Между водоканалом и ООО заключен договор водоснабжения и водоотведения. В собственности водоканала имеются канализационные станции (КНС) без сетей. Не принадлежащие водоканалу сети частично проходят по участку ООО, и водоканал принимает стоки абонента. При этом граница балансовой и эксплуатационной принадлежности не затрагивает КНС и сети. Может ли водоканал отказаться от приема стоков на свою КНС, если сети не состоят на балансе водоканала и граница разграничения находится в другом месте?
По данному вопросу мы придерживаемся следующей позиции:
Водоканал не вправе отказаться от приема сточных вод, несмотря на отсутствие соответствующего договора с владельцем сетей.
Обоснование позиции:
Отношения по оказанию услуг водоснабжения и водоотведения регулируются Федеральным законом от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" (далее - Закон N 416-ФЗ).
В соответствии с ч. 1 ст. 8 Закона N 416-ФЗ организации, осуществляющие горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, обязаны обеспечивать горячее водоснабжение, холодное водоснабжение, водоотведение, осуществлять иную регулируемую деятельность в сфере водоснабжения и водоотведения путем эксплуатации централизованных и нецентрализованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения, централизованных систем водоотведения или отдельных объектов таких систем в соответствии с требованиями данного Федерального закона.
В силу п. 3 ст. 11 Закона N 416-ФЗ собственники и иные законные владельцы водопроводных и (или) канализационных сетей не вправе препятствовать транспортировке по их водопроводным и (или) канализационным сетям воды (сточных вод) в целях обеспечения горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения абонентов, объекты капитального строительства которых подключены (технологически присоединены) к таким сетям, а также до установления тарифов на транспортировку воды по таким водопроводным сетям и (или) на транспортировку сточных вод по таким канализационным сетям требовать возмещения затрат на эксплуатацию этих водопроводных и (или) канализационных сетей.
Пунктом 6 ст. 12 Закона N 416-ФЗ установлено, что организации, эксплуатирующие отдельные объекты централизованной системы холодного водоснабжения и (или) водоотведения, обязаны осуществлять забор, водоподготовку и (или) транспортировку воды в объеме, необходимом для осуществления холодного водоснабжения абонентов, подключенных (технологически присоединенных) к централизованной системе холодного водоснабжения.
Также подп. "у" п. 35 Правил холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденных постановлением Правительства РФ от 29.07.2013 N 644 (далее - Правила N 644), абоненту запрещается создавать препятствия для водоснабжения и водоотведения иных абонентов и транзитных организаций, водопроводные и (или) канализационные сети которых присоединены к водопроводным и (или) канализационным сетям абонента, либо расположены в границах земельного участка абонента, либо проходят через помещения, принадлежащие абоненту.
Таким образом, запрет на препятствование транспортировке вод распространяется не только на транспортировку вод в объекты капитального строительства, но в силу пп. "у" п. 35 Правил N 644 на любой иной объект, водопроводные и (или) канализационные сети которого присоединены к водопроводным и (или) канализационным сетям абонента либо расположены в границах земельного участка абонента, либо проходят через помещения, принадлежащие абоненту.
При этом из буквального толкования приведенных положений Закона N 416-ФЗ и Правил N 644 следует, что законодатель не связывает данную обязанность с организационными, финансовыми отношениями сторон, например отсутствием договоров, невнесением денежных средств в счет компенсации затрат на передачу ресурсов, а также с возможностью поставки в объект ресурса с помощью организации нового технического присоединения к сетям этого же или другого поставщика.
Такое регулирование по своему смыслу с одной стороны направлено на устранение для лиц, владеющих сетями, возможности злоупотребления правами, обусловленной наличием у них соответствующих сетей и предъявления к лицам, владеющим объектами, подключенными к этим сетям, необоснованных требований, с другой стороны - на минимизацию расходов ресурсоснабжающих и крупных сетевых компаний, а следовательно, и применяемых ими тарифов, связанных с неоднократным подключением одних и тех же объектов к подаче ресурсов.
Принимая во внимание вышеизложенное, полагаем, что в рассматриваемом случае водоканал не вправе отказаться от приема сточных вод, несмотря на отсутствие соответствующего договора с владельцем сетей.
Приведенный вывод подкрепляется также материалами судебной практики, смотрите, например, постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.09.2020 N 14АП-822/20 по делу N А13-18658/2018, постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 29.04.2022 N 09АП-7708/22 по делу N А40-211758/2021, постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.05.2018 N 17АП-4277/18, постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 24.03.2015 N 01АП-401/15.
Отметим также, что высказанная позиция является нашей экспертной точкой зрения и не препятствует руководствоваться нормами законодательства РФ в понимании, отличающемся от трактовки, изложенной выше.
Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Артемьева Елена
Ответ прошел контроль качества
7 августа 2023 г.
Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.