Какой орган местного самоуправления уполномочен на обращение в суд с иском о сносе самовольной постройки, расположенной на территории сельского поселения: муниципальное образование сельского поселения или муниципальный район?
В соответствии с подп. 15 п. 1 ст. 15 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения муниципального района относятся: утверждение схем территориального планирования муниципального района, утверждение подготовленной на основе схемы территориального планирования муниципального района документации по планировке территории, ведение информационной системы обеспечения градостроительной деятельности, осуществляемой на территории муниципального района, резервирование и изъятие земельных участков в границах муниципального района для муниципальных нужд, направление уведомления о соответствии указанных в уведомлении о планируемом строительстве параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и допустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке, уведомления о несоответствии указанных в уведомлении о планируемом строительстве параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и (или) недопустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке, уведомления о соответствии или несоответствии построенных или реконструированных объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома требованиям законодательства о градостроительной деятельности при строительстве или реконструкции объектов индивидуального жилищного строительства или садовых домов на земельных участках, расположенных на соответствующих межселенных территориях, принятие в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации решения о сносе самовольной постройки, расположенной на межселенной территории, решения о сносе самовольной постройки, расположенной на межселенной территории, или ее приведении в соответствие с установленными требованиями, решения об изъятии земельного участка, не используемого по целевому назначению или используемого с нарушением законодательства Российской Федерации и расположенного на межселенной территории, осуществление сноса самовольной постройки, расположенной на межселенной территории, или ее приведения в соответствие с установленными требованиями в случаях, предусмотренных Градостроительным кодексом Российской Федерации, выдача градостроительного плана земельного участка, расположенного на межселенной территории.
Согласно подп. 20 п. 1 ст. 14 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения городского поселения относятся: утверждение генеральных планов поселения, правил землепользования и застройки, утверждение подготовленной на основе генеральных планов поселения документации по планировке территории, выдача градостроительного плана земельного участка, расположенного в границах поселения, выдача разрешений на строительство (за исключением случаев, предусмотренных Градостроительным кодексом Российской Федерации, иными федеральными законами), разрешений на ввод объектов в эксплуатацию при осуществлении строительства, реконструкции объектов капитального строительства, расположенных на территории поселения, утверждение местных нормативов градостроительного проектирования поселений, резервирование земель и изъятие земельных участков в границах поселения для муниципальных нужд, осуществление муниципального земельного контроля в границах поселения, осуществление в случаях, предусмотренных Градостроительным кодексом Российской Федерации, осмотров зданий, сооружений и выдача рекомендаций об устранении выявленных в ходе таких осмотров нарушений, направление уведомления о соответствии указанных в уведомлении о планируемых строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома (далее - уведомление о планируемом строительстве) параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и допустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке, уведомления о несоответствии указанных в уведомлении о планируемом строительстве параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и (или) недопустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке, уведомления о соответствии или несоответствии построенных или реконструированных объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома требованиям законодательства о градостроительной деятельности при строительстве или реконструкции объектов индивидуального жилищного строительства или садовых домов на земельных участках, расположенных на территориях поселений, принятие в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации решения о сносе самовольной постройки, решения о сносе самовольной постройки или ее приведении в соответствие с предельными параметрами разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, установленными правилами землепользования и застройки, документацией по планировке территории, или обязательными требованиями к параметрам объектов капитального строительства, установленными федеральными законами (далее также - приведение в соответствие с установленными требованиями), решения об изъятии земельного участка, не используемого по целевому назначению или используемого с нарушением законодательства Российской Федерации, осуществление сноса самовольной постройки или ее приведения в соответствие с установленными требованиями в случаях, предусмотренных Градостроительным кодексом Российской Федерации.
Согласно п. 3 ст. 14 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения сельского поселения относятся вопросы, предусмотренные пунктами 1-3, 9, 10, 12, 14, 17, 19 (за исключением использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах населенных пунктов поселения), 20 (в части принятия в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации решения о сносе самовольной постройки, решения о сносе самовольной постройки или приведении ее в соответствие с установленными требованиями), 21, 28, 30, 33 части 1 настоящей статьи. Законами субъекта Российской Федерации и принятыми в соответствии с ними уставом муниципального района и уставами сельских поселений за сельскими поселениями могут закрепляться также другие вопросы из числа предусмотренных частью 1 настоящей статьи вопросов местного значения городских поселений (за исключением вопроса местного значения, предусмотренного пунктом 23 части 1 настоящей статьи).
Для целей регулирования данных отношений органами местного самоуправления принимаются муниципальные правовые акты, например: постановление администрации Старосельского поселения от 10 ноября 2020 г. N 146 "Об утверждении порядка принятия решения о сносе самовольной постройки либо решения о сносе самовольной постройки или ее приведении в соответствие с установленными требованиями на территории Старосельского сельского поселения Вологодского муниципального района Вологодской области"; постановление администрации Новленского сельского поселения от 12 февраля 2020 г. N 8 "Об утверждении порядка принятия решения о сносе самовольной постройки либо решения о сносе самовольной постройки или ее приведении в соответствие с установленными требованиями на территории Новленского сельского поселения Вологодского муниципального района Вологодской области"; постановление администрации Глушковского сельского поселения от 30 мая 2022 г. N 32 "Об утверждении Порядка принятия решения о сносе самовольной постройки, либо решения о сносе самовольной постройки или ее приведении в соответствие с установленными требованиями на территории Глушковского сельского поселения"; постановление администрации города Белозерска от 4 февраля 2020 г. N 36 "Об утверждении Порядка принятия решения о сносе самовольной постройки либо решения о сносе самовольной постройки или ее приведении в соответствие с установленными требованиями на территории муниципального образования "Город Белозерск"; Постановление администрации сельского поселения Двиницкое от 19 ноября 2019 г. N 75 "Об утверждении порядка принятия решения о сносе самовольной постройки, решения о сносе самовольной постройки или ее приведении в соответствие с установленными требованиями".
В силу п. 4 ст. 14 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" иные вопросы местного значения, предусмотренные частью 1 настоящей статьи для городских поселений, не отнесенные к вопросам местного значения сельских поселений в соответствии с частью 3 настоящей статьи, на территориях сельских поселений решаются органами местного самоуправления соответствующих муниципальных районов. В этих случаях данные вопросы являются вопросами местного значения муниципальных районов.
Отметим, что положения Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" полномочия на обращение в суд с иском о сносе символьной постройки не конкретизируют.
Вместе с тем в силу подп. 11 п. 1 ст. 8 ГрК РФ к полномочиям органов местного самоуправления поселений в области градостроительной деятельности относятся: принятие решения о сносе самовольной постройки либо решения о сносе самовольной постройки или ее приведении в соответствие с предельными параметрами разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, установленными правилами землепользования и застройки, документацией по планировке территории, или обязательными требованиями к параметрам объектов капитального строительства, установленными настоящим Кодексом, другими федеральными законами (далее - приведение в соответствие с установленными требованиями), в случаях, предусмотренных гражданским законодательством, осуществление сноса самовольной постройки или ее приведения в соответствие с установленными требованиями в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом.
В соответствии с пп. 1, 2 ст. 55.32 ГрК РФ снос объектов капитального строительства, являющихся самовольными постройками, или их приведение в соответствие с установленными требованиями в принудительном порядке осуществляется на основании решения суда или органа местного самоуправления, принимаемого в соответствии со статьей 222 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Орган местного самоуправления поселения, городского округа по месту нахождения самовольной постройки или в случае, если самовольная постройка расположена на межселенной территории, орган местного самоуправления муниципального района в срок, не превышающий двадцати рабочих дней со дня получения от исполнительных органов государственной власти, уполномоченных на осуществление государственного строительного надзора, государственного земельного надзора, государственного надзора в области использования и охраны водных объектов, государственного надзора в области охраны и использования особо охраняемых природных территорий, государственного надзора за состоянием, содержанием, сохранением, использованием, популяризацией и государственной охраной объектов культурного наследия, от исполнительных органов государственной власти, уполномоченных на осуществление федерального государственного лесного надзора (лесной охраны), подведомственных им государственных учреждений, должностных лиц государственных учреждений, осуществляющих управление особо охраняемыми природными территориями федерального и регионального значения, являющихся государственными инспекторами в области охраны окружающей среды, или от органов местного самоуправления, осуществляющих муниципальный земельный контроль или муниципальный контроль в области охраны и использования особо охраняемых природных территорий, уведомления о выявлении самовольной постройки и документов, подтверждающих наличие признаков самовольной постройки, предусмотренных пунктом 1 статьи 222 Гражданского кодекса Российской Федерации, обязан рассмотреть указанные уведомление и документы и по результатам такого рассмотрения совершить одно из следующих действий:
1) принять решение о сносе самовольной постройки либо решение о сносе самовольной постройки или ее приведении в соответствие с установленными требованиями в случаях, предусмотренных пунктом 4 статьи 222 Гражданского кодекса Российской Федерации;
2) обратиться в суд с иском о сносе самовольной постройки или ее приведении в соответствие с установленными требованиями;
3) направить, в том числе с использованием единой системы межведомственного электронного взаимодействия и подключаемых к ней региональных систем межведомственного электронного взаимодействия, уведомление о том, что наличие признаков самовольной постройки не усматривается, в исполнительный орган государственной власти, должностному лицу, в государственное учреждение или орган местного самоуправления, от которых поступило уведомление о выявлении самовольной постройки.
В связи с изложенным полагаем, что полномочия на обращение в суд с иском о сносе символьной постройки (расположенной в границах сельского поселения) отнесены к компетенции органов местного самоуправления сельского поселения.
В этой связи смотрите в качестве примера:
- решение Черноморского районного суда Республики Крым от 27 октября 2021 г. по делу N 2-615/2021: Председатель Окуневского сельского совета, глава администрации Окуневского сельского поселения Шконда А.А. обратился в суд с исковым заявлением к Юганюк А.В. о признании объекта недвижимости самовольной постройкой, понуждении снести самовольную постройку.
Свои требования мотивировал тем, что Администрацией Окуневского сельского поселения выявлен объект самовольного строительства на территории муниципального образования Окуневское сельское поселение, а именно: сарай, расположенный на земельном участке с кадастровым номером N, расположенном по адресу: "адрес". В ходе осмотра ответчиком не предоставлены правоустанавливающие объекты недвижимости по причине их отсутствия. Как пояснил Юганюк А.В., объект возведен самовольно, без получения на это необходимых разрешений, используется для содержания домашней птицы. Истец, ссылаясь на ст. 222 ГК РФ, просит суд признать объект недвижимости - сарай, назначение - нежилое, общей площадью 7,2 кв. м, количество этажей - 1, год завершения строительства - 2016, расположенный в пределах земельного участка с кадастровым номером N, по адресу: "адрес", - самовольной постройкой; обязать Юганюка Александра Викторовича снести самовольно возведенную постройку;
- апелляционное определение СК по гражданским делам Кемеровского областного суда от 07 мая 2013 г. по делу N 33-3571: Администрация Кузбасского сельского поселения обратилась в суд с иском о сносе самовольных построек. Требования мотивировано тем, что в апреле 2011 года, реализуя план благоустройства и развития поселка Октябрьский Прокопьевского района Кемеровской области, а также в связи со строительством детского сада администрация Кузбасского сельского поселения предложила представить жителям поселка, в том числе Лариной В.В., правоустанавливающие документы на строения хозяйственного назначения, расположенные в районе многоквартирного дома N по переулку "адрес". Было установлено, что Ларина В.В. владеет и пользуется гаражом, летней кухней и хозяйственным сараем в районе "адрес";
- решение Приморско-Ахтарского районного суда Краснодарского края от 25 июля 2022 г. по делу N 2-126/2022: Администрация Степного сельского поселения Приморско-Ахтарского района обратилась в Приморско-Ахтарский районный суд с иском к Михайленко В.Г. о сносе самовольной постройки, мотивируя свои требования тем, что на основании акта от ДД.ММ.ГГГГ б/н комиссионного рассмотрения обращения Белинской С.Н, проживающей по адресу: "адрес", комиссией была проведена проверка соблюдения земельного законодательства, градостроительных и санитарных норм соседними землепользователями;
- решение Аксайского районного суда Ростовской области от 28 января 2022 г. по делу N 2-537/2022: Администрация Ольгинского сельского поселения обратилась в суд с иском к Шпак Т.М. о признании объекта капитального строительства самовольной постройкой, обязании снести самовольную постройку;
- решение Мартыновского районного суда Ростовской области от 16 ноября 2021 г. по делу N 2-649/2021: Администрация Большеорловского сельского поселения обратилась в суд с иском к Найдимову Т.Р., Найдимову Р.С., Найдимову К.Р., Шариповой Ф.Р., Найдимовой Ф.Ю. о признании строения самовольной постройкой и обязании привести постройку в соответствие с установленными законодательством требованиями;
- решение Жуковского районного суда Калужской области от 28 сентября 2021 г. по делу N 2а-1-917/2021;
- решение Арбитражного суда Московской области от 2 сентября 2020 г. по делу N А41-79237/2019.
Отметим, что приведенная выше точка зрения является нашим экспертным мнением и может не совпадать с мнением других специалистов.
Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Сухарников Иван
Ответ прошел контроль качества
27 апреля 2023 г.
Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.