Несколько жильцов дома взаимодействуют с управляющей компанией (скорее всего, небезвозмездно). В результате этого на общем собрании жильцов большинством голосов принимаются решения, не отвечающие интересам жильцов дома, но в интересах (материальном) управляющей компании (необоснованное увеличение тарифов, несоразмерное распределение видов работ внутри тарифа и т.д.). Каковы способы пресечения данного обстоятельства?
Контроль над деятельностью управляющей организации в части исполнения договора управления многоквартирным домом осуществляется собственниками помещений в МКД несколькими способами, а именно:
- получение от ответственных лиц управляющей организации информации о перечнях, объемах, качестве и периодичности оказанных услуг и (или) выполненных работ;
- проверки объемов, качества и периодичности оказания услуг и выполнения работ (в том числе путем проведения соответствующей экспертизы);
- подачи в письменном виде жалоб, претензий и прочих обращений для устранения выявленных дефектов с проверкой полноты и своевременности их устранения;
- обращения в органы, осуществляющие государственный контроль за использованием и сохранностью жилищного фонда, его соответствием установленным требованиям, для административного воздействия, обращения в другие инстанции согласно действующему законодательству.
Согласно п. 10.1 ст. 161 ЖК РФ управляющая организация обязана обеспечить свободный доступ к информации об основных показателях ее финансово-хозяйственной деятельности, об оказываемых услугах и о выполняемых работах по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, о порядке и об условиях их оказания и выполнения, об их стоимости, о ценах (тарифах) на предоставляемые коммунальные услуги посредством ее размещения в системе.
Порядок, состав, сроки и периодичность размещения в системе информации о деятельности по управлению многоквартирным домом и представления для ознакомления документов, предусмотренных ЖК РФ, товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом, осуществляющими управление многоквартирным домом (без заключения договора с управляющей организацией), устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере информационных технологий, совместно с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере жилищно-коммунального хозяйства, если иной срок размещения в системе указанной информации не установлен федеральным законом.
В соответствии с п. 6 Правил осуществления деятельности по управлению многоквартирными домами, утвержденных постановлением Правительства РФ от 15 мая 2013 г. N 416, в целях подтверждения необходимости оказания услуг и выполнения работ, предусмотренных проектом перечня услуг и работ, управляющая организация, товарищество или кооператив по требованию собственников помещений в многоквартирном доме обязаны представить акт обследования технического состояния многоквартирного дома, а также иные документы, содержащие сведения о выявленных дефектах (неисправностях, повреждениях), и при необходимости - заключения экспертных организаций.
Перечень сведений, которые управляющая компания должна опубликовать в системе, содержится в раздел 10 Состава, сроков и периодичности размещения информации поставщиками информации в государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства (утвержденных приказом Министерства связи и массовых коммуникаций РФ и Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ от 29.02.2016 N 74/114/пр).
В соответствии с ч. 1.2 ст. 161 ЖК РФ постановлением Правительства РФ от 03.04.2013 N 290 утверждены Правила оказания услуг и выполнения работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме (далее - Правила N 290). Пунктом 9 Правил N 290 установлено, что сведения об оказании услуг и выполнении работ, предусмотренных перечнем услуг и работ, отражаются в актах, составляемых по форме, установленной федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативному правовому регулированию в сфере строительства, архитектуры, градостроительства и жилищно-коммунального хозяйства, и являются составной частью технической документации многоквартирного дома. Форма акта приемки оказанных услуг и (или) выполненных работ по содержанию и текущему ремонту общего имущества в многоквартирном доме установлена приказом Минстроя России от 26.10.2015 N 761/пр.
Подчеркнем, что форма акта не является рекомендуемой, соответственно, ее соблюдение обязательно (смотрите письмо Минстроя России от 4 апреля 2016 г. N 9667-ОД/04).
Из формы акта следует, что на стороне заказчика выступают собственники помещений в многоквартирном доме. От их имени выступает либо председатель совета многоквартирного дома, либо уполномоченный общим собранием собственник помещения. То, что подписание такого акта входит в полномочия председателя совета многоквартирного дома, указано и в п. 4 ч. 8 ст. 161.1 ЖК РФ.
Таким образом, оформление актов выполненных работ определено в качестве обязанности управляющей организации, а сам акт выполненных работ является единственным надлежащим и допустимым доказательством оказания таких работ и (или) услуг; несоблюдение формы акта приемки оказанных услуг и выполненных работ ограничивает право собственников МКД на получение информации о стоимости выполненных работ (оказанных услуг) по содержанию общего имущества в МКД (смотрите определение Верховного Суда Российской Федерации от 12.12.2019 N 310-ЭС19-24505).
Если собственник помещения в МКД полагает, что его права нарушаются и договор управления со стороны управляющей организации не исполняется, то единственным действенным способом пресечения данных обстоятельств будет являться контроль за деятельностью управляющей организации, в том числе и путем обращения с соответствующими заявлениями в Государственную Жилищную инспекцию в рамках ст. 20 ЖК РФ, а также прокуратуру, как орган по надзору за соблюдением законодательства.
Рекомендуем также ознакомиться с материалами:
- Куда жаловаться на управляющую компанию?
- Жалоба на действия (бездействие) управляющей организации, осуществляющей управление многоквартирным домом, в связи с ненадлежащим содержанием общего имущества в многоквартирном доме;
- Жалоба в прокуратуру на действия (бездействие) управляющей организации.
Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Павлычев Дмитрий
Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Парасоцкая Елена
2 ноября 2022 г.
Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.