Предприятие занимается теплоснабжением населения города. Имеются объекты теплоснабжения (квартиры в многоэтажных домах), собственником которых является местная Администрация (муниципальная собственность, на основании выписок из ЕГРН). Для актуализации абонентской базы, ведения претензионной и судебной работы у собственника помещений были запрошены договоры найма. Был получен отказ, мотивированный тем, что нельзя передавать третьим лицам персональные данные нанимателей квартир, они самостоятельно обязаны регистрироваться как абоненты. По данным помещениям образовалась дебиторская задолженность. Предприятие также является оператором по обработке персональных данных работников предприятия и абонентов, зарегистрировано в реестре Роскомнадзора, имеется политика по обработке персональных данных, а также вся необходимая документация. Можно ли направить Администрации проект соглашения об обмене персональными данными абонентов (договоры найма)?
Согласно ч. 8 ст. 9 Федерального закона от 27 июля 2006 г. N 152-ФЗ "О персональных данных" (далее - Закон N 152-ФЗ) персональные данные могут быть получены оператором от лица, не являющегося субъектом персональных данных, при условии предоставления оператору подтверждения наличия оснований, в том числе указанных в пп. 2-11 ч. 1 ст. 6 Закона N 152-ФЗ.
Исходя из положений п. 5 ч. 1 ст. 6 Закона N 152-ФЗ, обработка персональных данных допускается в случае, если она необходима для исполнения договора, стороной которого либо выгодоприобретателем по которому является субъект персональных данных, а также для заключения договора по инициативе субъекта персональных данных или договора, по которому субъект персональных данных будет являться выгодоприобретателем или поручителем. Абонент, в жилое помещение которого поставляется коммунальный ресурс, является стороной и выгодоприобретателем по публичному договору теплоснабжения, что свидетельствует о необходимости поставщика, выступающего в качестве стороны в обязательствах по поставке коммунального ресурса, обладать сведениями об абонентах с целью надлежащего исполнения своих обязательств.
Таким образом, ресурсоснабжающая организация имеет право запрашивать и получать сведения, в том числе и у наймодателей, необходимые для осуществления своей уставной деятельности, в частности, исполнения условий публичного договора теплоснабжения, которые являются персональными данными абонентов - физических лиц, в целях и объеме, установленном действующим законодательством и договором. Такой вывод содержится, в частности, в постановлении Арбитражного суда Северо-Западного округа от 7 августа 2019 г. N Ф07-8528/19 по делу N А56-82921/2018.
Однако на собственника жилых помещений законодатель не возлагает обязанность по предоставлению персональных данных нанимателей по запросам ресурсоснабжающих организаций в отсутствие согласия субъекта. Более того, Закон N 152-ФЗ императивно предписывает при обработке персональных данных соблюдать режим конфиденциальности, в силу которого операторы и иные лица, получившие доступ к персональным данным, обязаны не раскрывать третьим лицам и не распространять персональные данные без согласия их обладателя, если иное не предусмотрено федеральным законом (ст. 7 Закона N 152-ФЗ).
В частности, обязанность передавать персональные данные собственников и нанимателей третьим лицам наличествует у управляющих организаций. Так, ч. 11 ст. 161 ЖК РФ предусмотрено, что в случае заключения прямых договоров между собственниками и нанимателями жилых помещений в многоквартирном доме с ресурсоснабжающей организацией управляющая организация обязана предоставлять последним информацию, необходимую для начисления платы за коммунальные услуги.
В п. 6 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила N 354), указано, что управляющая организация предоставляет ресурсоснабжающим организациям, приступающим к предоставлению коммунальной услуги соответствующего вида собственникам и пользователям помещений в многоквартирном доме в случаях, предусмотренных подп. "е" и "ж" п. 17 Правил N 354, сведения, необходимые для начисления платы за коммунальные услуги, одновременно на бумажном носителе за подписью единоличного исполнительного органа управляющей организации и на электронном носителе, не позднее чем за пять рабочих дней до дня начала предоставления коммунальной услуги соответствующего вида. Такие сведения должны включать в себя, в частности: фамилию, имя, отчество (при наличии), дату и место рождения, реквизиты документа, удостоверяющего личность, контактный телефон и адрес электронной почты (при наличии) каждого собственника и пользователя жилых помещений в многоквартирном доме; адреса жилых помещений в многоквартирном доме, собственникам или пользователям которых предоставляются коммунальные услуги, с указанием общей площади жилого помещения, общей площади помещений, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме, а также количества лиц, постоянно проживающих в жилом помещении, и иных сведений, необходимых для расчета платы за коммунальные услуги; сведения о применении в отношении собственника или пользователя жилых помещений в многоквартирном доме мер социальной поддержки по оплате коммунальных услуг в соответствии с законодательством Российской Федерации; реквизиты документов, подтверждающих право собственности на каждое жилое помещение в многоквартирном доме и (или) их копии (при их наличии).
При непредставлении указанных сведений и (или) представления недостоверных сведений убытки ресурсоснабжающей организации подлежат возмещению управляющей организацией. Предоставление данных сведений не требует согласия потребителя на передачу его персональных данных в силу пп. 2, 5 ч. 1 ст. 6 Закона N 152-ФЗ).
Таким образом, требовать персонифицированную информацию о нанимателях ресурсоснабжающая организация может у управляющей организации.
В свою очередь, администрация как собственник жилых помещений должна сообщать информацию о нанимателях, вселяемых в эти помещения, управляющей организации, с которой ее связывают договорные отношения по содержанию общего имущества многоквартирного дома. Как правило, соответствующие условия включаются в содержание договора.
Одним из стандартов управления многоквартирным домом является ведение реестра собственников помещений в многоквартирном доме в соответствии с ч. 3.1 ст. 45 ЖК РФ, сбор, обновление и хранение информации о нанимателях помещений в многоквартирном доме, а также о лицах, использующих общее имущество собственников помещений в многоквартирном доме на основании договоров (по решению общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме), включая ведение актуальных списков в электронном виде с учетом требований законодательства РФ о защите персональных данных (п. 4 Правил осуществления деятельности по управлению многоквартирными домами, утвержденных постановлением Правительства РФ от 15 мая 2013 года N 416).
Поскольку обработка персональных данных нанимателей необходима управляющей организации для осуществления ею своих прав и законных интересов, установленных законом, а также для исполнения договора управления общим имуществом многоквартирного дома, то она вправе получить персональные данные без согласия субъекта персональных данных на основании пп. 5, 7 ч. 1 ст. 6 Закона N 152-ФЗ (апелляционное определение СК по административным делам Сахалинского областного суда от 11 июня 2020 г. по делу N 33а-1195/2020).
К сведению:
Полагаем, что заключение соглашения между администрацией и ресурсоснабжающей организацией по обмену персональными данными абонентов не исключает обязанности соблюдения требований Закона N 152-ФЗ, в том числе режима конфиденциальности. Правовым основанием обработки персональных данных, включая их передачу третьим лицам, является либо наличие согласия физического лица (п. 1 ч. 1 ст. 6 Закона N 152-ФЗ), либо обработка в случаях, исчерпывающим образом перечисленных в пп. 2-11 ч. 1 ст. 6 Закона N 152-ФЗ. То обстоятельство, что собственник помещения и ресурсоснабжающая организация являются операторами персональных данных, само по себе не позволяет им обмениваться конфиденциальной информацией. Такая возможность может иметь место, например, в рамках оказания государственных или муниципальных услуг (п. 4 ч. 1 ст. 6 Закона N 152-ФЗ).
Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Амирова Лариса
Ответ прошел контроль качества
16 июня 2022 г.
Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.