Возможно ли предоставить земельный участок с видом разрешенного использования "Питомники" крестьянскому (фермерскому) хозяйству без торгов?
Согласно пп. 1, 2 и 3 ст. 1 Федерального закона от 11.06.2003 N 74-ФЗ "О крестьянском (фермерском) хозяйстве" (далее - Закон N 74-ФЗ) крестьянское (фермерское) хозяйство представляет собой объединение граждан, связанных родством и (или) свойством, имеющих в общей собственности имущество и совместно осуществляющих производственную и иную хозяйственную деятельность (производство, переработку, хранение, транспортировку и реализацию сельскохозяйственной продукции), основанную на их личном участии. Фермерское хозяйство может быть создано одним гражданином. Фермерское хозяйство осуществляет предпринимательскую деятельность без образования юридического лица.
Для осуществления фермерским хозяйством его деятельности могут предоставляться и приобретаться земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения (п. 1 ст. 11 Закона N 74-ФЗ).
Согласно п. 3 ст. 11 Закона N 74-ФЗ земельные участки, предоставляемые и приобретаемые для осуществления фермерским хозяйством его деятельности, формируются в соответствии с земельным законодательством Российской Федерации.
В силу п. 1 ст. 77 ЗК РФ землями сельскохозяйственного назначения признаются земли, находящиеся за границами населенного пункта и предоставленные для нужд сельского хозяйства, а также предназначенные для этих целей.
В составе земель сельскохозяйственного назначения выделяются сельскохозяйственные угодья, земли, занятые внутрихозяйственными дорогами, коммуникациями, мелиоративными защитными лесными насаждениями, водными объектами (в том числе прудами, образованными водоподпорными сооружениями на водотоках и используемыми в целях осуществления прудовой аквакультуры), объектами капитального строительства, некапитальными строениями, сооружениями, используемыми для производства, хранения и первичной переработки сельскохозяйственной продукции, в случаях, предусмотренных федеральными законами, нестационарными торговыми объектами, а также жилыми домами, строительство, реконструкция и эксплуатация которых допускаются на земельных участках, используемых крестьянскими (фермерскими) хозяйствами для осуществления своей деятельности, либо на земельных участках, предназначенных для ведения гражданами садоводства для собственных нужд (п. 2 ст. 77 ЗК РФ).
Земли сельскохозяйственного назначения могут использоваться для ведения сельскохозяйственного производства, создания защитных лесных насаждений, научно-исследовательских, учебных и иных связанных с сельскохозяйственным производством целей, а также для целей аквакультуры (рыбоводства): крестьянскими (фермерскими) хозяйствами для осуществления их деятельности, гражданами, ведущими личные подсобные хозяйства, садоводство, животноводство, огородничество; хозяйственными товариществами и обществами, производственными кооперативами, государственными и муниципальными унитарными предприятиями, иными коммерческими организациями; некоммерческими организациями, в том числе потребительскими кооперативами, религиозными организациями; казачьими обществами; опытно-производственными, учебными, учебно-опытными и учебно-производственными подразделениями научных организаций, образовательных организаций, осуществляющих подготовку кадров в области сельского хозяйства, и общеобразовательных организаций; общинами коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации для сохранения и развития их традиционных образа жизни, хозяйственной деятельности и промыслов (п. 1 ст. 78 ЗК РФ).
В соответствии с пп. 6, 7 ст. 27 ЗК РФ оборот земель сельскохозяйственного назначения, за исключением участков, предоставленных из земель сельскохозяйственного назначения гражданам для индивидуального жилищного, гаражного строительства, ведения личного подсобного и дачного хозяйства, садоводства, животноводства и огородничества, а также земельных участков, занятых зданиями, строениями, сооружениями, осуществляется в соответствии с гражданским законодательством и ЗК РФ и регулируется Федеральным законом от 24.07.2002 N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" (далее - Закон N 101-ФЗ).
Согласно чч. 1, 4 ст. 10 Закона N 101-ФЗ земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам и юридическим лицам в порядке, установленном ЗК РФ.
В соответствии с подп. 8 п. 1 ст. 1 ЗК РФ земли делятся по целевому назначению на категории, согласно которому правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к определенной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий и требованиями законодательства.
Пунктами 1, 2 ст. 7 ЗК РФ установлено, что земли в Российской Федерации по целевому назначению подразделяются на следующие категории: земли сельскохозяйственного назначения; земли населенных пунктов; земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения; земли особо охраняемых территорий и объектов; земли лесного фонда; земли водного фонда; земли запаса. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий.
Виды разрешенного использования земельных участков определяются в соответствии с Классификатором, утвержденным приказом Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии от 10 ноября 2020 г. N П/0412 (далее - Классификатор).
При этом в Классификаторе отсутствует вид разрешенного использования "Для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности".
Однако Классификатором предусмотрен вид разрешенного использования "Питомники" (код 1.17), согласно которому допускается выращивание и реализация подроста деревьев и кустарников, используемых в сельском хозяйстве, а также иных сельскохозяйственных культур для получения рассады и семян; размещение сооружений, необходимых для указанных видов сельскохозяйственного производства. Данный вид относится к сельскохозяственному использованию.
На основании ч. 1 ст. 4 Федерального закона от 29 декабря 2006 г. N 264-ФЗ "О развитии сельского хозяйства" под сельскохозяйственным производством признается совокупность видов экономической деятельности по выращиванию, производству и переработке соответственно сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, в том числе оказание соответствующих услуг.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 25.07.2006 N 458 определены виды продукции, относимые к сельскохозяйственной продукции по кодам "ОК 034-2014 (КПНС 2008). Общероссийский классификатор продукции по видам экономической деятельности" (утвержден приказом Росстандарта от 31.01.2014 N 14-ст).
Так, в соответствии с вышеназванным постановлением к сельскохозяйственной продукции относится в том числе: семена озимой ржи, семена озимого тритикале, семена меслина и др.
Таким образом, вид разрешенного использования "Питомники" относится к сельскохозяйственному производству в понимании ч. 1 ст. 4 Федерального закона от 29 декабря 2006 г. N 264-ФЗ "О развитии сельского хозяйства" и Закона N 74-ФЗ.
Порядок предоставления земельных участков для осуществления фермерским хозяйством его деятельности устанавливается ЗК РФ (п. 1 ст. 12 Закона N 74-ФЗ).
В соответствии с п. 2 ст. 39.1, п. 7 ст. 39.11 ЗК РФ продажа находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков, в соответствии с основным видом разрешенного использования которых предусмотрено строительство зданий, сооружений, не допускается, за исключением случаев, указанных в п. 2 ст. 39.3 ЗК РФ, а также случаев проведения аукционов по продаже таких земельных участков в соответствии со ст. 39.18 ЗК РФ.
Общий порядок предоставления земельного участка без проведения торгов указан в ст. 39.17 ЗК РФ. В этой связи смотрите Вопрос: Предоставление земельного участка неразграниченной государственной собственности без торгов на основании подп. 4 п. 2 ст. 39.6 ЗК РФ (ответ службы Правового консалтинга ГАРАНТ, март 2021 г.).
При этом согласно подп. 10 п. 2 ст. 39.3 ЗК без проведения торгов осуществляется продажа земельных участков гражданам для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства в границах населенного пункта, садоводства, гражданам или крестьянским (фермерским) хозяйствам для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности в соответствии со ст. 39.18 ЗК РФ.
Особенности предоставления земельных участков в названных целях установлены ст. 39.18 ЗК РФ и постановлением Правительства РФ от 9 апреля 2022 г. N 629 "Об особенностях регулирования земельных отношений в Российской Федерации в 2022 году".
Так, согласно п. 1 ст. 39.18 ЗК РФ в случае поступления заявления крестьянского (фермерского) хозяйства о предоставлении земельного участка для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности уполномоченный орган в срок, не превышающий четырнадцати дней с даты поступления любого из этих заявлений, совершает одно из следующих действий: обеспечивает опубликование извещения о предоставлении земельного участка для указанных целей (далее в настоящей статье - извещение) в порядке, установленном для официального опубликования (обнародования) муниципальных правовых актов уставом поселения, городского округа, по месту нахождения земельного участка и размещает извещение на официальном сайте, а также на официальном сайте уполномоченного органа в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (п. 1); принимает решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка или об отказе в предоставлении земельного участка в соответствии с п. 8 ст. 39.15 или ст. 39.16 ЗК РФ (пункт 2).
В извещении указываются:
1) информация о возможности предоставления земельного участка с указанием целей этого предоставления;
2) информация о праве граждан или крестьянских (фермерских) хозяйств, заинтересованных в предоставлении земельного участка для указанных в п. 1 ст. 39.18 ЗК РФ целей, в течение тридцати дней соответственно со дня опубликования и размещения извещения подавать заявления о намерении участвовать в аукционе по продаже такого земельного участка или аукционе на право заключения договора аренды такого земельного участка;
3) адрес и способ подачи заявлений, указанных в подп. 2 п. 2 ст. 39.18 ЗК РФ;
4) дата окончания приема указанных в подп. 2 п. 2 ст. 39.18 ЗК РФ заявлений, которая устанавливается в соответствии с подп. 2 п. 2 ст. 39.18 ЗК РФ;
5) адрес или иное описание местоположения земельного участка;
6) кадастровый номер и площадь земельного участка в соответствии с данными государственного кадастра недвижимости, за исключением случаев, если испрашиваемый земельный участок предстоит образовать;
7) площадь земельного участка в соответствии с проектом межевания территории или со схемой расположения земельного участка, если подано заявление о предоставлении земельного участка, который предстоит образовать;
8) реквизиты решения об утверждении проекта межевания территории в случае, если образование земельного участка предстоит в соответствии с утвержденным проектом межевания территории, условный номер испрашиваемого земельного участка, а также адрес сайта в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", на котором размещен утвержденный проект;
9) адрес и время приема граждан для ознакомления со схемой расположения земельного участка, в соответствии с которой предстоит образовать земельный участок, если данная схема представлена на бумажном носителе.
В соответствии с п. 4 ст.39.18 ЗК РФ граждане, крестьянские (фермерские) хозяйства, которые заинтересованы в приобретении прав на испрашиваемый земельный участок, могут подавать заявления о намерении участвовать в аукционе.
Если по истечении тридцати дней (смотрите письмо Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии РФ от 1 июля 2022 г. N 11-01419/22 "О рассмотрении обращения") со дня опубликования извещения заявления иных граждан, крестьянских (фермерских) хозяйств о намерении участвовать в аукционе не поступили, уполномоченный орган осуществляет подготовку проекта договора купли-продажи или проекта договора аренды земельного участка в трех экземплярах, их подписание и направление заявителю при условии, что не требуется образование или уточнение границ испрашиваемого земельного участка (подп. 1 п. 5 ст. 39.18 ЗК РФ).
В случае поступления заявлений иных граждан, крестьянских (фермерских) хозяйств о намерении участвовать в аукционе уполномоченный орган в недельный срок со дня поступления этих заявлений принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка без проведения аукциона лицу, обратившемуся с заявлением о предоставлении земельного участка, и о проведении аукциона по продаже земельного участка или аукциона на право заключения договора аренды земельного участка для целей, указанных в заявлении о предоставлении земельного участка (подп. 1 п. 7 ст. 39.18 ЗК РФ).
В этом случае предоставление земельного участка осуществляется в соответствии со ст. 39.11-39.13 ЗК РФ путем проведения аукциона. В этой связи смотрите Энциклопедию решений. Порядок предоставления в аренду земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, путем проведения аукциона.
Отметим, что неопубликование извещения уполномоченным органом о предоставлении земельного участка является существенным нарушением публичных процедур. Такая сделка может быть признана судом ничтожной (ст. 166-168 ГК РФ).
В этой связи смотрите судебную практику:
- постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 3 февраля 2021 г. N Ф02-6399/20 по делу N А33-34812/2019;
- постановление Арбитражного суда Дальневосточного округа от 29 июня 2021 г. N Ф03-2972/21 по делу N А51-10546/2020;
- постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда от 3 августа 2021 г. N 07АП-5604/21 по делу N А03-17781/2020:" ...Оценив все представленные в материалы дела доказательства в порядке ст. 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, принимая во внимание, что после поступления 02.11.2020 от ООО "На страже мира" администрацией извещение о возможном предоставлении спорного земельного участка с кадастровым номером 22:42:000000:513 не было опубликовано в средствах массовой информации, определенных субъектом Российской Федерации (газета "Алтайская Правда") и на официальном сайте по размещению торгов, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что, поскольку в рассматриваемом случае Администрацией после поступления заявления ответчика не было опубликовано извещение о предоставлении земельного участка и, соответственно, не учтена возможность поступления заявлений от иных заинтересованных лиц, в том числе иных участников государственной программы поддержки сельского хозяйства, договор аренды земельного участка N 239 от 03.11.2020, заключенный по результатам рассмотрения заявления ответчика, не может быть признан соответствующим нормам ЗК РФ. Согласно п 1 ст. 168 ГК РФ сделка, нарушающая требования закона или иного правового акта, является оспоримой, если из закона не следует, что должны применяться другие последствия нарушения, не связанные с недействительностью сделки. Сделка, нарушающая требования закона или иного правового акта и при этом посягающая на публичные интересы либо права и охраняемые законом интересы третьих лиц, ничтожна, если из закона не следует, что такая сделка оспорима или должны применяться другие последствия нарушения, не связанные с недействительностью сделки (пункт 2 статьи 168 Гражданского кодекса Российской Федерации). В соответствии с п. 1 ст. 166 ГК РФ сделка недействительна по основаниям, установленным законом, в силу признания ее таковой судом (оспоримая сделка) либо независимо от такого признания (ничтожная сделка). В соответствии с пп. 74, 75 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 23.06.2015 N 25 "О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" применительно к ст. 166 и 168 ГК РФ под публичными интересами, в частности, следует понимать интересы неопределенного круга лиц, обеспечение безопасности жизни и здоровья граждан, а также обороны и безопасности государства, охраны окружающей природной среды. Информирование о предоставлении конкретных земельных участков в аренду способствует достижению максимальной эффективности сдачи имущества в аренду, а также направлено не только на защиту интересов общества и отдельных граждан в целом, но и возможных претендентов на земельный участок. Предоставление спорного земельного участка без публичного информирования привело к ограничению возможности предоставления земельного участка иным лицам. Учитывая вышеизложенное, суд первой инстанции пришел к правомерному выводу об удовлетворении исковых требований истца в полном объеме..."
Как следует из содержания нижеприведенной судебной практики, при предоставлении земельного участка посредством проведения аукциона (в случае, если поступили предложения от иных лиц) вид права (в собственность или в аренду) земельного участка определяется муниципалитетом как лицом, осуществляющим полномочия публичного собственника. Обратите внимание на следующие судебные акты:
- постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 18 июня 2021 г. N 02АП-2950/21 по делу N А17-8335/2020: "...При этом нормами Земельного кодекса Российской Федерации не предусмотрено, что в случае предоставления земельных участков в порядке статьи 39.18 ЗК РФ вид права, на котором будет предоставлен земельный участок по результатам проведения аукциона, в том случае когда заключение договора без торгов недопустимо в силу поступления заявлений иных заинтересованных лиц, определяется лицом, первым подавшим заявление на основании части 1 статьи 39.18 ЗК РФ. Следовательно, в данном случае возможность отчуждения земельных участков именно на праве собственности определена Администрацией как лицом, осуществляющим полномочия публичного собственника, в том числе с учетом волеизъявления иных лиц на приобретение земельных участков на праве собственности...";
- апелляционное определение СК по гражданским делам Московского областного суда от 15 марта 2017 г. по делу N 33-8050/2017.
Относительно перечня документов, необходимых для предоставления земельного участка, сообщаем следующее. Согласно п. 2 ст. 39.17 ЗК РФ к заявлению о предоставлении земельного участка прилагаются документы, предусмотренные подп. 1 и 4-6 п. 2 ст. 39.15 ЗК РФ. Представление указанных документов не требуется в случае, если указанные документы направлялись в уполномоченный орган с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельного участка, по итогам рассмотрения которого принято решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка. В течение десяти дней со дня поступления заявления о предоставлении земельного участка уполномоченный орган возвращает это заявление заявителю, если оно не соответствует положениям п. 1 ст. 39.17 ЗК РФ, подано в иной уполномоченный орган или к заявлению не приложены документы, предоставляемые в соответствии с п. 2 ст. 39.17 ЗК РФ. При этом уполномоченным органом должны быть указаны причины возврата заявления о предоставлении земельного участка (п. 3 ст. 39.17 ЗК РФ).
Так, к заявлению о предоставлении земельного участка без торгов прилагаются документы, подтверждающие право заявителя на приобретение земельного участка без проведения торгов и предусмотренные перечнем (далее - перечень), установленным уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, за исключением документов, которые должны быть представлены в уполномоченный орган в порядке межведомственного информационного взаимодействия. Данный перечень утвержден приказом Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии от 2 сентября 2020 г. N П/0321.
При этом из данного перечня следует, что документами, подтверждающими право крестьянских (фермерских) хозяйств на приобретение земельного участка без проведения торгов, является выписка из ЕГРЮЛ о юридическом лице, являющемся заявителем, которая запрашивается уполномоченным органом в рамках межведомственного взаимодействия.
Таким образом, полагаем возможным предоставление крестьянскому (фермерскому) хозяйству земельного участка с видом разрешенного использования "Питомники" без проведения торгов при отсутствии заявлений иных граждан, крестьянских (фермерских) хозяйств о намерении участвовать в аукционе и оснований для отказа в предоставлении земельного участка, предусмотренных ст. 39.16 ЗК РФ. В этой связи смотрите постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 27 сентября 2022 г. N 18АП-12216/22 по делу N А76-723/2022; постановление Десятого арбитражного апелляционного суда от 19 февраля 2019 г. N 10АП-1183/19; решение Арбитражного суда Свердловской области от 13 февраля 2018 г. по делу N А60-61611/2017).
Отметим, что приведенная выше точка зрения является нашим экспертным мнением и может не совпадать с мнением других специалистов.
Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Балашов Дмитрий
Ответ прошел контроль качества
12 декабря 2022 г.
Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.