Что такое электронная гарантия на товар?

Прямо такое понятие, как "электронная гарантия на товар", законодательством не предусмотрено. На практике под электронной гарантией на товар обычно понимается предоставление гарантии изготовителем (продавцом) с использованием регистрации в электронных системах изготовителя (продавца) приобретенного товара путем передачи в нее необходимой информации самой приобретённой техникой при ее активации. Также используется механизм регистрации покупателем приобретенного товара в таких системах изготовителя (продавца), например, регистрация на сайте изготовителя.
Согласно ч. 1 и ч. 2 ст. 469 ГК РФ продавец обязан передать покупателю товар, качество которого соответствует договору купли-продажи. Товар, который продавец обязан передать покупателю, должен соответствовать требованиям, предусмотренным ст. 469 ГК РФ, в момент передачи покупателю, если иной момент определения соответствия товара этим требованиям не предусмотрен договором купли-продажи, и в пределах разумного срока должен быть пригодным для целей, для которых товары такого рода обычно используются. В случае, когда договором купли-продажи предусмотрено предоставление продавцом гарантии качества товара, продавец обязан передать покупателю товар, который должен соответствовать требованиям, предусмотренным ст. 469 ГК РФ, в течение определенного времени, установленного договором (гарантийного срока) (п. 1 и п. 2 ст. 470 ГК РФ).
Пункт 6 ст. 5 Закона РФ от 07.02.1992 N 2300-I "О защите прав потребителей" (далее - Закон о защите прав потребителей) изготовитель (исполнитель) вправе устанавливать на товар (работу) гарантийный срок - период, в течение которого в случае обнаружения в товаре (работе) недостатка изготовитель (исполнитель), продавец, уполномоченная организация или уполномоченный индивидуальный предприниматель, импортер обязаны удовлетворить требования потребителя, установленные ст. 18 и 29 указанного Закона. Содержание дополнительного обязательства изготовителя, срок действия такого обязательства и порядок осуществления потребителем прав по такому обязательству определяются изготовителем.
В соответствии с п. 7 ст. 5 Закона о защите прав потребителей продавец вправе установить на товар гарантийный срок, если он не установлен изготовителем. Содержание дополнительного обязательства продавца, срок действия такого обязательства и порядок осуществления потребителем прав по такому обязательству определяются договором между потребителем и продавцом.
Требований к содержанию условий гарантии законодательство не содержит. Обязательность передачи покупателю товара гарантийного талона на товар ни ГК РФ, ни Законом о защите прав потребителей, ни Правилами продажи товаров, утверждённых Правительством РФ*(1), не предусмотрена. Следовательно, возможно установить, что для предоставления гарантии изготовителем (продавцом) необходима регистрация товара в электронных системах изготовителя (продавца) путем передачи в нее необходимой информации приобретённой техникой при ее активации покупателем или путем регистрации покупателя в таких системах, например, на сайте изготовителя, что и делается на практике (смотрите, например, решение Арбитражного суда Новосибирской области от 28.05.2022 по делу N А45-10144/2020, апелляционное определение СК по гражданским делам Кировского областного суда от 29.08.2013 по делу N 33-3026/2013).
Поскольку условия предоставления гарантии по смыслу ст. 470 ГК РФ являются одними из условий договора купли-продажи (приобретая товар, покупатель соглашается и с этими условиями), то вся необходимая информация об условиях предоставления гарантии, в том числе электронной гарантии, по общему правилу должна быть предусмотрена в заключенном сторонами договоре. В розничной торговле, где не практикуется составление договора между покупателем и продавцом в виде отдельного документа информация о гарантийном сроке должна быть обязательно предоставлена покупателю, информация доводится до сведения потребителей в технической документации, прилагаемой к товарам (работам, услугам), на этикетках, маркировкой или иным способом, принятым для отдельных видов товаров (работ, услуг) (п. 2 и п. 3 ст. 10 Закона о защите прав потребителей). Если потребителю не предоставлена возможность незамедлительно получить при заключении договора информацию о товаре (работе, услуге), он вправе потребовать от продавца (исполнителя) возмещения убытков, причиненных необоснованным уклонением от заключения договора, а если договор заключен, в разумный срок отказаться от его исполнения и потребовать возврата уплаченной за товар суммы и возмещения других убытков (п. 1 ст. 12 Закона о защите потребителей, смотрите, например, решение Ртищевского районного суда Саратовской области от 07.12.2015 по делу N 2-700/2015).

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Ефимова Ольга

Ответ прошел контроль качества

31 августа 2022 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг. 

-------------------------------------------------------------------------
*(1) Правилами продажи предусмотрена обязанность продавца передать гарантийный талон (при его наличии) только в отношении технически сложных товаров бытового назначения, бывших в употреблении, при продаже комиссионных товаров, принятых на комиссию, для подтверждения права потребителя на использование оставшегося гарантийного срока (смотрите, например, пп. 31, 34 Правил продажи товаров по договору розничной купли-продажи, утвержденных постановлением Правительства РФ от 31.12.2020 N 2463).