Постановлением Правительства РФ от 18 сентября 2020 года N 1491 "Об утверждении Правил и условий возврата билетов, абонементов и экскурсионных путевок и переоформления на других лиц именных билетов, именных абонементов и именных экскурсионных путевок на проводимые организациями исполнительских искусств и музеями зрелищные мероприятия в случае отказа посетителя от их посещения" установлен срок ответа посетителю о принятом организацией решении об отказе в возврате денежных средств. Какая ответственность предусмотрена за нарушение установленного срока? Какая ответственность предусмотрена в случае, если организация откажет посетителю в возврате денежных средств в связи с его болезнью?
Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
Полагаем, что организация исполнительских искусств имеет право отказать посетителю о возврате денежных средств, уплаченных за билеты, в связи с болезнью посетителя, если установит, что справка, выданная медицинской организацией, не соответствует требованиям действующего законодательства.
Обоснование вывода:
Согласно п. 22 постановления Правительства РФ от 18 сентября 2020 г. N 1491 "Об утверждении Правил и условий возврата билетов, абонементов и экскурсионных путевок и переоформления на других лиц именных билетов, именных абонементов и именных экскурсионных путевок на проводимые организациями исполнительских искусств и музеями зрелищные мероприятия в случае отказа посетителя от их посещения" (далее - Постановление N 1419), в случае отказа посетителя от посещения проводимого организацией исполнительских искусств или музеем зрелищного мероприятия в связи с его болезнью посетитель вправе обратиться с заявлением о возврате в связи с болезнью.
К заявлению о возврате в связи с болезнью прилагаются оригинал неиспользованного билета, а также копия листка нетрудоспособности либо справки (медицинского заключения), выданных медицинской организацией в соответствии с законодательством Российской Федерации и подтверждающих факт заболевания посетителя, препятствующего посещению им зрелищного мероприятия (п. 25 Постановления N 1419).
Как следует из Порядка выдачи медицинскими организациями справок и медицинских заключений, утвержденного Приказом Министерства здравоохранения РФ от 14 сентября 2020 г. N 972н (далее - Порядок N 972н), справки и медицинские заключения оформляются (формируются) в произвольной форме и могут выдаваться на бумажном носителе или в форме электронного документа с использованием усиленной квалифицированной электронной подписи медицинского работника.
Справки на бумажном носителе оформляются с проставлением штампа медицинской организации или на бланке медицинской организации (при наличии), подписываются врачом (фельдшером, акушеркой), заверяются личной печатью врача и печатью медицинской организации (при наличии), на которой идентифицируется полное наименование медицинской организации в соответствии с учредительными документами (п. 6 Порядка N 972н).
При этом справки выдаются на основании записей в медицинской документации пациента, внесенных лечащим врачом, другими врачами-специалистами, принимающими непосредственное участие в медицинском обследовании и лечении пациента, или фельдшером, акушеркой в случае возложения на них отдельных функций лечащего врача по непосредственному оказанию медицинской помощи пациенту в период наблюдения за ним и его лечения (п. 10 Порядка N 972н).
Заявление о возврате и прилагаемые к нему документы рассматриваются организацией исполнительских искусств в течение 10 дней со дня приема (в случае необходимости указанный срок рассмотрения может быть увеличен до 30 дней). По результатам рассмотрения заявления организация исполнительских искусств принимает решение о возврате денежных средств либо об отказе в возврате денежных средств в случае несоблюдения условий, указанных в пункте 34 настоящих Правил, и сообщает об этом посетителю (его представителю) не позднее 5 дней со дня принятия указанного решения (п. 29, п. 30, п. 31 Постановления N 1419).
Как следует из Постановления N 1419, одним из оснований для отказа в удовлетворении требования посетителя о возврате денежных средств является несоблюдение посетителем требований, установленных п. 23-27 Постановления N 1419, которые, помимо прочего, обязывают посетителя предоставить копию листка нетрудоспособности либо справку, выданные медицинской организацией в соответствии с законодательством РФ (подп. "г" п. 34 Порядка N 1419).
Таким образом, полагаем, что организация исполнительских искусств имеет право отказать посетителю в возврате денежных средств, уплаченных за билеты, в связи с болезнью посетителя, если установит, что справка, выданная медицинской организацией, не соответствует требованиям Порядка N 972.
Отметим, что законодательством об административных правонарушениях не установлена какая-либо ответственность за нарушение сроков представления ответа посетителю на его заявление, равно как и за сам отказ в удовлетворении заявления о возврате.
В случае возникновения спора между посетителем и организацией исполнительских искусств относительно возврата денежных средств, уплаченных за билеты, он подлежит рассмотрению в гражданско-правовом порядке. Поскольку участником рассматриваемых правоотношений является гражданин, пользующийся услугами организации исполнительских искусств исключительно для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, то в подобных ситуациях применяются нормы Закона РФ от 7 февраля 1992 г. N 2300-I "О защите прав потребителей".
Отметим, что Закон о защите прав потребителей предоставляет право посетителю предъявить в судебном порядке не только требования о возврате стоимости билетов, но и требования об уплате неустойки, штрафа за несоблюдение в добровольном порядке удовлетворения требований потребителя, а также требования о компенсации морального вреда (ст. 13, ст. 15 Закона о защите прав потребителей) (смотрите, напр. Решение Пролетарского районного суда г. Тулы Тульской области от 25 января 2017 г. по делу N 2-91/2017). Однако вопрос о правомерности требований потребителя разрешается судом с учетом всех обстоятельств дела.
Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Ковалёва Нина
Ответ прошел контроль качества
1 ноября 2022 г.
Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.