Новости и аналитика Правовые консультации Гражданское право Государственное автономное учреждение здравоохранения (ГАУЗ) отказывает иностранцам в лечении, так как их необходимо регистрировать в миграционной службе. Иностранец хочет лечиться именно стационарно, находиться в больнице (речь не идет об оказании экстренной медицинской помощи). Иностранцы не застрахованы по ОМС. Свой отказ ГАУЗ мотивирует отсутствием свободных коек в платном отделении и предлагает плановую госпитализацию через некоторое время, когда койки освободятся. Амбулаторно ГАУЗ может их принимать, уведомлять в данном случае миграционную службу нет необходимости (где иностранец остановился, там его и регистрируют). 1. Предусмотрена ли ответственность за отказ от лечения иностранного гражданина? 2. Каков размер штрафа за несвоевременную регистрацию? 3. Каков порядок регистрации такого иностранца в больнице? В каких случаях возможен отказ в оказании медицинской помощи?

Государственное автономное учреждение здравоохранения (ГАУЗ) отказывает иностранцам в лечении, так как их необходимо регистрировать в миграционной службе. Иностранец хочет лечиться именно стационарно, находиться в больнице (речь не идет об оказании экстренной медицинской помощи). Иностранцы не застрахованы по ОМС. Свой отказ ГАУЗ мотивирует отсутствием свободных коек в платном отделении и предлагает плановую госпитализацию через некоторое время, когда койки освободятся. Амбулаторно ГАУЗ может их принимать, уведомлять в данном случае миграционную службу нет необходимости (где иностранец остановился, там его и регистрируют). 1. Предусмотрена ли ответственность за отказ от лечения иностранного гражданина? 2. Каков размер штрафа за несвоевременную регистрацию? 3. Каков порядок регистрации такого иностранца в больнице? В каких случаях возможен отказ в оказании медицинской помощи?

Отказ в оказании медицинской помощи

Часть 1 ст. 41 Конституции РФ гарантирует каждому право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений.
При этом по общему правилу иностранные граждане пользуются в России правами и несут обязанности наравне с гражданами РФ; исключения должны быть прямо предусмотрены федеральным законом (ст. 4 Федерального закона от 25 июля 2002 г. N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации").
Федеральный закон от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" провозглашает, что государство обеспечивает гражданам охрану здоровья независимо от пола, расы, возраста, национальности, языка, наличия заболеваний, состояний, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям и от других обстоятельств. Доступность и качество медицинской помощи обеспечиваются, в частности, предоставлением медицинской организацией гарантированного объема медицинской помощи в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи. Отказ в оказании медицинской помощи в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи и взимание платы за ее оказание медицинской организацией, участвующей в реализации этой программы, и медицинскими работниками такой медицинской организации не допускаются (ч. 2 ст. 5, п. 5 ст. 10, ч. 1 ст. 11 Закона N 323-ФЗ).
Отметим при этом, что иностранные граждане, отвечающие требованиям, предусмотренным ч. 1 ст. 10 Федерального закона от 29 ноября 2010 г. N 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации", также могут являться застрахованными в системе ОМС лицами. При этом условием их обращения за медицинской помощью (за исключением случаев оказания экстренной медицинской помощи) в любом случае является предъявление полиса ОМС (п. 1 ч. 2 ст. 16 Закона N 326-ФЗ).
Согласно чч. 2 и 3 ст. 19 Закона N 323-ФЗ каждый имеет право на медицинскую помощь в гарантированном объеме, оказываемую без взимания платы в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, а также на получение платных медицинских услуг и иных услуг, в том числе в соответствии с договором добровольного медицинского страхования. Право на медицинскую помощь иностранных граждан, проживающих и пребывающих на территории РФ, устанавливается законодательством РФ и соответствующими международными договорами РФ.
Так, Правилами оказания медицинской помощи иностранным гражданам на территории РФ, утвержденными постановлением Правительства РФ от 6 марта 2013 г. N 186, предусмотрено, что медицинская помощь:
- в экстренной форме при внезапных острых заболеваниях, состояниях, обострении хронических заболеваний, представляющих угрозу жизни пациента, оказывается иностранным гражданам медицинскими организациями бесплатно (п. 3 Правил);
- в неотложной форме (за исключением скорой, в том числе скорой специализированной, медицинской помощи) и плановой форме оказывается иностранным гражданам в соответствии с договорами о предоставлении платных медицинских услуг либо договорами добровольного медицинского страхования и (или) заключенными в пользу иностранных граждан, отвечающих требованиям ст. 16 Закона N 326-ФЗ, договорами в сфере обязательного медицинского страхования (п. 6 Правил);
- в плановой форме оказывается при условии представления иностранным гражданином письменных гарантий исполнения обязательства по оплате фактической стоимости медицинских услуг или предоплаты медицинских услуг исходя из предполагаемого объема предоставления этих услуг (за исключением случаев оказания медицинской помощи иностранным гражданам, отвечающим требованиям ст. 16 Закона N 326-ФЗ), а также необходимой медицинской документации (выписка из истории болезни, данные клинических, рентгенологических, лабораторных и других исследований) при ее наличии (п. 7 Правил).
Таким образом, только отсутствие у иностранного гражданина полиса ОМС либо договора о предоставлении платных медицинских услуг или договора добровольного медицинского страхования является законным основанием для отказа иностранному гражданину в оказании медицинской помощи со стороны медицинской организации, участвующей в реализации программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи. Отказ по каким-либо иным основаниям будет нарушать право этих граждан на охрану здоровья.

Отказ медицинской организации в заключении с иностранным гражданином договора о предоставлении платных медицинских услуг и дальнейшее его исполнение

Как указал Конституционный Суд РФ в определении от 6 июня 2002 г. N 115-О, деятельность по оказанию платной медицинской помощи российское законодательство относит к предпринимательской деятельности, осуществляемой под публичным контролем. Договор о предоставлении платных медицинских услуг (медицинского обслуживания) согласно п. 1 ст. 426 ГК РФ признается публичным договором, т.е. соглашением, заключаемым коммерческой организацией и устанавливающим ее обязанности по оказанию услуг, которые такая организация по характеру своей деятельности должна осуществлять в отношении каждого, кто к ней обратится; при этом коммерческая организация не вправе оказывать предпочтение одному лицу перед другим в отношении заключения публичного договора, кроме случаев, предусмотренных законом и иными правовыми актами. Отказ организации от заключения публичного договора при наличии возможности предоставить потребителю соответствующие услуги не допускается, и при уклонении в таком случае от заключения публичного договора другая сторона вправе обратиться в суд с требованием о понуждении заключить договор и о возмещении убытков, причиненных необоснованным отказом от его заключения (п. 3 ст. 426 и п. 4 ст. 445 ГК РФ).
Анализируя смысл этого ограничения и публично важный характер медицинской деятельности, Конституционный Суд РФ пришел к выводу о том, что медицинское учреждение не вправе отказывать не только в заключении договора о предоставлении платных медицинских услуг, но и в предоставлении соответствующих услуг (исполнении своих обязательств) по заключенному договору при наличии у него возможности предоставить соответствующие услуги.
Иными словами, отказ в заключении договора о предоставлении платных медицинских услуг и в их предоставлении по такому договору законен только в том случае, если у учреждения отсутствует фактическая возможность оказать соответствующие услуги.

Ответственность

Неисполнение принимающей стороной обязанностей в связи с осуществлением миграционного учета, если эти действия не содержат признаков уголовно наказуемого деяния, на основании ч. 4 ст. 18.9 КоАП РФ влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до четырех тысяч рублей; на должностных лиц - от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц - от четырехсот тысяч до пятисот тысяч рублей*(1).
Согласно ст. 2.4 КоАП РФ административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей. Совершившие административные правонарушения в связи с выполнением организационно-распорядительных или административно-хозяйственных функций руководители и другие работники иных организаций несут административную ответственность как должностные лица.
Таким образом, работник может быть привлечен к административной ответственности в статусе должностного лица только при установлении того, что неисполненные действия по миграционному учету иностранцев входят в его должностные обязанности. В отношении же руководителей судебная практика исходит из того, что они в силу должности несут ответственность за исполнение организацией публично-правовых обязанностей. Поэтому суды преимущественно оставляют в силе постановления о привлечении к административной ответственности руководителей, отклоняя их доводы о наличии в штате работников, ответственных за миграционный учет: смотрите, к примеру, решение Ярославского районного суда Ярославской области от 11 февраля 2020 г. по делу N 12-28/2020, решение Бежицкого районного суда г. Брянска Брянской области от 11 февраля 2020 г. по делу N 12-11/2020, решение Центрального районного суда г. Волгограда Волгоградской области от 29 июня 2015 г. по делу N 12-871/2015, решение Верховного Суда Республики Крым от 26 февраля 2020 г. по делу N 21-122/2020.

Порядок миграционного учета

Согласно п. 2 ч. 1 ст. 21 Федерального закона от 18 июля 2006 г. N 109-ФЗ "О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации" иностранный гражданин подлежит постановке на учет по месту пребывания по адресу медицинской организации, оказывающей медицинскую помощь в стационарных условиях, в которой он находится в связи с получением услуг этой организации. Администрация такой организации обязана фиксировать сведения о поступивших иностранных гражданах по прибытии и убытии данных иностранных граждан. Указанная фиксация осуществляется для последующего уведомления в установленном порядке соответствующего органа миграционного учета о прибытии и об убытии данных иностранных граждан (ч. 9 ст. 22 Закона N 109-ФЗ).
Обратим внимание, фиксация сведений о поступивших иностранных гражданах и уведомление об этом органа миграционного учета является самостоятельной обязанностью медицинской организации и должна осуществляться ею независимо от того, соблюдены ли требования Закона N 109-ФЗ самим иностранным гражданином и его принимающей стороной (к примеру, работодателем).
В соответствии с п. 1 ч. 3, ч. 3.1 ст. 20 Закона N 109-ФЗ срок представления уведомления о прибытии иностранного гражданина в место пребывания по общему правилу составляет семь рабочих дней со дня прибытия в место пребывания. Но для случая поступления его в медицинскую организацию установлено специальное правило: уведомление о прибытии иностранного гражданина в место пребывания должно быть представлено в орган миграционного учета в течение одного рабочего дня, следующего за днем прибытия иностранного гражданина в место пребывания. Если иностранный гражданин прибыл в место пребывания в нерабочий день (в том числе в один из дней в течение нескольких нерабочих дней), уведомление о прибытии в место пребывания должно быть представлено в орган миграционного учета в течение одних суток, являющихся рабочим днем и следующих непосредственно за нерабочим днем (несколькими нерабочими днями).
Форма уведомления о прибытии иностранного гражданина в место пребывания и общий порядок его подачи в орган миграционного учета утверждены приказом МВД России от 10 декабря 2020 г. N 856. Однако медицинской организации позволено уведомлять орган миграционного учета о прибытии иностранного гражданина также с использованием входящих в состав сети электросвязи средств связи по правилам, утвержденным постановлением Правительства РФ от 10 мая 2010 г. N 310 (ч. 10 ст. 22 Закона N 109-ФЗ)*(2). Ими предполагается заключение между администрацией медицинской организации и территориальным органом МВД соглашения об информационном обмене сведениями и подача вышеназванного уведомления в порядке, установленном таким соглашением.
Отметим, что для целей исполнения этой обязанности медицинская организация вправе требовать от иностранных граждан предъявить удостоверение личности (определение Конституционного Суда РФ от 29 октября 2020 г. N 2413-О).

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Прибыткова Мария

Ответ прошел контроль качества

4 июля 2022 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг. 

-------------------------------------------------------------------------
*(1) Как видно, данный состав предполагает ответственность как должностного, так и юридического лица.
Часть 3 ст. 2.1 КоАП РФ устанавливает, что назначение административного наказания юридическому лицу не освобождает от административной ответственности за данное правонарушение виновное физическое лицо, равно как и привлечение к административной или уголовной ответственности физического лица не освобождает от административной ответственности за данное правонарушение юридическое лицо. Таким образом, при совершении должностным лицом правонарушения, за которое к ответственности может быть привлечено как указанное лицо, так и юридическое лицо, от имени которого оно выступает, к ответственности в любом случае могут быть привлечены оба данных субъекта. Данный вывод подтверждается и разъяснениями, содержащимися в п. 15 постановления Пленума ВС РФ от 24 марта 2005 г. N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях". При этом право выбора лица, привлекаемого к административной ответственности, при наличии вины в совершении правонарушения нескольких лиц принадлежит административному органу, в компетенцию которого входит производство по делам о соответствующем административном правонарушении.
Отметим, что положения ч. 13 ст. 2.10 проекта КоАП РФ, подготовленного Министерством юстиции РФ, предусматривают иной подход к одновременному привлечению к административной ответственности должностного и юридического лица. В них устанавливается, что одновременное привлечение юридического лица и его должностного лица к ответственности за одно и то же административное правонарушение не допускается, за исключением случаев, когда санкцией особенной части КоАП РФ либо закона субъекта РФ об административных правонарушениях предусмотрены различные виды административных наказаний для юридического лица и его должностного лица либо когда одно из указанных лиц подлежит освобождению от административного наказания, если его применение может повлечь за собой невозможность исполнения лицом обязанности, за неисполнение которой оно привлекается к административной ответственности (п. 1 ст. 4.1 проекта КоАП РФ). Однако данный проект КоАП РФ в настоящее время не принят и находится лишь на стадии прохождения процедуры оценки регулирующего воздействия.
*(2) Аналогичным образом допускается подача уведомления об убытии; медицинская организация обязана подать его не позднее двенадцати часов рабочего дня, следующего за днем убытия данного иностранного гражданина (чч. 3 и 4 ст. 23 Закона N 109-ФЗ).