Прокурор в судебном порядке требует от поликлиники обеспечить наличие необходимого оборудования. У государственного учреждения отсутствует финансовая возможность сделать это. Может ли суд на этом основании отказать прокурору в его требовании? Может ли учреждение не исполнять решение суда, ссылаясь на недофинансирование?
Прокурор обратился в суд с заявлением к городской поликлинике с требованием обеспечить учреждение необходимым оборудованием в соответствии с действующими стандартами. Достаточных финансовых ресурсов для этого у государственного учреждения нет. Может ли суд отказать прокурору в его требованиях из-за отсутствия финансирования? Может ли это обстоятельство стать законным основанием для неисполнения учреждением решения суда, если оно будет вынесено в пользу прокурора?
По данному вопросу мы придерживаемся следующей позиции:
Недостаточность денежных средств не является основанием для отказа в удовлетворении требований прокурора об оснащении учреждения здравоохранения оборудованием в соответствии с действующими стандартами и для неисполнения судебного постановления.
В то же время на орган, осуществляющий функции и полномочия учредителя, может быть возложена обязанность профинансировать соответствующие мероприятия. При наличии исключительных обстоятельств исполнение решения суда также может быть отсрочено.
Обоснование позиции:
В ч. 1 ст. 41 Конституции Российской Федерации закреплено, что каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Право на охрану здоровья обеспечивается в том числе оказанием доступной и качественной медицинской помощи (ч. 2 ст. 18 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ).
Доступность и качество медицинской помощи, относясь к числу основных принципов охраны здоровья, обеспечиваются, в частности, применением порядков оказания медицинской помощи, обязательных для исполнения на территории Российской Федерации всеми медицинскими организациями и включающих в себя, среди прочего, стандарты оснащения медицинской организации, ее структурных подразделений (п. 6 ст. 4, п. 4 ст. 10, п. 2 ч. 1, п. 3 ч. 2 ст. 37 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ).
Отсутствие денежных средств не является основанием для освобождения учреждения здравоохранения от исполнения обязательных требований: действующее законодательство не ставит оснащение медицинской организации оборудованием в соответствии с применимыми стандартами в зависимость от наличия необходимого финансирования (смотрите, например, решение Эжвинского районного суда г. Сыктывкара Республики Коми от 11 октября 2023 г. по делу N 2-1027/2023).
Таким образом, требования прокурора об обеспечении поликлиники необходимым оборудованием не могут быть оставлены без удовлетворения по мотиву отсутствия у учреждения здравоохранения достаточных для этого финансовых ресурсов.
Вступившие в законную силу постановления федеральных судов, мировых судей и судов субъектов Российской Федерации, а также их законные распоряжения, требования, поручения, вызовы и другие обращения являются обязательными для всех без исключения органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, других физических и юридических лиц и подлежат неукоснительному исполнению на всей территории России; неисполнение постановления суда влечет ответственность, предусмотренную федеральным законом (чч. 1-2 ст. 6 Федерального конституционного закона от 31 декабря 1996 г. N 1-ФКЗ).
В своем решении суд устанавливает срок, в течение которого оно должно быть исполнено (ч. 2 ст. 206 ГПК РФ; ч. 2 ст. 178, п. 2 ч. 6 ст. 180 КАС РФ). При установлении этого срока суд может принять во внимание и необходимость изыскания учреждением дополнительных денежных средств. Но так или иначе решение суда должно быть исполнено учреждением в установленный срок. В противном случае само учреждение или его должностные лица, виновные в неисполнении решения суда без уважительных на то причин, могут быть привлечены к ответственности, в том числе по ст. 17.15 КоАП РФ (смотрите, например, решение Хабаровского краевого суда от 9 ноября 2021 г. по делу N 12-706/2021).
В то же время суд в соответствии с заявлениями лиц, участвующих в деле, исходя из имущественного положения сторон или других обстоятельств вправе отсрочить исполнение решения суда (ст. 203 ГПК РФ, ч. 1 ст. 189 КАС РФ). Стало быть, учреждение здравоохранения может ходатайствовать перед судом о предоставлении отсрочки исполнения вступившего в законную силу судебного решения, в том числе по мотиву отсутствия достаточных денежных средств, необходимых для приобретения оборудования.
Однако суд в каждом конкретном случае по собственному усмотрению определяет наличие либо отсутствие исключительных обстоятельств, позволяющих отсрочить исполнение судебного решения. В одних случаях суды считают возможным предоставить учреждению отсрочку в связи с отсутствием финансовой возможности для исполнения решения суда (апелляционное определение Верховного Суда Республики Хакасия от 15 февраля 2022 г. по делу N 33-345/2022), в других же не считают эту причину исключительной и в удовлетворении ходатайства о предоставлении отсрочки отказывают (определение Свердловского районного суда г. Костромы Костромской области от 2 августа 2022 г. по делу N 13-1003/2022).
Кроме того, следует учитывать, что на орган, осуществляющий функции и полномочия учредителя, судом одновременно может быть возложена обязанность профинансировать мероприятия по оснащению учреждения необходимым оборудованием.
Так, к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере охраны здоровья отнесены, в частности, организация оказания населению субъекта Российской Федерации первичной медико-санитарной помощи, специализированной, в том числе высокотехнологичной, медицинской помощи, скорой, в том числе скорой специализированной, медицинской помощи и паллиативной медицинской помощи в медицинских организациях, подведомственных исполнительным органам государственной власти субъекта Российской Федерации, а также создание в пределах компетенции, определенной законодательством Российской Федерации, условий для развития медицинской помощи, обеспечения ее качества и доступности (пп. 5, 6 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ).
Суды указывают, что орган, осуществляющий функции и полномочия учредителя, будучи главным распорядителем и получателем бюджетных средств, выделяемых на решение вопросов в сфере здравоохранения, обязан обеспечивать надлежащее оснащение подведомственных ему учреждений здравоохранения в соответствии с действующими стандартами: смотрите, например, апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Тверского областного суда от 18 июля 2023 г. по делу N 33-3008/2023, определение судебной коллегии по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции от 5 апреля 2023 г. по делу N 8Г-2497/2023[88-7767/2023], апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Суда Еврейской автономной области от 15 мая 2020 г. по делу N 33-284/2020.
Если решением суда на орган, осуществляющий функции и полномочия учредителя, возложена обязанность профинансировать подведомственное учреждение, то за неисполнение этой обязанности названный орган (его должностные лица) также может быть привлечен к ответственности: само по себе отсутствие денежных средств, необходимых для надлежащего обеспечения учреждения здравоохранения оборудованием, указанным в решении суда, вступившем в законную силу, не является основанием для неисполнения решения суда и не свидетельствует о совершении уполномоченным органом всех зависящих от него мер по исполнению судебного постановления (смотрите решение Ульяновского областного суда от 12 марта 2020 г. по делу N 7-197/2020).
Полагаем, что в рассматриваемой ситуации учреждению прежде всего следует ходатайствовать перед судом о привлечении к участию в деле органа, осуществляющего функции и полномочия учредителя, обосновывая это необходимостью возложения на него обязанности профинансировать мероприятия по оснащению поликлиники.
Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Лисицин Павел
Ответ прошел контроль качества
10 ноября 2023 г.
Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.