У предприятия на расчетном счете имеется картотека в связи с исполнительным производством. В настоящее время банк не списывает денежные средства по картотеке (в связи с постановлением Правительства РФ о введении моратория до 1 октября 2022 года). Предприятие может пользоваться денежными средствами, поступающими на расчетный счет. У предприятия имеется агентский договор с платежным агентом (о начислении и сборе денежных средств с населения за поставляемую теплоэнергию). Судебный пристав вынес постановление об обращении взыскания на данные денежные средства, поступившие платежному агенту (75% поступивших денежных средств перечислять на депозитный счет приставов). Исполнительное производство возбуждено 25.04.2022. Задолженность предприятия образовалась за период январь-февраль 2022 года. Может ли мораторий распространяться на денежные средства, поступающие к платежному агенту? Если дебиторы (юридические лица) предприятия получили требование пристава перечислять имеющуюся у них задолженность предприятию на депозитный счет приставов, применяется ли мораторий в данном случае?
По данному вопросу мы придерживаемся следующей позиции:
Поскольку на предприятие распространяется мораторий, введенный постановлением Правительства РФ от 28.03.2022 N 497, применение судебным приставом-исполнителем упомянутых мер принудительного исполнения в период действия такого моратория не является правомерным.
Обоснование позиции:
Для ответа на данный вопрос необходимо прежде всего установить, распространяется ли на предприятие упомянутый в вопросе мораторий.
В соответствии с постановлением Правительства РФ от 28.03.2022 N 497 (далее - Постановление N 497), вступившим в силу с 01.04.2022, сроком на 6 месяцев введен мораторий на возбуждение дел о банкротстве по заявлениям, подаваемым кредиторами, в отношении юридических лиц и граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей.
Приведенное постановление принято в соответствии с п. 1 ст. 9.1 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" (далее - Закон N 127-ФЗ), согласно которому для обеспечения стабильности экономики в исключительных случаях (при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера, существенном изменении курса рубля и подобных обстоятельствах) Правительство РФ вправе ввести мораторий на возбуждение дел о банкротстве по заявлениям, подаваемым кредиторами, на срок, устанавливаемый Правительством РФ.
Отметим, что на основании той же нормы постановлением Правительства РФ от 03.04.2020 N 428 (в настоящее время утратило силу) был введен мораторий на возбуждение дел о банкротстве по заявлению кредиторов в отношении отдельных категорий должников. Существующие в судебной практике правовые позиции по вопросам последствий введения моратория на возбуждение дел о банкротстве во многом сформировались в отношении ранее действовавшего моратория, что не исключает возможность их применения и к мораторию, введенному Постановлением N 497.
В п. 2 постановления Пленума ВС РФ от 24.12.2020 N 44 "О некоторых вопросах применения положений статьи 9.1 Федерального закона от 26 октября 2002 года N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" (далее - Постановление N 44) разъяснено, что в соответствии с п. 1 ст. 9.1 Закона N 127-ФЗ на лицо, которое отвечает требованиям, установленным актом Правительства РФ о введении в действие моратория, распространяются правила о моратории независимо от того, обладает оно признаками неплатежеспособности и (или) недостаточности имущества или нет.
Исходя из этого правового подхода, наличие у организации признаков банкротства (ст. 3 Закона N 127-ФЗ) не имеет значения для целей применения в отношении нее моратория, установленного в соответствии с п. 1 ст. 9.1 Закона N 127-ФЗ (смотрите также постановления АС Уральского округа от 24.06.2021 N Ф09-4023/21, Пятого ААС от 06.06.2022 N 05АП-2536/22), а следовательно, и моратория, решение о введении которого принято Постановлением N 497.
Согласно п. 9 ч. 1 ст. 40 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" (далее - Закон N 229-ФЗ) исполнительное производство подлежит приостановлению судебным приставом-исполнителем в случае распространения на должника моратория на возбуждение дел о банкротстве, предусмотренного ст. 9.1 Закона N 127-ФЗ.
Также п. 4 ч. 3 ст. 9.1 Закона N 127-ФЗ предусмотрено, что на срок действия моратория в отношении должников, на которых он распространяется, приостанавливается исполнительное производство по имущественным взысканиям по требованиям, возникшим до введения моратория (при этом не снимаются аресты на имущество должника и иные ограничения в части распоряжения имуществом должника, наложенные в ходе исполнительного производства).
Как отмечено в п. 6 Постановления N 44 применительно к упомянутой выше норме, со дня введения в действие моратория в силу прямого указания закона исполнительное производство по имущественным взысканиям по требованиям, возникшим до введения моратория, приостанавливается. Исполнительное производство считается приостановленным на основании акта о введении в действие моратория до его возобновления. Это означает недопустимость применения мер принудительного исполнения в период действия моратория, а также невозможность исполнения исполнительного документа, предъявленного взыскателем непосредственно в банк или иную кредитную организацию (далее - банк) в порядке, установленном ч. 1 ст. 8 Закона N 229-ФЗ. В случае поступления исполнительного документа в банк в отношении должника, на которого распространяется действие моратория, банк принимает такой исполнительный документ и оставляет его без исполнения до окончания действия моратория. В ходе приостановленного исполнительного производства судебным приставом-исполнителем могут быть осуществлены отдельные исполнительные действия, например наложение ареста, установление запрета на распоряжение имуществом.
В том же пункте указано, что по смыслу ст. 9.1 Закона N 127-ФЗ в период действия моратория не приостанавливается исполнительное производство по требованиям о возмещении вреда, причиненного жизни или здоровью, о выплате заработной платы и выходного пособия, об уплате алиментов.
Вместе с тем в письме Минюста России от 07.05.2022 N 04-52513/22 высказано иное мнение по этому вопросу, а именно: исходя из определения понятия "должник", а также предмета регулирования Закона N 127-ФЗ и круга лиц, определенного Постановлением N 497, приостановление исполнительных производств возможно исключительно в отношении юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, граждан, которыми или в отношении которых были поданы заявления о банкротстве, включая поданные до 01.04.2022, вопрос о принятии которых не был решен к дате введения моратория. Иное толкование противоречит положениям Закона N 127-ФЗ и не обеспечит достижение целей реализации Постановления N 497, направленного на защиту пострадавших субъектов предпринимательской деятельности.
Таким образом, вопрос о том, распространяется ли Постановление N 497 на всех должников или только на тех, у кого имеются признаки банкротства, в правоприменительной практике окончательно не решен*(1).
Однако приведенная в упомянутом письме Минюста России позиция не является общеобязательной, а представляет собой лишь мнение данного министерства, на что обращено внимание в самом этом письме.
Как мы поняли из вопроса, в рассматриваемом случае требования к предприятию не связаны с возмещением вреда, причиненного жизни или здоровью, выплатой заработной платы и выходного пособия, уплатой алиментов. Поэтому, с нашей точки зрения, исходя из буквального прочтения п. 1 Постановления N 497, с учетом существующих в судебной практике правовых подходов в отношении предприятия действует мораторий на возбуждение дела о банкротстве, последствием введения которого в соответствии с законом является приостановление исполнительного производства и невозможность применения мер принудительного исполнения до окончания действия моратория (ч. 6 ст. 45 Закона N 229-ФЗ, п. 31 постановления Пленума ВС РФ от 17.11.2015 N 50).
Обращение взыскания на право организации на получение денежных средств, поступающих платежному агенту в оплату оказанных такой организацией услуг, на дебиторскую задолженность организации представляет собой обращение взыскания на имущественные права должника, которое является мерой принудительного исполнения (п. 4 ч. 3 ст. 68, п. 1 ч. 1, ч. 2.1 ст. 75, ст. 76 Закона N 229-ФЗ, определение СК по экономическим спорам ВС РФ от 04.08.2017 N 309-КГ17-536).
В период приостановления исполнительного производства судебный пристав-исполнитель не вправе принимать меры принудительного исполнения (постановление Девятнадцатого ААС от 30.11.2012 N 19АП-2871/12).
В настоящей ситуации взыскание на имущественные права предприятия в отношении платежного агента, других дебиторов было обращено в период действия моратория, введенного Постановлением N 497.
Следовательно, предприятие вправе требовать отмены постановления судебного пристава-исполнителя об обращении взыскания на это имущество (ч. 4 ст. 76 Закона N 229-ФЗ, смотрите также определение СК по экономическим спорам ВС РФ от 18.04.2022 N 305-ЭС21-25305).
Отказ в удовлетворении ходатайства о прекращении мер принудительного исполнения или бездействие судебного пристава-исполнителя могут быть обжалованы в порядке подчиненности или оспорены в суде (ст. 121, 128 Закона N 229-ФЗ).
Обращаем внимание, что изложенный вывод является нашим экспертным мнением. Материалов судебной практики, в которых анализировалась бы аналогичная ситуация, мы не обнаружили.
Рекомендуем также ознакомиться с материалом:
- Энциклопедия решений. Исполнительное производство (возбуждение, приостановление) в период действия моратория на возбуждение дел о банкротстве.
Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Ерин Павел
Ответ прошел контроль качества
15 июня 2022 г.
Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) В Государственную Думу Федерального Собрания РФ внесен проект федерального закона N 123230-8 "О внесении изменений в отдельные положения законодательных актов Российской Федерации", в соответствии с которым предполагается, что последствия введения моратория на возбуждение дела о банкротстве в виде приостановления исполнительного производства будут применяться только к должникам, которые обладают признаками банкротства.