Ответственность по долгам наследодателя при наследовании выморочного имущества
Банк обратился в суд с исковым заявлением к администрации с требованием признать выморочным имущество (1/5 доли квартиры). У бывшего собственника этой квартиры на момент смерти имелись кредитные обязательства перед этим банком. После смерти должника в наследство никто не вступил. Наследники не планируют вступать в наследство, так как сумма долга превышает сумму доли наследства. Собственниками остальных долей квартиры являются супруга и дети умершего, которые также прописаны в данной квартире. Так как законные наследники не желают вступать в наследство и выплачивать долг умершего, банк требует погашение долга с администрации поселения, на территории которого находится данная квартира.
Законны ли требования банка? В каком случае администрация может не принимать данное наследство с долгами? Как обязать прямых наследников вступить в наследство? Переходят ли долги бывшего собственника имущества к администрации в случае признания имущества выморочным? Есть ли судебная практика по данному вопросу?
Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
Вопрос об ответственности по долгам наследодателя необходимо решать с позиции того, кто является наследником, принявшим наследство.
Если имущество будет признано выморочным, то ответственность по долгам наследодателя будет нести муниципальное образование в пределах стоимости выморочного имущества. Если в процессе рассмотрения дела будет доказано, что потенциальные наследники (супруга и дети) фактически приняли наследство путем совершения действий, свидетельствующих о фактическом принятии наследства, то доля в праве на квартиру не будет признаваться выморочным имуществом, и ответственность по долгам наследодателя при таких обстоятельствах будут нести наследники, фактически принявшие наследство.
Обоснование вывода:
Согласно ст. 1112 ГК РФ в состав наследства входят принадлежавшие наследодателю на день открытия наследства вещи, иное имущество, в том числе имущественные права и обязанности.
Согласно ст. 1175 ГК РФ наследники, принявшие наследство, отвечают по долгам наследодателя солидарно (статья 323). Каждый из наследников отвечает по долгам наследодателя в пределах стоимости перешедшего к нему наследственного имущества. Кредиторы наследодателя вправе предъявить свои требования к принявшим наследство наследникам.
Указанное означает, что кредитные обязательства наследодателя также входят в состав наследства, и наследники, принявшие наследство, отвечают по долгам наследодателя в пределах стоимости перешедшего к ним имущества, а банк вправе предъявить требования о возврате денежных средств к наследникам, принявшим наследство.
Отметим, что ответственность по долгам наследодателя несут все принявшие наследство наследники независимо от основания наследования и способа принятия наследства, а также Российская Федерация, города федерального значения Москва и Санкт-Петербург или муниципальные образования, в собственность которых переходит выморочное имущество в порядке наследования по закону (п. 60 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 29 мая 2012 г. N 9 "О судебной практике по делам о наследовании", далее - Постановление N 9).
Учитывая, что у наследодателя имеются супруга и дети, которые потенциально являются наследниками первой очереди по закону, то в рассматриваемом случае решающее значение будет иметь установление или неустановление факта принятия наследства.
Согласно ст. 1152 ГК РФ для приобретения наследства наследник должен его принять. Отметим, что принятие наследства - это право, а не обязанность наследников (связи с этим смотрите, например, определение СК по гражданским делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции от 12 августа 2021 г. по делу N 8Г-16697/2021[88-17124/2021], определение СК по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции от 16 февраля 2021 г. по делу N 8Г-33364/2020[88-4727/2021-(88-32096/2020)], апелляционное определение СК по гражданским делам Иркутского областного суда от 29 апреля 2022 г. по делу N 33-3460/2022). Учитывая принцип свободы воли и реализации гражданских прав, указанное означает, что никто не может быть принужден к принятию наследства.
Закон различает юридическое и фактическое принятие наследства. Юридическое принятие наследства осуществляется путем подачи нотариусу заявления наследника о принятии наследства либо заявления наследника о выдаче свидетельства о праве на наследство (п. 1 ст. 1153 ГК РФ). Фактическое принятие наследства имеет место, когда наследник совершил действия, свидетельствующие о фактическом принятии наследства, в частности если наследник вступил во владение или в управление наследственным имуществом; принял меры по сохранению наследственного имущества, защите его от посягательств или притязаний третьих лиц; произвел за свой счет расходы на содержание наследственного имущества; оплатил за свой счет долги наследодателя или получил от третьих лиц причитавшиеся наследодателю денежные средства (п. 2 ст. 1153 ГК РФ).
Как разъяснил Пленум ВС РФ, под совершением наследником действий, свидетельствующих о фактическом принятии наследства, помимо действий, указанных в п. 2 ст. 1153 ГК РФ, также следует понимать иные действий по управлению, распоряжению и пользованию наследственным имуществом, поддержанию его в надлежащем состоянии, в которых проявляется отношение наследника к наследству как к собственному имуществу. В качестве таких действий, в частности, могут выступать: вселение наследника в принадлежавшее наследодателю жилое помещение или проживание в нем на день открытия наследства (в том числе без регистрации наследника по месту жительства или по месту пребывания), обработка наследником земельного участка, подача в суд заявления о защите своих наследственных прав, обращение с требованием о проведении описи имущества наследодателя, осуществление оплаты коммунальных услуг, страховых платежей, возмещение за счет наследственного имущества расходов, предусмотренных статьей 1174 ГК РФ, иные действия по владению, пользованию и распоряжению наследственным имуществом. При этом такие действия могут быть совершены как самим наследником, так и по его поручению другими лицами. Указанные действия должны быть совершены в течение срока принятия наследства, установленного статьей 1154 ГК РФ (п. 36 Постановления N 9).
При этом, как следует из судебной практики, перечень вышеуказанных действий, свидетельствующих о фактическом принятии наследства, носит общий характер, не является исчерпывающим, а оценка конкретных действий, совершенных наследником, с точки зрения, можно ли их считать действиями, свидетельствующими о фактическом принятии наследником наследства, принадлежит суду (смотрите, например, определение СК по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции от 29 ноября 2021 г. по делу N 8Г-19738/2021[88-19019/2021], апелляционное определение СК по гражданским делам Владимирского областного суда от 20 января 2022 г. по делу N 33-215/2022, апелляционное определение СК по гражданским делам Верховного Суда Республики Калмыкия от 22 апреля 2021 г. по делу N 33-318/2021).
Согласно п. 1 ст. 1151 ГК РФ в случае, если отсутствуют наследники как по закону, так и по завещанию, либо никто из наследников не имеет права наследовать или все наследники отстранены от наследования (статья 1117), либо никто из наследников не принял наследства, либо все наследники отказались от наследства и при этом никто из них не указал, что отказывается в пользу другого наследника (статья 1158), имущество умершего считается выморочным. Жилое помещение, находящееся на территории городского или сельского поселения, муниципального района (в части межселенных территорий) либо муниципального, городского округа переходит в собственность соответствующего муниципального образования в порядке наследования по закону (п. 2 ст. 1151 ГК РФ). Отказ от выморочного имущества не допускается (п. 1 ст. 1157 ГК РФ).
Таким образом, муниципальное образование может быть признано вынужденным наследником и отвечать по долгам наследодателя только в том случае, если никто из наследников не вступил в наследство юридически или фактически по каким-либо причинам.
Как видно из условий представленной ситуации, у наследодателя имеются потенциальные наследники в виде супруги и детей, которые также владеют долями в праве на квартиру наравне с наследодателем. Однако, как указал Пленум ВС РФ, наличие совместного с наследодателем права общей собственности на имущество, доля в праве на которое входит в состав наследства, само по себе не свидетельствует о фактическом принятии наследства (п. 36 Постановления N 9). Вместе с тем совместное проживание наследника с наследодателем свидетельствует о том, что данный наследник совершил действия, которые могут свидетельствовать о принятии наследства (смотрите, например, апелляционное определение СК по гражданским делам Новосибирского областного суда от 14 декабря 2021 г. по делу N 33-8379/2021, апелляционное определение СК по гражданским делам Кировского областного суда от 26 апреля 2021 г. по делу N 33-1522/2021, апелляционное определение СК по гражданским делам Оренбургского областного суда от 07 июля 2020 г. по делу N 33-2469/2020).
Таким образом, если в процессе рассмотрения дела будет доказано, что потенциальные наследники (супруга и дети) фактически приняли наследство путем совершения действий, свидетельствующих о фактическом принятии наследства, то доля в праве на квартиру не будет признаваться выморочным имуществом, и ответственность по долгам наследодателя при таких обстоятельствах будут нести наследники, фактически принявшие наследство.
Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Ковалёва Нина
Ответ прошел контроль качества
8 ноября 2023 г.
Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.