Добывающему предприятию необходимо создать илоотстойник (ямы глубиной 0,4 метра; всего три ямы; вода отстаивается сначала в одной, затем в другой и т.д.). Илоотстойник является объектом гидротехнического сооружения, временным сооружением или объектом капитального строительства? Необходимо ли получение разрешения на строительство илоотстойника?
По данному вопросу мы придерживаемся следующей позиции:
По нашему мнению, илоотстойник может являться гидротехническим сооружением и, соответственно, объектом капитального строительства. В этом случае строительство илоотстойника осуществляется на основании разрешения на строительство. Между тем окончательный ответ на поставленные вопросы возможно предоставить только по результатам изучения технической документации такого объекта с применением специальных познаний в области строительства.
Обоснование позиции:
В силу ст. 3 Федерального закона от 21.07.1997 N 117-ФЗ "О безопасности гидротехнических сооружений" (далее - Закон N 117-ФЗ) гидротехническими сооружениями являются плотины, здания гидроэлектростанций, водосбросные, водоспускные и водовыпускные сооружения, туннели, каналы, насосные станции, судоходные шлюзы, судоподъемники; сооружения, предназначенные для защиты от наводнений, разрушений берегов и дна водохранилищ, рек; сооружения (дамбы), ограждающие хранилища жидких отходов промышленных и сельскохозяйственных организаций; устройства от размывов на каналах, а также другие сооружения, здания, устройства и иные объекты, предназначенные для использования водных ресурсов и предотвращения негативного воздействия вод и жидких отходов, за исключением объектов централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, предусмотренных Федеральным законом от 01.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении".
Согласно приложению А СП 58.13330.2019 "СНиП 33-01-2003 Гидротехнические сооружения. Основные положения" отстойники относятся к постоянным гидротехническим сооружениям. В соответствии с п. 1 Рекомендаций о содержании и порядке составления паспорта гидротехнического сооружения, утвержденных Федеральным горным и промышленным надзором России 02.06.1998, пруды-отстойники технических вод, накопители, испарители относятся к гидротехническим сооружениям.
С учетом вышесказанного полагаем, что илоотстойник можно отнести к гидротехническим сооружениям (смотрите также постановление Шестого ААС от 30.04.2013 N 06АП-1488/13, определение ВАС РФ от 19.05.2014 N ВАС-3236/14).
В этом случае илоотстойник как гидротехническое сооружение возможно квалифицировать в качестве объекта капитального строительства на основании следующего.
В соответствии с подп. 23 п. 2 ст. 2 Федерального закона от 30.12.2009 N 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений" сооружением является результат строительства, представляющий собой объемную, плоскостную или линейную строительную систему, имеющую наземную, надземную и (или) подземную части, состоящую из несущих, а в отдельных случаях и ограждающих строительных конструкций и предназначенную для выполнения производственных процессов различного вида, хранения продукции, временного пребывания людей, перемещения людей и грузов.
По смыслу п. 10, п. 10.2 ст. 1 Градостроительного кодекса РФ (далее - ГрК РФ) сооружения могут быть капитальными и некапитальными. Некапитальные сооружения не имеют прочной связи с землей. В рассматриваемом случае перемещение илоотстойника как сооружения, созданного путем углубления в земле, в отрыве от земли, без нарушения конструктивных характеристик, по нашему мнению, не представляется возможным.
Как следует из ст. 9, 10 Закона N 117-ФЗ, собственник гидротехнического сооружения и (или) эксплуатирующая организация должны обеспечивать соблюдение обязательных требований при строительстве, капитальном ремонте, реконструкции гидротехнических сооружений.
При проектировании, строительстве, капитальном ремонте гидротехнического сооружения собственник гидротехнического сооружения и (или) эксплуатирующая организация составляют декларацию безопасности гидротехнического сооружения. При проектировании гидротехнического сооружения I, II, III или IV класса (ст. 7 Закона N 117-ФЗ) декларация безопасности гидротехнического сооружения составляется в составе проектной документации. Аналогичное требование отражено в и подп. "б" п. 32 Состава разделов проектной документации и требованиях к их содержанию, утвержденного постановлением Правительства РФ от 16.02.2008 N 87.
Соблюдение обязательных требований при проектировании, строительстве, реконструкции гидротехнических сооружений обеспечивается посредством осуществления экспертизы проектной документации и государственного строительного надзора в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности (ст. 6.1, ст. 11 Закона N 117-ФЗ).
Нарушением законодательства о безопасности гидротехнических сооружений является строительство и эксплуатация гидротехнического сооружения без соответствующего разрешения (ст. 19 Закона N 117-ФЗ).
При изучении вышеназванных положений с применением градостроительного законодательства выявлено следующее.
Частью 2 статьи 48 ГрК РФ предусмотрено, что проектная документация представляет собой документацию, содержащую материалы в текстовой и графической формах и (или) в форме информационной модели и определяющую архитектурные, функционально-технологические, конструктивные и инженерно-технические решения для обеспечения строительства, реконструкции объектов капитального строительства, их частей, капитального ремонта. Таким образом, разработка проектной документации необходима только в отношении объектов капитального строительства. Документация, созданная для возведения объектов некапитального строительства, не является проектной по смыслу ст. 48 ГрК РФ.
Проектная документация на строительство, реконструкцию объектов капитального ремонта подлежит экспертизе, за исключением случаев, предусмотренных законодательством (ст. 49 ГрК РФ), что соответствует положениям ст. 6.1, ст. 11 Закона N 117-ФЗ.
Учитывая изложенное, совокупное толкование вышеуказанных норм Закона N 117-ФЗ и норм ГрК РФ позволяет сделать вывод о том, что илоотстойник, при условии, что он является гидротехническим сооружением, относится к объектам капитального строительства.
Кроме того, например, гидротехнические сооружения первого и второго классов, устанавливаемые в соответствии с законодательством о безопасности гидротехнических сооружений, вообще относятся к особо опасным и технически сложным объектам капитального строительства (ч. 14 ст. 18, ст. 48.1 ГрК РФ), т.е. выделены в отдельный вид объектов капитального строительства, что еще раз, по нашем мнению, подтверждает относимость гидротехнических сооружений к объектам капитального строительства.
Строительство объектов капитального строительства осуществляется на основании разрешения на строительство (ст. 51 ГрК РФ). Исключения из данного правила определены ч. 17 ст. 51 ГрК РФ. Поскольку строительство гидротехнических сооружений не отображено в перечне случаев-исключений, строительство такого объекта осуществляется на основании разрешения на строительство (постановление АС Уральского округа от 23.08.2022 N Ф09-4868/22; постановление Пятнадцатого ААС от 04.07.2019 N 15АП-7597/19).
Между тем не все земляные работы приводят к образованию объектов капитального строительства. В правоприменительной практике встречаются решения, согласно которым формирование углублений в земле, например для устройства прудов, не образует объект капитального строительства (решение Тарумовского районного суда Республики Дагестан от 14.06.2023 по делу N 2-260/2023, решение АС Республики Татарстан от 10.11.2021 по делу N А65-11423/2021, постановление Семнадцатого ААС от 27.07.2023 N 17АП-7263/23). Однако наличие дополнительных инженерных сооружений на таком объекте может изменить ситуацию (постановление Четырнадцатого ААС от 16.06.2014 N 14АП-1426/14).
Учитывая изложенное, решение поставленных вопросов должно быть основано не только на правовых нормах, но также учитывать виды предполагаемых работ, площадь объекта, наличие у илоотстойника признаков строительной системы, созданной с использованием тех или иных строительных конструкций и т.д. с применением строительных и технических норм, в связи с чем предоставить более конкретный ответ затруднительно.
Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Ермакова Елена
Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Ерин Павел
17 августа 2023 г.
Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.