Отказ от товара, приобретенного дистанционно, предъявление претензии продавцу о возврате денежных средств, уплаченных за этот товар
В интернет-магазине куплен товар с доставкой до пункта выдачи, покупатель не получил товар в сроки хранения по уважительной причине, заказ расформирован и отправлен обратно на склад. Магазин удержал полную стоимость товара, мотивируя расходами маркетплейса и продавца. Правомерны ли действия маркетплейса? В каком порядке и у кого истребовать цену товара?
В соответствии с п. 1 ст. 26.1 Закона РФ от 7 февраля 1992 г. N 2300-I "О защите прав потребителей" (далее - Закон N 2300-I) договор розничной купли-продажи может быть заключен на основании ознакомления потребителя с предложенным продавцом описанием товара посредством каталогов, проспектов, буклетов, фотоснимков, средств связи (телевизионной, почтовой, радиосвязи и других) или иными исключающими возможность непосредственного ознакомления потребителя с товаром либо образцом товара при заключении такого договора (дистанционный способ продажи товара) способами.
Потребитель вправе отказаться от любого товара, приобретенного дистанционно, за исключением товара надлежащего качества, имеющего индивидуально-определенные свойства, если указанный товар может быть использован исключительно приобретающим его потребителем, в любое время до его передачи, а после передачи товара - в течение семи дней. При этом, как прямо установлено законом, при отказе потребителя от товара продавец должен возвратить ему денежную сумму, уплаченную потребителем по договору, за исключением расходов продавца на доставку от потребителя возвращенного товара, не позднее чем через десять дней со дня предъявления потребителем соответствующего требования (п. 4 ст. 26.1 Закона N 2300-I).
Как следует из условий вопроса, товар был приобретен дистанционно (с использованием сети Интернет), покупатель фактически отказался от приобретенного товара (действующее законодательство не содержит в себе какого-либо исчерпывающего перечня действий покупателя, которые могли бы расцениваться как действия, выражающие отказ от товара, соответственно, неявка в пункт выдачи заказов в течение установленного срока хранения заказа также, по нашему мнению, может считаться выражением воли покупателя на отказ от товара).
Из буквального толкования п. 4 ст. 26.1 Закона N 2300-I следует, что требование о возврате денежной суммы, уплаченной за товар, предъявляется непосредственно продавцу (в ряде случаев маркетплейс может одновременно быть продавцом товаров, проверить информацию о том, кто является продавцом, можно, например, в карточке товара, либо в бланке заказа, либо в присланном электронном чеке), поскольку именно он должен возвратить покупателю эту сумму, удержав только свои расходы на доставку от потребителя возвращенного товара, но никак не полную стоимость товара, от которого потребитель отказался.
Отметим, что в случае возникновения спора окончательное решение по делу может быть принято только судом на основании надлежащего изучения всех имеющихся доказательств.
Также рекомендуем при обращении в суд привлекать к участию в деле в качестве третьего лица и маркетплейс.
Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Рижская Мария
Ответ прошел контроль качества
19 марта 2024 г.
Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.