Производитель чая планирует вложение в упаковку производимой им продукции (детский чай) игрушки. Игрушки будут воспроизводить персонажей произведения. Могут ли производителя чая привлечь к ответственности, учитывая нормы об авторском праве?
Произведения науки, литературы и искусства, включая литературные произведения и аудиовизуальные произведения (п. 1 ст. 1263 ГК РФ), являются объектами авторских прав независимо от достоинств и назначения произведения, а также от способа его выражения (п. 1 ст. 1259 ГК РФ).
В силу п. 7 ст. 1259 ГК РФ авторские права распространяются на часть произведения, на его название, на персонаж произведения, если по своему характеру они могут быть признаны самостоятельным результатом творческого труда автора и отвечают требованиям, установленным пунктом 3 названной статьи.
Согласно разъяснениям, данным в абзаце первом п. 82 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 23.04.2019 N 10 "О применении части четвертой Гражданского кодекса Российской Федерации" (далее - Постановление N 10), с учетом п. 3 ст. 1259 ГК РФ, согласно которому охране подлежат произведения, выраженные в какой-либо объективной форме, под персонажем следует понимать совокупность описаний и (или) изображений того или иного действующего лица в произведении в форме (формах), присущей (присущих) произведению: в письменной, устной форме, в форме изображения, в форме звуко- или видеозаписи, в объемно-пространственной форме и др.
При этом не любое действующее лицо произведения является персонажем в смысле п. 7 ст. 1259 ГК РФ. Истец, обращающийся в суд за защитой прав именно на персонаж как часть произведения, должен обосновать, что такой персонаж существует как самостоятельный результат интеллектуальной деятельности. При этом учитывается, обладает ли конкретное действующее лицо произведения достаточными индивидуализирующими его характеристиками: в частности, определены ли внешний вид действующего лица произведения, характер, отличительные черты (например, движения, голос, мимика, речевые особенности) или другие особенности, в силу которых действующее лицо произведения является узнаваемым даже при его использовании отдельно от всего произведения в целом (абзац второй п. 82 Постановления N 10). При подтверждении наличия индивидуализирующих характеристик действующего лица его охраноспособность в качестве персонажа презюмируется, однако ответчик вправе оспаривать такую охраноспособность (абзац третий п. 82 Постановления N 10).
Кроме того, в ряде случаев изображения персонажей могут защищаться в качестве самостоятельного объекта авторского права произведения изобразительного искусства (смотрите, например, постановление Суда по интеллектуальным правам от 13.07.2022 N С01-772/2022).
Положениями п. 1 ст. 1270 ГК РФ предусмотрено, что автору произведения или иному правообладателю принадлежит исключительное право использовать произведение в соответствии со статьей 1229 этого Кодекса в любой форме и любым не противоречащим закону способом (исключительное право на произведение), в том числе способами, указанными в пункте 2 ст. 1270 ГК РФ. В частности, одними из способов использования являются воспроизведение произведения, то есть изготовление одного и более экземпляра произведения или его части в любой материальной форме, в том числе в форме звуко- или видеозаписи, изготовление в трех измерениях одного и более экземпляра двухмерного произведения и в двух измерениях одного и более экземпляра трехмерного произведения, распространение произведения путем продажи или иного отчуждения его оригинала или экземпляров, импорт в целях распостранения, а также перевод или другая переработка произведения (подп. 1, 2, 4, 9 п. 2 ст. 1270 ГК РФ). При этом под переработкой произведения понимается создание производного произведения (обработки, экранизации, аранжировки, инсценировки и тому подобного).
Согласно разъяснениям, данным в абзаце пятом п. 82 Постановления N 10, воспроизведением персонажа признается изготовление экземпляра, в котором используется, например, текст, содержащий описание персонажа, или конкретное изображение (например, кадр мультипликационного фильма), или индивидуализирующие персонажа характеристики (детали образа, характера и (или) внешнего вида, которые характеризуют его и делают узнаваемым). В последнем случае воспроизведенным является персонаж и при неполном совпадении индивидуализирующих характеристик или изменении их несущественных деталей, если несмотря на это такой персонаж сохранил свою узнаваемость как часть конкретного произведения (например, при изменении деталей одежды, не влияющих на узнаваемость персонажа).
Из приведенных норм следует, что использованием персонажа произведения, независимо от того, защищается ли он как часть произведения или как самостоятельное произведение, может признаваться в том числе изготовление экземпляров трехмерной игрушки, отражающей его образ, внешний вид.
В свою очередь, п. 1 ст. 1229 ГК РФ установлено, что правообладатель может по своему усмотрению разрешать или запрещать другим лицам использование результата интеллектуальной деятельности. Отсутствие запрета не считается согласием (разрешением).
Другие лица не могут использовать соответствующий результат интеллектуальной деятельности без согласия правообладателя, за исключением случаев, предусмотренных названным Кодексом. Использование результата интеллектуальной деятельности или средства индивидуализации (в том числе их использование способами, предусмотренными ГК РФ), если такое использование осуществляется без согласия правообладателя, является незаконным и влечет ответственность, установленную ГК РФ, другими законами, за исключением случаев, когда использование результата интеллектуальной деятельности или средства индивидуализации лицами иными, чем правообладатель, без его согласия допускается названным Кодексом.
В связи с изложенным в той ситуации, когда производитель чая самостоятельно будет осуществлять изготовление игрушек, воспроизводящих персонажей произведения, имеющих правовую охрану, которые он намерен вкладывать внутрь упаковки своей продукции, ему необходимо получить согласие правообладателя или уполномоченного им лица на такое изготовление и последующее распространение экземпляров игрушек (например, путем заключения лицензионного договора в соответствии со ст. 1235 и ст. 1286 ГК РФ).
Если же производитель чая будет закупать уже готовые игрушки у третьего лица, ему рекомендуется убедиться в том, что данное лицо имеет разрешение на соответствующее использование персонажей произведения, полученное от его правообладателя или уполномоченного им лица, поскольку производитель чая планирует осуществлять их дальнейшее введение в гражданский оборот, а положения ст. 1250 и ст. 1252 ГК РФ позволяют применить определенные меры, направленные на прекращение нарушения исключительного права, даже к лицу, вина которого в нарушении права отсутствует. Например, игрушки, изготовленные и проданные третьим лицом с нарушением исключительного права и приобретенные производителем чая, могут быть изъяты у последнего и уничтожены как контрафактные (п. 5 ст. 1250 и подп. 4 п. 1 ст. 1252 ГК РФ, абзац второй п. 96 Постановления N 10).
В том же случае, когда лицо, осуществившее производство либо импорт на территорию Российской Федерации и продажу игрушек, имеет на это согласие правообладателя произведения, персонаж которого они воспроизводят, дальнейшее их использование производителем чая для вложения их в упаковку производимой им продукции исключительных прав на персонажа не нарушает, так как экземпляры продукции, в которых выражены персонажи произведения, после приобретения их производителем чая будут считаться законно введенными в оборот на территории Российской Федерации и их дальнейшее распространение не будет требовать согласия правообладателя в силу ст. 1272 ГК РФ (смотрите также абзац первый п. 96 Постановления N 10).
В то же время нельзя не учитывать того, что производитель чая с большой долей вероятности будет доводить до потребителей информацию о наличии в упаковке производимого им товара соответствующей игрушки, что, в свою очередь, может быть сопряжено с использованием изображения персонажа на упаковке такого товара или в его рекламе. Использование персонажа таким способом является самостоятельным видом использования произведения или его части, которое требует отдельного разрешения правообладателя (смотрите, например, постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.02.2020 N 14АП-102/20, определение СК по гражданским делам Московского городского суда от 22.10.2010 N 33-33911).
Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
кандидат юридических наук Широков Сергей
Ответ прошел контроль качества
10 августа 2022 г.
Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.