Может ли быть заключен основной договор поставки с более поздним сроком поставки товара по сравнению с тем сроком, который указан в предварительном договоре, если к моменту подачи иска о понуждении покупателя заключить основной договор срок поставки, установленный предварительным договором, уже истек?
Между юридическими лицами заключен предварительный договор поставки, в котором стороны определили предмет поставки, стоимость товара и период поставки. На основании данного договора поставщик обратился с иском в суд о понуждении заключить договор на условиях предварительного договора. Позднее поставщик уточнил исковые требования и просит обязать заключить договор на условиях предварительного, при этом просит суд изменить период поставки. В предварительном договоре указано, что поставка товара осуществляется поставщиком в период c 01.01.2022 по 31.10.2022 в объемах, определенных в ежеквартальных спецификациях покупателя. Поставщик просит суд обязать заключить договор на условиях предварительного договора с учетом изменения срока поставки на период с 01.03.2024 по 31.12.2024. При этом стороны не изменяли условия предварительного договора, и ни одна из сторон не обращалась ранее с таким требованием.
Вправе ли суд удовлетворить такое требование (а именно если поставщик просит обязать заключить договор на условиях, отличающихся от условий предварительного договора (в частности, в отношении периода поставки))? Есть ли примеры судебной практики?
К сожалению, затрудняемся однозначно ответить на данный вопрос. Поясним почему.
Согласно п. 1 ст. 429 ГК РФ по предварительному договору стороны обязуются заключить в будущем договор о передаче имущества, выполнении работ или оказании услуг (основной договор) на условиях, предусмотренных предварительным договором.
В соответствии с п. 3 ст. 429 ГК РФ предварительный договор должен содержать условия, позволяющие установить предмет, а также условия основного договора, относительно которых по заявлению одной из сторон должно быть достигнуто соглашение при заключении предварительного договора.
Пунктом 5 ст. 429 ГК РФ определено, что в случаях, если сторона, заключившая предварительный договор, уклоняется от заключения основного договора, применяются положения, предусмотренные п. 4 ст. 445 ГК РФ. В случае возникновения разногласий сторон относительно условий основного договора такие условия определяются в соответствии с решением суда. Основной договор в этом случае считается заключенным с момента вступления в законную силу решения суда или с момента, указанного в решении суда (смотрите также п. 25 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 25.12.2018 N 49).
Изменение условий договора по общему правилу допускается по соглашению сторон (п. 1 ст. 450 ГК РФ).
Таким образом, буквально из приведенных норм следует, что основной договор должен исполняться на тех условиях, которые стороны согласовали в качестве существенных (п. 1 ст. 432 ГК РФ) при заключении предварительного договора.
Очевидно, что обязательство, срок исполнения которого уже истек, не может быть исполнено в этот срок.
Вместе с тем отметим следующее. Согласно п. 1 ст. 457 ГК РФ срок исполнения продавцом обязанности передать товар покупателю определяется договором купли-продажи, а если договор не позволяет определить этот срок, в соответствии с правилами, предусмотренными ст. 314 ГК РФ.
Пункт 2 ст. 457 ГК РФ устанавливает, что договор купли-продажи признается заключенным с условием его исполнения к строго определенному сроку, если из договора ясно вытекает, что при нарушении срока его исполнения покупатель утрачивает интерес к договору. Продавец вправе исполнять такой договор до наступления или после истечения определенного в нем срока только с согласия покупателя.
В постановлении АС Западно-Сибирского округа от 23.05.2023 N Ф04-2082/23 при обстоятельствах, схожих с рассматриваемой ситуацией, судьи указали, что, как следует из п. 2 ст. 457 ГК РФ, условие о строгом сроке не тождественно обычному условию о сроке исполнения обязанности в определенный срок (п. 1 ст. 314, п. 1 ст. 457 ГК РФ). Строгий срок исполнения обязанности по поставке предполагает такую значимость для покупателя получения товара в определенное время, при которой поставка этого товара в иной период времени не имеет экономического смысла, то есть соответствующий товар за рамками строго ограниченного временного периода или конкретной даты полностью или в значительной части утрачивает для покупателя потребительскую ценность. Ординарное определение сторонами договора купли-продажи (поставки) срока исполнения обязанности поставщика по поставке товара в виде определенного промежутка времени, истекающего в определенную дату, само по себе не может свидетельствовать о согласовании сторонами условия исполнения поставки к строго определенному сроку.
Истечение срока, в течение которого должно было быть исполнено обязательство по основному договору, очевидно свидетельствует о невозможности его заключения на условиях предварительного договора в ситуации, когда такой срок не может быть изменен по объективным причинам (например, срок аренды имущества, определенный на торгах (смотрите постановление АС Волго-Вятского округа от 05.09.2019 N Ф01-3456/19)).
В рассматриваемой ситуации из вопроса с очевидностью не следует, что, исходя из условий предварительного договора, покупатель утрачивает интерес к принятию товара при его передаче поставщиком во исполнение основного договора позднее срока поставки, установленного предварительным договором. Учитывая, что при возникновении у сторон разногласий относительно условий, на которых должен быть заключен основной договор, окончательная редакция условий договора определяется судом, мы не исключаем вероятности того, что суд сочтет обоснованным заключение основного договора с измененным периодом поставки товара. Решение в споре суд принимает исходя из оценки баланса интересов сторон с учетом всех значимых обстоятельств спорной ситуации.
Со своей стороны покупатель при разрешении спора вправе доказывать, что передача товара в течение периода, который намеревается установить поставщик (позднее срока, оговоренного в предварительном договоре), противоречит разумно понимаемым экономическим интересам покупателя, что предварительный договор не мог быть заключен на условиях, допускающих поставку товара в желаемые поставщиком сроки, и т.п. Окончательное решение по этому вопросу может принять только суд.
Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Ерин Павел
Ответ прошел контроль качества
1 ноября 2023 г.
Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг. Для получения подробной информации об услуге обратитесь к обслуживающему Вас менеджеру.