Может ли быть признано потребителем физическое лицо, пользующееся результатом оказанных услуг?
Может ли быть признано потребителем физическое лицо, пользующееся результатом оказанных услуг (это лицо не заключало договор с исполнителем, ничего ему не оплачивало, но пользуется результатом услуг)?
Прежде всего отметим, что закон РФ от 7 февраля 1992 г. N 2300-I "О защите прав потребителей" (далее - Закон N 2300-I) регулирует отношения, возникающие между потребителями и изготовителями, исполнителями, импортерами, продавцами, владельцами агрегаторов информации о товарах (услугах) при продаже товаров (выполнении работ, оказании услуг), устанавливает права потребителей на приобретение товаров (работ, услуг) надлежащего качества и безопасных для жизни, здоровья, имущества потребителей и окружающей среды, получение информации о товарах (работах, услугах) и об их изготовителях (исполнителях, продавцах), о владельцах агрегаторов информации о товарах (услугах), просвещение, государственную и общественную защиту их интересов, а также определяет механизм реализации этих прав.
Согласно преамбуле Закона N 2300-I потребитель - это гражданин, имеющий намерение заказать или приобрести либо заказывающий, приобретающий или использующий товары (работы, услуги) исключительно для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности.
Закон N 2300-I не распространяется на юридических лиц, а также на физических лиц (граждан), которые приобретают товар с целью его использования в предпринимательской деятельности.
Не является потребителем гражданин, приобретающий товары для организаций и за их счет с целью использования в производстве, а также заказывающий для организаций за их счет работы, услуги в этих же целях (примеры: приобретение фотокамеры для работы в издательстве, химическая чистка штор, натирка полов и т.д.).
Согласно разъяснениям, содержащимся в п. 3 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 28 июня 2012 г. N 17 "О рассмотрении судами гражданских дел по спорам о защите прав потребителей" при отнесении споров к сфере регулирования Закона о защите прав потребителей следует учитывать, что исходя из преамбулы Закона о защите прав потребителей и статьи 9 Федерального закона от 26 января 1996 года N 15-ФЗ "О введении в действие части второй Гражданского кодекса Российской Федерации" правами, предоставленными потребителю Законом и изданными в соответствии с ним иными правовыми актами, а также правами стороны в обязательстве в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации, пользуется не только гражданин, который имеет намерение заказать или приобрести либо заказывающий, приобретающий товары (работы, услуги), но и гражданин, который использует приобретенные (заказанные) вследствие таких отношений товары (работы, услуги) на законном основании (наследник, а также лицо, которому вещь была отчуждена впоследствии, и т.п.). При этом следует иметь в виду предусмотренные Законом случаи, когда ответственность продавца (исполнителя) возникает только перед гражданином, заключившим с ним договор (например, согласно пункту 1 статьи 12 Закона потребовать от продавца (исполнителя) возмещения убытков, причиненных необоснованным уклонением от заключения договора, вправе только тот потребитель, которому было отказано в предоставлении возможности незамедлительно получить при заключении договора информацию о товаре, работе или услуге).
Аналогичные разъяснения содержатся и в приказе ГАК РФ от 20 мая 1998 г. N 160 "Разъяснения "О некоторых вопросах, связанных с применением закона Российской Федерации "О защите прав потребителей", а именно: под "потребителем" понимается не только гражданин, который непосредственно приобрел товар или заказал работу (услугу), но и гражданин, пользующийся ими.
При этом п. 2 ст. 14 Закона N 2300-I предусмотрено, что право требовать возмещения вреда, причиненного вследствие недостатков товара (работы, услуги), признается не только за самим потребителем, но и за любым потерпевшим независимо от того, состоял он в договорных отношениях с продавцом (исполнителем) или нет.
Таким образом, Законом о защите прав потребителей признается право на возмещение вреда вследствие недостатков товара (работы, услуги) и за потерпевшим, не состоявшим в договорных отношениях с продавцом (исполнителем) (смотрите п. 2 Обзора судебной практики по делам о защите прав потребителей (утвержден Президиумом Верховного Суда РФ 18 октября 2023 г.).
В этой связи рекомендуем обратить внимание на судебную практику, например:
- определение СК по гражданским делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции от 16 марта 2021 г. по делу N 8Г-2506/2021[88-4746/2021];
- определение СК по гражданским делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции от 14 октября 2021 г. по делу N 8Г-7826/2021[88-8328/2021]);
- решение Вологодского районного суда Вологодской области от 09 августа 2022 г. по делу N 2-1133/2022;
- апелляционное определение Верховного Суда Республики Алтай от 09 апреля 2014 г. по делу N 33-269;
- решение Фрунзенского районного суда г. Ярославля Ярославской области от 24 ноября 2023 г. по делу N 2-2438/2023;
- апелляционное определение Ленинского районного суда г. Кирова Кировской области от 08 сентября 2016 г. по делу N 11-114/2016;
- решение Александровского городского суда Владимирской области от 19 декабря 2016 г. по делу N 2-1215/2016;
- решение Куйбышевского районного суда г. Омска Омской области от 26 февраля 2020 г. по делу N 2-2/2020;
- решение Нижневартовского городского суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 14 марта 2022 г. по делу N 2-253/2022.
Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Парасоцкая Елена
Ответ прошел контроль качества
18 марта 2024 г.
Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.