Казенное учреждение в сфере управления автомобильных дорог ликвидировало несанкционированные примыкания (съезды) к полям сельскохозяйственного назначения, принадлежащие предприятию. Мотивирует свою позицию положениями Федерального закона от 8 ноября 2007 года N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и дорожной деятельности в РФ", а именно, что строительство примыканий осуществляется при наличии письменного согласия владельца дороги, содержащего технические требования и условия. Однако вышеуказанные съезды к сельскохозяйственным полям были созданы еще до вступления в силу Федерального закона N 257-ФЗ, а именно в начале 2000 годов, и не являются общедоступными съездами, а используются только для сельскохозяйственной техники. И не должны иметь асфальтированное покрытие и все технические условия. Можно ли сделать утверждение, что такие съезды не подпадают под действие данного федерального закона в связи с тем, что созданы раньше вступления его в законную силу, а также в связи с тем, что не подпадают под действие данного закона, так как он регулирует съезды к частным дачным кооперативам и так далее?
По данному вопросу мы придерживаемся следующей позиции:
Полагаем, что в рассматриваемом случае нормы о безопасности дорожного движения, в том числе технические требования по обустройству примыканий к автомобильной дороге, распространяют свое действие на все случаи формирования съездов/выездов на дорогу вне зависимости от времени их создания.
Обоснование позиции:
Согласно ст. 3 Федерального закона от 08.11.2007 N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 257-ФЗ) под содержанием автомобильных дорог понимается комплекс работ по поддержанию надлежащего технического состояния автомобильной дороги, оценке ее технического состояния, а также по организации и обеспечению безопасности дорожного движения.
В соответствии со ст. 17 Закона N 257-ФЗ содержание автомобильных дорог осуществляется в соответствии с требованиями технических регламентов в целях обеспечения сохранности автомобильных дорог, а также организации дорожного движения, в том числе посредством поддержания бесперебойного движения транспортных средств по автомобильным дорогам и безопасных условий такого движения. Аналогичное требование зафиксировано и в ст. 12 Федерального закона от 10.12.1995 N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" (далее - Закон N 196-ФЗ), согласно которой ремонт и содержание дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения.
Должностные и иные лица, ответственные за состояние дорог и других дорожных сооружений, обязаны содержать дороги и другие дорожные сооружения в безопасном для движения состоянии в соответствии с требованиями стандартов, норм и правил и принимать меры к своевременному устранению помех для движения, запрещению или ограничению движения на отдельных участках дорог, когда пользование ими угрожает безопасности движения (п. 13 Основных положений по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанностей должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения, утвержденных постановлением Правительства РФ от 23.10.1993 N 1090).
Требования к состоянию примыканий в настоящее время, помимо положений Закона N 257-ФЗ, определены нормами ГОСТ Р 58653-2019 "Дороги автомобильные общего пользования. Пересечения и примыкания. Технические требования", а также нормами СП 34.13330.2021 "СНиП 2.05.02-85* Автомобильные дороги" и другими нормативными актами.
Учитывая изложенное, примыкания, в том числе грунтовые, к основной дороге должны обеспечивать возможность безопасного движения на автомобильных дорогах. Год создания второстепенной дороги и самого примыкания, а также сфера использования такого примыкания в этом случае не имеет значения, поскольку действующие требования о безопасности дорожного движения распространяются как на вновь созданные, так и существующие объекты. Кроме того, ранее также действовали правила, регулирующие порядок обустройства примыканий к дорогам (п. 5 Правил по охране автомобильных дорог и дорожных сооружений, утвержденным постановлением Совета Министров РСФСР N 129 от 05.03.1969, ч. 1, ч. 8 ст. 62 Закона N 257-ФЗ). В целом использование земельных участков, осуществление отдельных видов деятельности не должно препятствовать мероприятиям по безопасности дорожного движения, основными принципами обеспечения которой в силу ст. 3 Закона N 196-ФЗ являются: приоритет жизни и здоровья граждан, участвующих в дорожном движении, над экономическими результатами хозяйственной деятельности; соблюдение интересов граждан, общества и государства при обеспечении безопасности дорожного движения; программно-целевой подход к деятельности по обеспечению безопасности дорожного движения.
Таким образом, ранее созданные примыкания с учетом их использования должны соответствовать требованиям действующего законодательства (смотрите также постановление Девятнадцатого ААС от 24.10.2022 г. N 19АП-5703/22, постановление Седьмого ААС от 26.03.2017 г. N 07АП-1374/17, постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 10.07.2019 г. N Ф06-48977/19, решение Октябрьского районного суда г. Пензы Пензенской области от 13.09.2016 г. по делу N 2-1843/2016).
Приведение существующих примыканий в соответствие с требованиями действующего законодательства осуществляется в ходе строительства, реконструкции, капитального, текущего ремонта таких примыканий согласно нормам ст. 20 Закона N 257-ФЗ.
Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Ермакова Елена
Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Ерин Павел
28 июля 2023 г.
Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг. Для получения подробной информации об услуге обратитесь к обслуживающему Вас менеджеру.