается непредотвратимым, если любой участник гражданского оборота, осуществляющий аналогичную с должником деятельность, не мог бы избежать наступления этого обстоятельства или его последствий (п. 8 постановления Пленума от 24 марта 2016 г. N 7);
- неотвратимость должна носить объективный, а не субъективный характер (определение Верховного Суда РФ от 16 февраля 2015 г. N 306-ЭС14-7853 по делу N А65-29455/2013);
- признаки чрезвычайности и неотвратимости должны присутствовать одновременно, в совокупности (определение СК по экономическим спорам Верховного Суда РФ от 24 марта 2015 г. N 306-ЭС14-7853 по делу N А65-29455/2013);
- действие непреодолимой силы должно быть связано с конкретными гражданско-правовыми обязательствами сторон и быть непосредственной причиной невозможности их исполнения или ненадлежащего исполнения (постановление Арбитражного суда Уральского округа от 26 июня 2018 г. N Ф09-2519/18 по делу N А76-7758/2017).
Из такого обязательного признака обстоятельств непреодолимой силы, как непредотвратимость, следует вывод о том, что обстоятельство непреодолимой силы должно наступить после возникновения обязательства, а при заключении договора стороны не должны были предвидеть его наступление (что важно учитывать в рассматриваемой ситуации, поскольку письмо производителя датировано до даты заключения договора поставки). Так, например, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в постановлении от 17 ноября 2015 г. N А20-4212/2014 указал, что обстоятельства непреодолимой силы обладают признаками не только неконтролируемости и объективной непредотвратимости, но и не могут быть прогнозируемыми.
Последствием наступления обстоятельств непреодолимой силы является освобождение должника от ответственности за неисполнение или ненадлежащее исполнение (например, за просрочку исполнения) обязательства - от уплаты неустойки, возмещения убытков, вызванных неисполнением (ненадлежащим исполнением) обязательства.
Таким образом, если все-таки в судебном порядке будет установлено, что имеются основания для освобождения поставщика от ответственности за нарушение срока поставки ввиду действия обстоятельств непреодолимой силы, кредитор (покупатель) не сможет истребовать от поставщика сумму неустойки.
Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Иванов Александр
Ответ прошел контроль качества
26 марта 2024 г.
Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.