В собственности ООО есть воздушная линия электропередачи мощностью 110 кВт, которая отражается в документах как движимое имущество, но фактически имеет прочную связь с землей (высоковольтная линия, стоит на металлических опорах). Линия была построена в 1987 году, общество получило ее от своего правопредшественника в результате реорганизации, а правопредшественник приобрел по договору купли-продажи в 2005 или 2006 году у прежнего владельца. Право собственности на воздушную линию в ЕГРН не регистрировалось, на кадастровом учете объект не состоит (обществу было отказано в постановке линии на кадастровый учет со ссылкой на то, что права на земельный участок не оформлены). Государственная собственность на землю под линией не разграничена, земельный участок во владение и пользование обществу не предоставлялся (было отказано на том основании, что воздушная линия не является объектом недвижимости). В настоящее время произведена реконструкция линии, которая заключалась в увеличении мощности с 10 до 110 кВт (однако фактически линия и была построена напряжением 110 кВт, просто функционировала как резервная), реконструкция отражена во внутренних документах организации, произведена без разрешения на реконструкцию и выделения земельного участка, при этом физические характеристики объекта не менялись (материал опор, их расположение). Чтобы сейчас оформить воздушную линию, необходимо признать ее недвижимым объектом, потом обратиться за предоставлением земельного участка. Каким образом обществу признать право собственности на воздушную линию электропередачи как на объект недвижимости? Возможно ли это сделать через признание юридического факта или есть другой путь решения вопроса?
Прежде всего отметим, что выбор способа защиты гражданских прав (ст. 12 ГК РФ) в подобной ситуации зависит от конкретных обстоятельств, которые требуют изучения на основе документов, связанных с созданием, приобретением, эксплуатацией объекта имущества. Поэтому мы можем высказать лишь общие соображения по существу рассматриваемого вопроса.
Линии электропередачи относятся к линейным объектам, являющимся разновидностью сооружений, которые, в свою очередь, признаются недвижимостью (п. 1 ст. 130 ГК РФ, п. 10.1 ст. 1 ГрК РФ). Вместе с тем, наличие у имущества признаков недвижимости устанавливается исходя из характеристик такого имущества, а именно наличия у него прочной связи с землей, невозможности перемещения объекта без несоразмерного ущерба его назначению (п. 1 ст. 130 ГК РФ).
Согласно п. 14.1 ст. 1 ГрК РФ под реконструкцией линейных объектов понимается изменение параметров линейных объектов или их участков (частей), которое влечет за собой изменение класса, категории и (или) первоначально установленных показателей функционирования таких объектов (мощности, грузоподъемности и других) или при котором требуется изменение границ полос отвода и (или) охранных зон таких объектов.
Из вопроса не следует, что в рассматриваемом случае была произведена реконструкция линии электропередачи в том значении, в котором понятие реконструкции используется в ГрК РФ, поскольку физические характеристики объекта, как мы поняли, не изменились, более того, объект приобрел прочную связь с землей (размещение металлических опор на земельном участке) уже при его создании в 1987 году. Иными словами, представляется, что объект изначально отвечал признакам недвижимости, будучи учитываемым при этом как движимое имущество.
Отметим, что, поскольку воздушная линия создана до 01.01.1995, то есть до введения в действие части первой ГК РФ, она не признается самовольной постройкой, право собственности на которую при определенных условиях может быть приобретено в соответствии с п. 3 ст. 222 ГК РФ (смотрите, например, определение СК по экономическим спорам Верховного Суда РФ от 12.10.2021 N 304-ЭС21-12151). Кроме того, отсутствие у владельца объекта прав на земельный участок, на котором находится это имущество, исключает приобретение права собственности по данному основанию.
В соответствии с п. 1 ст. 234 ГК РФ лицо - гражданин или юридическое лицо, - не являющееся собственником имущества, но добросовестно, открыто и непрерывно владеющее как своим собственным недвижимым имуществом, если иные срок и условия приобретения не предусмотрены той же статьей, в течение пятнадцати лет либо иным имуществом в течение пяти лет, приобретает право собственности на это имущество (приобретательная давность). Право собственности на недвижимое и иное имущество, подлежащее государственной регистрации, возникает у лица, приобретшего это имущество в силу приобретательной давности, с момента такой регистрации.
Как следует из вопроса, линия электропередачи фактически является недвижимостью, при этом сделка по ее отчуждению правопредшественнику организации была совершена после вступления в силу Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" без внесения в ЕГРП (ЕГРН) записи о государственной регистрации права собственности на имущество продавца и переходе этого права к покупателю (чч. 1, 3 ст. 69 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости"). То есть организация не приобрела право собственности на эту недвижимость (п. 2 ст. 8.1, п. 1 ст. 131 ГК РФ), но владеет ею длительное время.
В п. 19 постановления Пленума ВС РФ и Пленума ВАС РФ от 29.04.2010 N 10/22 (далее - Постановление N 10/22) разъясняется, что возможность обращения в суд с иском о признании права собственности в силу приобретательной давности вытекает из ст. 11 и 12 ГК РФ, согласно которым защита гражданских прав осуществляется судами путем признания права. Поэтому лицо, считающее, что стало собственником имущества в силу приобретательной давности, вправе обратиться в суд с иском о признании за ним права собственности.
Ответчиком по иску о признании права собственности в силу приобретательной давности является прежний собственник имущества.
В случаях, когда прежний собственник недвижимого имущества не был и не должен был быть известен давностному владельцу, он вправе обратиться в суд с заявлением об установлении факта добросовестного, открытого и непрерывного владения имуществом как своим собственным в течение срока приобретательной давности. В качестве заинтересованного лица к участию в деле привлекается государственный регистратор.
В п. 15 Постановления N 10/22 также разъяснено, что в случае, если новый владелец имущества является сингулярным или универсальным правопреемником предыдущего владельца, перерыв давностного владения не наступает (п. 3 ст. 234 ГК РФ).
С учетом изложенного, полагаем, что в настоящей ситуации ООО вправе обратиться с иском в арбитражный суд (чч. 1, 2 ст. 27 АПК РФ) с иском о признании права собственности на имущество в силу приобретательной давности (ст. 234 ГК РФ).
Из вопроса не ясно, имело ли лицо, передавшее правопредшественнику общества линию электропередачи по договору купли-продажи, право собственности на это имущество. Представляется, что, поскольку имущество было получено по сделке, продавец обществу известен, устанавливать факт владения и пользования недвижимым имуществом как своим собственным (п. 1 ч. 2 ст. 218 АПК РФ) в этой ситуации не требуется. В качестве ответчика по иску следует привлечь продавца, если он являлся собственником имущества.
Как отмечается в судебной практике, суд при рассмотрении спора должен дать квалификацию объекту, основываясь на установленных фактических обстоятельствах, определить, является ли объект недвижимым имуществом, отвечающим признакам, указанным в п. 1 ст. 130 ГК РФ (постановление Президиума ВАС РФ от 26.01.2010 N 11052/09), то есть установить наличие признаков, способных относить его в силу природных свойств или на основании закона к недвижимым объектам (постановление АС Северо-Кавказского округа от 02.03.2021 N Ф08-672/21).
Мы не видим оснований для того, чтобы устанавливать наличие у объекта признаков недвижимости в рамках отдельного производства. Правовую оценку этому вопросу суд может дать в рамках рассмотрения спора о праве, то есть иска о признании права собственности на имущество в силу приобретательной давности. В этой связи обществу необходимо будет представить в суд как доказательства открытого и непрерывного владения имуществом в течение пятнадцати лет (таковыми, на наш взгляд, могут быть документы, подтверждающие, что общество (его правопредшественник) в течение этого срока владело объектом и несло расходы на его содержание), так и доказательства, подтверждающие создание линии электропередачи в 1987 году как недвижимого имущества. В зависимости от особенностей конкретной ситуации в качестве таких доказательств могут рассматриваться, например, результаты технической инвентаризации объекта (в частности, технический паспорт), технический план как результат кадастровых работ (ст. 37 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О кадастровой деятельности"), фотоматериалы, заключение эксперта, в том числе в рамках назначенной судом экспертизы, и т.д. Оценку представленным доказательствам даст суд (ст. 64-68, 82 АПК РФ, смотрите определение СК по экономическим спорам ВС РФ от 03.08.2021 N 307-ЭС20-22282, постановления АС Северо-Западного округа от 22.03.2022 N Ф07-18266/21, АС Московского округа от 10.03.2022 N Ф05-2614/22, от 03.02.2022 N Ф05-35422/21, от 20.12.2021 N Ф05-29804/21, АС Северо-Кавказского округа от 04.12.2019 N Ф08-10346/19, ФАС Уральского округа от 01.02.2013 N Ф09-13491/12). Полагаем, что для выяснения обстоятельств строительства линии электропередачи возможно запросить информацию у органа, осуществляющего техническую инвентаризацию объектов недвижимости, у органа местного самоуправления по месту нахождения воздушной линии, а также запросить сведения из государственного или муниципального архива (пп. 10, 11, 19 ст. 3, ст. 24 Федерального закона от 22.10.2004 N 125-ФЗ "Об архивном деле в Российской Федерации").
Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Ерин Павел
Ответ прошел контроль качества
24 июня 2022 г.
Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.