Новости и аналитика Правовые консультации Гражданское право Может ли правообладатель товарного знака ограничить продажу дистрибьютором товара, маркированного "своим" товарным знаком, на маркетплейсе, если в договоре с дистрибьютором последнему не передавались права на товарный знак?

Может ли правообладатель товарного знака ограничить продажу дистрибьютором товара, маркированного "своим" товарным знаком, на маркетплейсе, если в договоре с дистрибьютором последнему не передавались права на товарный знак?

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:

Правообладатель не может в одностороннем порядке ограничить права дистрибьютора на продажу товаров на маркетплейсах.

Обоснование вывода:

Лицу, на имя которого зарегистрирован товарный знак (правообладателю), принадлежит исключительное право использования товарного знака в соответствии со ст. 1229 ГК РФ любым не противоречащим закону способом. Правообладатель может по своему усмотрению разрешать или запрещать другим лицам использование результата интеллектуальной деятельности или средства индивидуализации. Отсутствие запрета не считается согласием (п. 1 ст. 1229 ГК РФ). Именно поэтому, к примеру, размещение товарного знака в сети Интернет, на бланках, в рекламе и т.п. представляет собой использование товарного знака, которое должно осуществляться с согласия правообладателя.

В соответствии с подп. 1 п. 2 ст. 1484 ГК РФ размещение товарного знака на товарах, в том числе на этикетках, упаковках товаров, которые производятся, предлагаются к продаже, продаются, демонстрируются на выставках и ярмарках или иным образом вводятся в гражданский оборот на территории Российской Федерации, либо хранятся или перевозятся с этой целью, либо ввозятся на территорию Российской Федерации, является исключительным правом владельца товарного знака (правообладателя).

Вместе с тем в силу ст. 1487 ГК РФ не является нарушением исключительного права на товарный знак использование этого товарного знака другими лицами в отношении товаров, которые были введены в гражданский оборот на территории Российской Федерации непосредственно правообладателем или с его согласия (так называемое исчерпание исключительного права на товарный знак). При этом данная норма не содержит указания, в какой форме должно быть оформлено согласие правообладателя на использование товарного знака, нанесенного на товар, вводимый в гражданский оборот третьим лицом на территорию Российской Федерации. Судебная практика выработала подход, что согласие на использование товарного знака должно быть выражено в форме, которая позволяет достоверно установить адресанта согласия, способна быть воспринятой адресатом и позволит ему в случае возникновения спора доказать выдачу такого согласия (постановление СИП от 04.07.2017 N С01-521/2017)*(1).

В рассматриваемом случае вводом товара в гражданский оборот, по нашему мнению, является момент заключение правообладателем товарного знака договора с дистрибьютором с предоставлением последнему права на перепродажу такой продукции. Очевидно, что обоим сторонам такого договора известно, что перепродаваться будет товар, маркированный конкретным товарным знаком.

Таким образом, мы приходим к выводу, что в описанной ситуации попытки правообладателя привлечь дистрибьютора к ответственности или ограничить его права на продажу этих товаров на маркетплейсах не имеют правового основания, поскольку произошло исчерпание исключительного права на товарный знак. 

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
кандидат юридических наук Сулейманов Марат 

Ответ прошел контроль качества 

27 апреля 2023 г. 

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.  

-------------------------------------------------------------------------

*(1) Точно так же в п. 19 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 26.04.2007 N 14 указано, что в соответствии с действующим законодательством регистрация товарного знака не дает правообладателю права запретить использование этого товарного знака другими лицами в отношении товаров, которые были введены в гражданский оборот на территории Российской Федерации непосредственно правообладателем или с его согласия.