Выкуп земельного участка в порядке Постановления Правительства РФ от 9 апреля 2022 г. N 629
С гражданином в период с сентября по ноябрь 2023 года были заключены договоры аренды земельных участков с видом разрешенного использования - огородничество. Гражданин в 2023 году сразу после заключения договоров аренды подал заявления о приобретении земельных участков в собственность без торгов на основании постановления от 09.04.2022 N 629. Земельные участки в соответствии с видом разрешенного использования гражданином не использовались.
Имеются ли основания для отказа в заключении договоров купли-продажи, если участки не использовались?
В соответствии с подп. "а" п. 1 постановления Правительства РФ от 9 апреля 2022 г. N 629 "Об особенностях регулирования земельных отношений в Российской Федерации в 2022 и 2023 годах, а также о случаях установления льготной арендной платы по договорам аренды земельных участков, находящихся в федеральной собственности, и размере такой платы" допускается наряду со случаями, предусмотренными Земельным кодексом Российской Федерации, продажа без проведения торгов земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, и земельного участка, государственная собственность на который не разграничена, предназначенных для ведения личного подсобного хозяйства, ведения гражданами садоводства или огородничества для собственных нужд, отдыха (рекреации), производственной деятельности, нужд промышленности и предоставленных в аренду, при условии отсутствия у уполномоченного органа, предусмотренного статьей 39 2 Земельного кодекса Российской Федерации, информации о выявленных в рамках государственного земельного надзора и неустраненных нарушениях законодательства Российской Федерации при использовании такого земельного участка.
Согласно толковому словарю С.И. Ожегова "наряду" употребляется в понимании "одинаково", "в то же время" и "одновременно".
При этом вышеприведенные нормы постановления Правительства РФ от 9 апреля 2022 г. N 629 не содержат требования относительно минимального срока владения земельным участком, находящимся в государственной или муниципальной собственности для ведения гражданами огородничества для собственных нужд, в отличие, например, от подп. 9 п. 2 ст. 39.3 ЗК РФ.
Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии в своем письме (информации от 12 мая 2022 г.) указывает, что для выкупа рассматриваемого земельного участка необходимо соблюдение только двух условий, а именно:
1) участок для ведения личного подсобного хозяйства за границами населенного пункта, ведения садоводства или огородничества для собственных нужд должен быть предоставлен в аренду органами государственной власти или местного самоуправления;
2) арендатор не должен нарушать требования земельного законодательства.
Основания для отказа в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов содержатся в ст. 39.16 ЗК РФ.
Приведенный в ст. 39.16 ЗК РФ перечень оснований для отказа в предоставлении земельного участка в собственность является исчерпывающим (апелляционное определение СК по гражданским делам Кировского областного суда от 17 марта 2022 г. по делу N 33-628/2022).
При этом подобного основания для отказа в предоставлении в собственность земельного участка данная норма не содержит.
В этой связи полагаем, что указанный в вопросе земельный участок подлежит продаже независимо от срока владения при отсутствии оснований для отказа в его предоставлении, предусмотренных ст. 39.16 ЗК РФ.
Апелляционное определение СК по административным делам Верховного Суда Республики Карелия от 14 августа 2023 г. по делу N 33а-2041/2023: Таким образом, поскольку земельный участок с кадастровым номером N с видом разрешенного использования "для сельскохозяйственного использования", включающего в себя и вид разрешенного использования "ведение личного подсобного хозяйства на полевых участках", предоставлен административному истцу в аренду без торгов в целях ведения личного подсобного хозяйства на полевых участках, постольку указанный земельный участок как предназначенный для ведения личного подсобного хозяйства и предоставленный в аренду без торгов подпадает под действие положений подп. "а" п. 1 постановления N 629 и может быть предоставлен административному истцу в собственность без проведения торгов и без соблюдения трехлетнего срока владения земельным участком, установленного подп. 9 п. 2 ст. 39.3 ЗК РФ.
Апелляционное определение СК по административным делам Верховного Суда Республики Карелия от 03 августа 2023 г. по делу N 33а-2662/2023: Таким образом, поскольку земельный участок с кадастровым номером 10:20:0064701:1160 с видом разрешенного использования "для сельскохозяйственного использования", включающего в себя и вид разрешенного использования "ведение личного подсобного хозяйства на полевых участках", предоставлен административному истцу в аренду без торгов в целях ведения личного подсобного хозяйства на полевых участках, постольку указанный земельный участок, как предназначенный для ведения личного подсобного хозяйства и предоставленный в аренду без торгов, подпадает под действие положений подпункта "а" пункта 1 постановления Правительства Российской Федерации от 09.04.2022 N 629 "Об особенностях регулирования земельных отношений в Российской Федерации в 2022 году" и может быть предоставлен административному истцу в собственность без проведения торгов и без соблюдения трехлетнего срока владения земельным участком, установленного подпунктом 9 пункта 2 статьи 39.3 Земельного кодекса Российской Федерации.
Отметим, что приведенная выше точка зрения является нашим экспертным мнением и может не совпадать с мнением других специалистов.
Относительно иных возможных оснований для отказа в предоставлении такого земельного участка смотрите в Обзоре судебной практики, связанной с введением после 22.02.2022 антироссийских санкций и антисанкционных мер РФ (подготовлено экспертами компании ГАРАНТ):
1. Суды признают незаконным отказ в предоставлении земельного участка в собственность без проведения торгов.
Апелляционное определение СК по административным делам Калининградского облсуда от 18 января 2023 г. по делу N 33а-468/2023: Удовлетворяя административное исковое заявление о признании незаконным отказа в предоставлении земельного участка в собственность, суд указал, что ч. 1 ст. 8 Федерального закона от 14.03.2022 N 58-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" в 2022 году Правительству РФ предоставлено право установить особенности предоставления земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в том числе дополнительно определить случаи предоставления таких земельных участков без проведения торгов и сократить сроки предоставления таких земельных участков. Согласно подп. "а, в" п. 1 постановления Правительства РФ от 09.04.2022 N 629 "Об особенностях регулирования земельных отношений в Российской Федерации в 2022 году" допускается наряду со случаями, предусмотренными Земельным кодексом РФ, продажа гражданину без проведения торгов земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, земельного участка, государственная собственность на который не разграничена, предназначенных для ведения личного подсобного хозяйства за границами населенного пункта, ведения гражданами садоводства или огородничества для собственных нужд и предоставленных в аренду этому гражданину, при условии отсутствия у уполномоченного органа, предусмотренного ст. 39.2 Земельного кодекса РФ, информации о выявленных в рамках государственного земельного надзора и неустраненных нарушениях законодательства РФ при использовании такого земельного участка. Процедуры, предусмотренные п. 7 ст. 11.4, подп. 3 п. 4 ст. 39.11, п. 7 ст. 39.15, п. 5 ст. 39.17, п. 1 ст. 39.18 Земельного кодекса РФ, осуществляются в срок не более 14 календарных дней. По результатам рассмотрения заявления арендатора уполномоченный орган отказал в предоставления земельного участка в собственность за плату, в том числе указав, что подп. "а" п. 1 постановления Правительства РФ от 09.04.2022 N 629 допускается, но прямо не указано на обязанность по предоставлению в собственность земельного участка для ведения огородничества.
Разрешая спор, суд, руководствуясь ст. 8 Федерального закона от 14.03.2022 N 58-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", постановлением Правительства РФ от 09.04.2022 N 629, с учетом того, что на момент подачи заявления договор аренды не был расторгнут, земельный участок отнесен к землям населенных пунктов с видом разрешенного использования "ведение огородничества", документов, подтверждающих выявленные нарушения использования земельного участка, не имеется, пришел к выводу о том, что у арендатора имелось право на приобретение земельного участка в собственность за плату без проведения торгов. Суд указал, что Правительством РФ в рамках антикризисных мер, предпринятых в 2022 году и направленных на поддержку социально-экономической стабильности и защиты населения РФ, предоставлено право гражданам выкупить без проведения торгов государственный или муниципальный земельный участок, предназначенный для ведения личного подсобного хозяйства за границами населенного пункта, ведения садоводства или огородничества для собственных нужд и предоставленный ему в аренду при отсутствии у уполномоченного органа информации о выявленных в рамках государственного земельного надзора и неустраненных нарушениях законодательства РФ при использовании такого земельного участка. Наличие в подп. "а" п. 1 названного постановления слова "допускается", исходя из целей принятия данного нормативного правого акта, не наделяет уполномоченный орган правом на произвольный и немотивированный отказ в предоставлении земельного участка, предназначенного для ведения огородничества для собственных нужд, в собственность арендатора без проведения торгов. Поскольку условия, предусмотренные указанной нормой для предоставления земельного участка в собственность за плату без торгов соблюдены, суд признал оспариваемое решение незаконным и возложил на публичного собственника обязанность по подготовке проекта договора купли-продажи земельного участка в трех экземплярах, их подписания и направления для подписания арендатору.
Апелляционное определение СК по административным делам ВС Республики Карелия от 19 января 2023 г. по делу N 33а-226/2023: Арендатор земельных участков обратился с административным исковым заявлением в связи с тем, что решениями уполномоченного органа отказано в удовлетворении его заявлений о предоставлении без проведения торгов (выкупе) в собственность находящихся в аренде земельных участков в связи с наличием у уполномоченного органа информации о выявленных в рамках государственного земельного надзора и неустраненных нарушениях законодательства РФ при использовании земельных участков. Административные исковые требования удовлетворены.
Суд указал, что подп. "а" п. 1 постановления Правительства РФ от 09.04.2022 N 629 было установлено, что допускается наряду со случаями, предусмотренными Земельным кодексом РФ, продажа гражданину без проведения торгов земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, земельного участка, государственная собственность на который не разграничена, предназначенных для ведения личного подсобного хозяйства за границами населенного пункта, ведения гражданами садоводства или огородничества для собственных нужд и предоставленных в аренду этому гражданину, при условии отсутствия у уполномоченного органа информации о выявленных в рамках государственного земельного надзора и неустраненных нарушениях законодательства РФ при использовании такого земельного участка. В соответствии с указанной нормой основанием для отказа в продаже гражданину без проведения торгов земельного участка, государственная собственность на который не разграничена, предназначенных для ведения личного подсобного хозяйства за границами населенного пункта, является не только сам факт выявленных в рамках государственного земельного надзора нарушениях законодательства РФ при использовании такого земельного участка, но и неустранение указанных нарушений. Частью 2 ст. 62 КАС РФ предусмотрено, что обязанность доказывания законности решений, действий (бездействия) органов, организаций и должностных лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, возлагается на соответствующие орган, организацию и должностное лицо. Указанные органы, организации и должностные лица обязаны также подтверждать факты, на которые они ссылаются как на основания своих возражений. Применительно к правовым и фактическим основаниям оспариваемых отказов на административном ответчике лежала обязанность представить надлежащие доказательства, подтверждающие как факт наличия выявленных в рамках государственного земельного надзора нарушениях законодательства РФ при использовании спорных земельных участков, так и факт неустранения указанных нарушений, однако надлежащих доказательств, отвечающих требованиям статей 61, 70 КАС РФ, подтверждающих указанные выше обстоятельства, не представлено.
Решение Буденновского городского суда Ставропольского края от 23 января 2023 г. по делу N 2а-165/2023: Граждане обратились в суд с иском о признании незаконными отказов в предоставлении земельных участков из категории земель "земли сельскохозяйственного назначения", вид разрешенного использования: ведение личного подсобного хозяйства, в собственность за плату. В обоснование заявленных требований административные истцы указали, что соответствии с подп. "а" п. 1 постановления Правительства РФ от 09.04.2022 N 629 допускается наряду со случаями, предусмотренными Земельным кодексом РФ, продажа гражданину без проведения торгов земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, земельного участка, государственная собственность на который не разграничена, предназначенных для ведения личного подсобного хозяйства за границами населенного пункта, ведения гражданами садоводства или огородничества для собственных нужд и предоставленных в аренду этому гражданину, при условии отсутствия у уполномоченного органа информации о выявленных в рамках государственного земельного надзора и неустраненных нарушениях законодательства РФ при использовании такого земельного участка. По итогам рассмотрения заявлений арендаторов было отказано в предоставлении земельных участков в собственность за плату. Административный ответчик ссылался на то, что согласно подп. 10 п. 2 ст. 39.3 ЗК РФ продажа земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов осуществляется гражданам для ведения личного подсобного хозяйства в границах населенного пункта. Согласно ст. 39.2 ЗК РФ предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления в пределах их компетенции в соответствии со ст. 9-11 ЗК РФ. Согласно ст. 2 ЗК РФ земельное законодательство в соответствии с Конституцией РФ находится в совместном ведении РФ и субъектов РФ. Земельное законодательство состоит из ЗК РФ, федеральных законов и принимаемых в соответствии с ними законов субъектов РФ. Нормы земельного права, содержащиеся в других федеральных законах, законах субъектов РФ, должны соответствовать ЗК РФ. Постановление Правительства РФ от 09.04.2022 N 629 "Об особенностях регулирования земельных отношений в Российской Федерации в 2022 году" не соответствует подп. 10 п. 2 ст. 39.3 ЗК РФ. Суд пришел к выводу, что отказы в предоставлении земельных участков не мотивированы и не соответствуют нормативным правовым актам и удовлетворил административный иск.
Решение Балтийского городского суда Калининградской области от 19 сентября 2022 г. по делу N 2а-491/2022: Удовлетворяя административное исковое заявление о признании незаконным отказа в предоставлении земельного участка, суд указал, что в силу подп. 2 п. 1 ст. 39.1 ЗК РФ земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются на основании договора купли-продажи в случае предоставления земельного участка в собственность за плату. Как следует из абзаца второго п. 2 ст. 3.3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", предоставление земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органом местного самоуправления городского округа в отношении земельных участков, расположенных на территории городского округа. В соответствии с п. 1 ст. 39.3 ЗК РФ продажа земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на торгах, проводимых в форме аукционов, за исключением случаев, предусмотренных п. 2 ст. 39.3 ЗК РФ. В п. 2 ст. 39.3 ЗК РФ приведен исчерпывающий перечень случаев продажи земельных участков без проведения торгов. Вместе с тем п. 1 ч. 1 ст. 8 Федерального закона от 14.03.2022 N 58-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" предусмотрено, что в 2022 году Правительство РФ вправе установить особенности предоставления земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в том числе дополнительно определить случаи предоставления таких земельных участков без проведения торгов и сократить сроки предоставления таких земельных участков. Особенности регулирования земельных отношений в РФ в 2022 году установлены постановлением Правительства РФ от 09.04.2022 N 629. В соответствии с подп. "а" п. 1 постановления Правительства РФ от 09.04.2022 N 629 допускается наряду со случаями, предусмотренными ЗК РФ, продажа гражданину без проведения торгов земельного участка, государственная собственность на который не разграничена, предназначенного для ведения гражданами огородничества для собственных нужд и предоставленного в аренду этому гражданину, при условии отсутствия у уполномоченного органа, предусмотренного ст. 39.2 ЗК РФ, информации о выявленных в рамках государственного земельного надзора и неустраненных нарушениях законодательства РФ при использовании такого земельного участка. Буквальное толкование вышеприведенных правовых норм позволяет суду сделать вывод о том, что в 2022 году гражданину не может быть отказано в продаже без проведения торгов земельного участка, предназначенного для ведения огородничества для собственных нужд при наличии одновременно следующих обязательных условий: 1) принадлежность испрашиваемого земельного участка этому гражданину на праве аренды; 2) отсутствие у уполномоченного органа информации о выявленных в рамках государственного земельного надзора и неустраненных нарушениях законодательства РФ при использовании этим гражданином испрашиваемого земельного участка на праве аренды.
Смотрите также:
- апелляционное определение СК по административным делам Калининградского облсуда от 11 января 2023 г. по делу N 33а-323/2023;
- апелляционное определение СК по административным делам Пермского краевого суда от 11 января 2023 г. по делу N 33а-198/2023;
- решение Череповецкого городского суда Вологодской области от 09 января 2023 г. по делу N 2а-643/2023;
- решение Няндомского районного суда Архангельской области от 10 февраля 2023 г. по делу N 2а-208/2023;
- апелляционное определение СК по административным делам Свердловского облсуда от 01 ноября 2022 г. по делу N 33а-16726/2022;
- апелляционное определение СК по административным делам Калининградского облсуда от 18 января 2023 г. по делу N 33а-468/2023.
2. Суды признают законным отказ в предоставлении земельного участка в собственность без проведения торгов.
Апелляционное определение СК по административным делам Ростовского областного суда от 06 февраля 2023 г. по делу N 33а-1584/2023: В деле применена норма подп "а" п. 1 постановления Правительства РФ от 09.04.2022 N 629 в редакции, действовавшей до 01.01.2023. Рассматривая административное исковое заявление о признании незаконным отказа в предоставлении земельного участка, суд в том числе указал, что согласно постановлению Правительства РФ от 9 апреля 2022 года N 629 "Об особенностях регулирования земельных отношений в Российской Федерации в 2022 году", в редакции, действующей на момент возникновения спорных правоотношений, допускается наряду со случаями, предусмотренными Земельным кодексом РФ, продажа без проведения торгов земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, и земельного участка, государственная собственность на который не разграничена, предназначенных для ведения личного подсобного хозяйства за границами населенного пункта, ведения гражданами садоводства или огородничества для собственных нужд и предоставленных в аренду этому гражданину, при условии отсутствия у уполномоченного органа, предусмотренного ст. 39.2 Земельного кодекса РФ, информации о выявленных в рамках государственного земельного надзора и неустраненных нарушениях законодательства РФ при использовании такого земельного участка (подп. "а" п. 1 постановления). Таким образом, на основании указанного правового акта земельный участок предоставляется для ведения личного подсобного хозяйства с соблюдением следующих условий: земельный участок должен находиться у заявителя на праве аренды и использоваться без нарушений законодательства РФ; земельный участок должен находиться за границами населенного пункта; земельный участок предоставляется на основании договора купли-продажи без проведения торгов. С учетом того, что спорный земельный участок не принадлежит административному истцу на праве аренды, расположен в черте населенного пункта, заявление подано без указания вида права, по испрашиваемому в заявлении земельному участку ранее подано заявление иного лица о проведении аукциона по его продаже, комитет пришел к верному выводу, что гражданин не имеет права на приобретение земельного участка без проведения торгов.
Решение Балтийского городского суда Калининградской области от 22 августа 2022 г. по делу N 2а-386/2022: Отказывая в удовлетворении административного иска, суд указал, что согласно подп. "а" п. 1 постановления Правительства РФ от 9 апреля 2022 года N 629 "Об особенностях регулирования земельных отношений в Российской Федерации в 2022 году" (принято в соответствии с ч. 1 ст. 8 Федерального закона от 14 марта 2022 года N 58-ФЗ) в 2022 году допускается наряду со случаями, предусмотренными Земельным кодексом РФ, продажа гражданину без проведения торгов земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, земельного участка, государственная собственность на который не разграничена, предназначенных для ведения личного подсобного хозяйства за границами населенного пункта, ведения гражданами садоводства или огородничества для собственных нужд и предоставленных в аренду этому гражданину, при условии отсутствия у уполномоченного органа информации о выявленных в рамках государственного земельного надзора и неустраненных нарушениях законодательства РФ при использовании такого земельного участка. Таким образом, критериями предоставления в собственность таких земельных участков без торгов, являются: во-первых, земельный участок находится в государственной или муниципальной собственности или государственная собственность, на который не разграничена, во-вторых, наличие арендных отношений на момент обращения гражданина с заявлением и, в-третьих, отсутствие у уполномоченного органа информации о выявленных в рамках государственного земельного надзора и неустраненных нарушениях законодательства РФ при использовании такого земельного участка. Поскольку срок договоров аренды земельных участков, установленный законом и договором, истек и для договоров аренды земельных участков с видом разрешенного использования "ведение огородничества" является предельным, договор по истечении этого срока считается расторгнутым, основания для предоставления земельных участков в собственность за плату по основанию, предусмотренному подп. "а" п. 1 Постановления N 629, отсутствуют. Само по себе наличие непогашенных записей в Едином государственном реестре недвижимости об аренде не является свидетельством о наличии действующих договоров аренды в отношении спорных земельных участков.
Смотрите также:
- решение Вологодского городского суда Вологодской области от 30 ноября 2022 г. по делу N 2а-8883/2022;
- решение Шпаковского районного суда Ставропольского края от 01 декабря 2022 г. по делу N 2а-3338/2022;
- решение Невьянского городского суда Свердловской области от 26 июля 2022 г. по делу N 2а-684/2022;
- решение Серпуховского городского суда Московской области от 07 декабря 2022 г. по делу N 2а-3502/2022.
Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Сухарников Иван
Ответ прошел контроль качества
15 января 2024 г.
Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.