Каковы критерии рекламы и ее отличие от иной информации применительно к постановлению Правительства РФ от 25.05.2022 N 948 "Об утверждении критериев отнесения рекламодателей, рекламораспространителей, операторов рекламных систем, разместивших в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" рекламу, направленную на привлечение внимания потребителей рекламы, находящихся на территории Российской Федерации, к лицам, обязанным предоставлять информацию или обеспечивать предоставление информации о такой рекламе в Федеральную службу по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций"?
Определение понятию "реклама" дано в п. 1 ст. 3 Федерального закона от 13 марта 2006 г. N 38-ФЗ "О рекламе" (далее - Закон N 38-ФЗ), регулирующем отношения в сфере рекламы, распространяемой на территории РФ, согласно которому реклама - информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке. В свою очередь, информация - это сведения (сообщения, данные) независимо от формы их представления (п. 1 ст. 2 Федерального закона от 27 июля 2006 г. N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации").
Одним из способов распространения рекламы является ее распространение в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (ст. 18.1 Закона N 38-ФЗ). Такая реклама может быть, например, баннерной (медийной); контекстной (поисковой); в виде электронной почтовой рассылки, в социальных сетях и блогах (смотрите материал: Правовые вопросы распространения рекламы в сети Интернет (А.А. Лейба, журнал "Гражданин и право", N 5, май 2016 г.)).
Отметим, что действующее законодательство в области рекламы не содержит в себе каких-либо иных критериев, которым должна отвечать информация, относящаяся к рекламе, в зависимости от способа ее распространения, включая распространение в сети Интернет, помимо установленных в самом определении: а) информация должна быть адресована неопределенному кругу лиц; б) направлена на привлечение внимания к конкретному объекту рекламирования (товару, средствам индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовителю или продавцу товара, результатам интеллектуальной деятельности либо мероприятию).
Однако в Законе N 38-ФЗ дан исчерпывающий перечень информации, на которую его действие не распространяется. К такой информации относится:
1) политическая реклама, в том числе предвыборная агитация и агитация по вопросам референдума;
2) информация, раскрытие или распространение либо доведение до потребителя которой является обязательным в соответствии с федеральным законом;
3) справочно-информационные и аналитические материалы (обзоры внутреннего и внешнего рынков, результаты научных исследований и испытаний), не имеющие в качестве основной цели продвижение товара на рынке и не являющиеся социальной рекламой;
4) сообщения органов государственной власти, иных государственных органов, сообщения органов местного самоуправления, сообщения муниципальных органов, которые не входят в структуру органов местного самоуправления, если такие сообщения не содержат сведений рекламного характера и не являются социальной рекламой;
5) вывески и указатели, не содержащие сведений рекламного характера;
6) объявления физических лиц или юридических лиц, не связанные с осуществлением предпринимательской деятельности;
7) информация о товаре, его изготовителе, об импортере или экспортере, размещенная на товаре или его упаковке;
8) любые элементы оформления товара, помещенные на товаре или его упаковке и не относящиеся к другому товару;
9) упоминания о товаре, средствах его индивидуализации, об изготовителе или о продавце товара, которые органично интегрированы в произведения науки, литературы или искусства и сами по себе не являются сведениями рекламного характера.
Таким образом, для решения вопроса о том, является ли та или иная информация рекламой, полагаем, можно, в первую очередь, опираться на перечень исключений, а затем, если к исключениям спорная информация не относится, оценивать ее на предмет предполагаемой аудитории (охватывает определенный или неопределенный круг лиц) и привлечения внимания к какому-то конкретному объекту рекламирования из перечисленных в Законе N 38-ФЗ.
Отметим, что изложенная позиция является нашим экспертным мнением и может не совпадать с мнением других специалистов. В связи с этим рекомендуем обратиться за получением официальных разъяснений по интересующему вопросу в Роскомнадзор.
Рекомендуем также ознакомиться с материалами:
- Пешкова (Белогорцева) Х.В., Баранов И.В., Губенко А.В., Макаров О.В., Ротко С.В., Страунинг Э.Л., Тимошенко Д.А., Котухов С.А. Комментарий к Федеральному закону от 13 марта 2006 г. N 38-ФЗ "О рекламе". - Специально для системы ГАРАНТ, 2020 г. (Комментарий к ст. 3 Закона N 38-ФЗ);
- официальные разъяснения ФАС на сайте ведомства по вопросам о том, какая информация, размещенная на сайтах и в социальных сетях, является рекламой: https://fas.gov.ru/pages/reklama_v_internete.
Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Рижская Мария
Ответ прошел контроль качества
20 сентября 2023 г.
Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.