Медицинский университет направляет студентов на практику в больницу на основании договора, оформленного в соответствии с приказом Министерства здравоохранения РФ от 30.06.2016 N 435н "Об утверждении типовой формы договора об организации практической подготовки обучающихся, заключаемого между образовательной или научной организацией и медицинской организацией либо организацией, осуществляющей производство лекарственных средств, организацией, осуществляющей производство и изготовление медицинских изделий, аптечной организацией, судебно-экспертным учреждением или иной организацией, осуществляющей деятельность в сфере охраны здоровья". Больница настаивает на включении в договор дополнительного пункта, предусматривающего возмещение документально доказанного материального ущерба имуществу больницы, причиненного практикантами. Правомерно ли требование больницы, учитывая, что вуз при этом не принимает никакое имущество в пользование (как при аренде или при безвозмездном пользовании), помещения и оборудование используются сторонами совместно? Есть ли судебная практика по взысканию материального ущерба напрямую с практиканта?
Вопросы организации практики студентов регламентируются Федеральным законом от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (далее - Закон N 273-ФЗ), Порядком организации и проведения практической подготовки обучающихся по профессиональным образовательным программам медицинского образования, фармацевтического образования, утвержденным приказом Минздрава России от 3 сентября 2013 г. N 620н (далее - Порядок).
Производственная практика является составной частью основных профессиональных образовательных программ высшего и среднего профессионального образования, реализуемых в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами высшего и среднего профессионального образования (п. 24 ст. 2, п. 6 ст. 13 Закона N 273-ФЗ, п. 3 Порядка).
Практическая подготовка лиц, получающих высшее медицинское образование или высшее фармацевтическое образование, обеспечивается путем их участия в осуществлении медицинской деятельности или фармацевтической деятельности в соответствии с образовательными программами (ч. 4 ст. 82 Закона N 273-ФЗ, п. 4 Порядка).
Организация практической подготовки обучающихся в профильных организациях осуществляется на основании договора между образовательной или научной организацией и медицинской организацией либо организацией, осуществляющей производство лекарственных средств, организацией, осуществляющей производство и изготовление медицинских изделий, аптечной организацией, судебно-экспертным учреждением или иной организацией, осуществляющей деятельность в сфере охраны здоровья. Типовая форма такого договора утверждена приказом Минздрава России от 30 июня 2016 г. N 435н. Указанный договор должен содержать положения, определяющие виды деятельности, по которым осуществляется практическая подготовка обучающихся, сроки осуществления практической подготовки в соответствии с учебным планом, перечень работников образовательной организации, работников научной организации, количество обучающихся, участвующих в практической подготовке, порядок и условия использования необходимого для организации практической подготовки имущества сторон договора, порядок участия обучающихся, работников образовательной организации, работников научной организации в соответствующей деятельности, включая порядок их участия в оказании медицинской помощи гражданам, ответственность образовательной организации, научной организации за вред, причиненный при осуществлении практической подготовки обучающихся, в том числе пациентам (ч. 5 ст. 82 Закона N 273-ФЗ, п. 6 Порядка).
Таким образом, стороны договора могут предусмотреть обязанность образовательной организации возместить профильной организации имущественный вред, причиненный по вине практиканта. Заметим, что свобода договора в числе прочего предполагает и свободу в определении любых не противоречащих закону условий договора (п. 2 ст. 1, п. 4 ст. 421 ГК РФ).
Впоследствии образовательная организация не лишается возможности взыскания понесенных убытков со студента. И хоть ни Закон N 273-ФЗ, ни Порядок, не регламентируют вопросы имущественной ответственности обучающихся, данная процедура может быть предусмотрена локальными нормативными актами образовательной организации (ч. 1 ст. 30 Закона N 273-ФЗ).
Согласно п. 2 ст. 15 ГК РФ лицо, право которого нарушено, вправе требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере. Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).
Соответственно, если образовательная организация по вине студента понесла убытки, то она наделена правом потребовать их возмещения в полном объеме с непосредственного причинителя вреда.
С другой стороны, в отсутствие условия в договоре об имущественной ответственности образовательной организации за материальный вред, причиненный по вине практикантов, ничто не препятствует профильной организации компенсировать свои имущественные потери за счет виновника в порядке главы 59 ГК РФ, регулирующей вопросы внедоговорной (деликтной) ответственности.
По общему правилу вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред (п. 1 ст. 1064 ГК РФ). При этом гражданское законодательство исходит из презумпции вины причинителя вреда (п. 2 ст. 1064 ГК РФ). Эти правила распространяются и на несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет, поскольку они несут самостоятельную ответственность (п. 1 ст. 1074 ГК РФ), и только в случае, когда у несовершеннолетнего в таком возрасте нет собственных доходов или иного имущества, достаточных для возмещения вреда, вред должен быть возмещен полностью или в недостающей части его родителями (усыновителями) или попечителем, если они не докажут, что вред возник не по их вине (п. 2 ст. 1074 ГК РФ).
К сожалению, каких-либо официальных разъяснений, судебной практики по данному вопросу нам обнаружить не удалось.
К сведению:
Подчеркнем также, что действующее законодательство не запрещает профильной организации заключать с практикантами срочные трудовые договоры при наличии вакантных мест и соответствующей подготовки студента. В частности, Минздравом России 3 ноября 2021 года подготовлен проект приказа "Об утверждении Порядка участия обучающихся по основным профессиональным образовательным программам и дополнительным профессиональным программам в оказании медицинской помощи гражданам и в фармацевтической деятельности" (далее - Проект), в котором прямо говорится о привлечении к осуществлению медицинской деятельности или фармацевтической деятельности лиц, обучающихся по основным профессиональным образовательным программам и дополнительным профессиональным, в том числе с их трудоустройством на соответствующих их подготовке должностях (п. 8 Проекта).
Следовательно, если с практикантом на период прохождения практики заключен трудовой договор, то он как работник медицинской организации в случае причинения работодателю имущественного вреда будет нести материальную ответственность по трудовому законодательству.
Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Амирова Лариса
Ответ прошел контроль качества
6 октября 2022 г.
Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.