Правительство РФ утвердило правила сделок с иностранными компаниями из недружественных стран. У российской компании есть задолженность пред другой фирмой за товар, которая находится в Тайване. Товар ввезен в ноябре 2021 года и 21.02.2022. Надо ли запрашивать разрешение?
Обязательства по договору поставки, заключенному между российской и иностранной организациями, являются частноправовыми и регулируются гражданским законодательством. При этом, как указано в п. 1 ст. 2 ГК РФ, правила, установленные гражданским законодательством, применяются к отношениям с участием иностранных юридических лиц, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Согласно п. 1 ст. 1 ГК РФ гражданское законодательство основывается на признании равенства участников регулируемых им отношений, неприкосновенности собственности, свободы договора, недопустимости произвольного вмешательства кого-либо в частные дела, необходимости беспрепятственного осуществления гражданских прав, обеспечения восстановления нарушенных прав, их судебной защиты.
Договор поставки товаров является одним из видов договора купли-продажи (п. 5 ст. 454 ГК РФ).
Пунктом 1 ст. 454 ГК РФ предусмотрено, что по договору купли-продажи одна сторона (продавец) обязуется передать вещь (товар) в собственность другой стороне (покупателю), а покупатель обязуется принять этот товар и уплатить за него определенную денежную сумму (цену).
В соответствии со ст. 309 ГК РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями или иными обычно предъявляемыми требованиями.
Односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных ГК РФ, другими законами или иными правовыми актами (п. 1 ст. 310 ГК РФ).
В силу п. 1 ст. 407 ГК РФ обязательство прекращается полностью или частично по основаниям, предусмотренным ГК РФ, другими законами, иными правовыми актами или договором.
Часть 2 ст. 1 Федерального закона от 04.06.2018 N 127-ФЗ "О мерах воздействия (противодействия) на недружественные действия Соединенных Штатов Америки и иных иностранных государств" (далее - Закон N 127-ФЗ) предусматривает возможность принятия мер воздействия (противодействия) в отношении иностранных государств, совершающих недружественные действия в отношении Российской Федерации, граждан РФ или российских юридических лиц (недружественные иностранные государства), а также в отношении организаций, находящихся под юрисдикцией недружественных иностранных государств, прямо или косвенно подконтрольных недружественным иностранным государствам или аффилированных с ними, должностных лиц и граждан недружественных иностранных государств в случае, если данные организации, должностные лица и граждане причастны к совершению недружественных действий в отношении Российской Федерации.
Запреты и ограничения, которые могут применяться в качестве мер воздействия (противодействия), поименованы в ст. 2 Закона N 127-ФЗ, однако данная статья напрямую не предусматривает таких мер, как прекращение обязательств по договорам поставки, заключенным с иностранными организациями, или запрет за осуществление платежей в оплату товаров, поставленных такими организациями российским юридическим лицам.
В то же время п. 6 ст. 2 Закона N 127-ФЗ названной статьи указывает, что могут применяться также и иные меры воздействия (противодействия) в соответствии с решением Президента РФ.
Федеральный закон от 30.12.2006 N 281-ФЗ "О специальных экономических мерах и принудительных мерах" (далее - Закон N 281-ФЗ) устанавливает возможность применения специальных экономических мер, к которым относятся запрет на совершение действий в отношении иностранного государства и (или) иностранных организаций и граждан, а также лиц без гражданства, постоянно проживающих на территории иностранного государства, и (или) возложение обязанности совершения указанных действий и иные ограничения. Такие меры могут быть направлены, в частности, на запрещение финансовых операций или установление ограничений на их осуществление (п. 2 ч. 2 ст. 3 Закона N 281-ФЗ), запрещение внешнеэкономических операций или установление ограничений на их осуществление (п. 3 ч. 2 ст. 3 Закона N 281-ФЗ).
Решение о применении специальных экономических мер в отношении, в частности, конкретных иностранного государства и (или) иностранных организаций принимается Президентом РФ (ч. 1 ст. 4 Закона N 281-ФЗ).
В 2022 году в связи с недружественными действиями иностранных государств, связанными с введением ограничительных мер в отношении Российской Федерации, граждан РФ и российских юридических лиц, разрешительный порядок был установлен в отношении следующих действий, связанных с заключением или исполнением договоров (указ Президента России от 28.02.2022 N 79, указ Президента РФ от 01.03.2022 N 81, указ Президента РФ от 18.03.2022 N 126, указ Президента Российской Федерации от 31.03.2022 N 172, указ Президента Российской Федерации от 01.04.2022 N 179, п. 1 Правил выдачи Правительственной комиссией по контролю за осуществлением иностранных инвестиций в Российской Федерации разрешений, утвержденных постановлением Правительства РФ от 06.03.2022 N 295):
- предоставление нерезидентам иностранной валюты по договорам займа;
- предоставление лицам иностранных государств, совершающих недружественные действия, кредитов и займов (в рублях), совершения с ними сделок, влекущих возникновение права собственности на недвижимость и ценные бумаги;
- приобретение у иностранных лиц, не являющимися лицами иностранных государств, совершающих недружественные действия, недвижимости и ценных бумаг, если предметом таких сделок (операций) являются ценные бумаги и недвижимое имущество, приобретенные после 22 февраля 2022 года указанными иностранными лицами у лиц иностранных государств, совершающих недружественные действия;
- предварительная оплата (авансирование) в пользу иностранных юридических лиц и физических лиц, не являющихся резидентами, в сумме, размер которой превышает размер, определенный Советом директоров Центрального банка Российской Федерации;
- исполнение обязательств по оплате природного газа в ином порядке, чем предусмотренный указом Президента Российской Федерации от 31.03.2022 N 172;
- исполнение обязательств по уплате арендных, лизинговых и иных платежей в рамках реализации договоров, предусматривающих приобретение, аренду, лизинг воздушных судов, вспомогательных силовых установок, авиационных двигателей, в ином порядке, чем предусмотренный указом Президента Российской Федерации от 05.03.2022 N 95 и указом Президента Российской Федерации от 01.04.2022 N 179.
В отношении платежей по контрактам за иные товары, поставка которых уже была осуществлена иностранной организацией, зарегистрированной в недружественном государстве, необходимости в получении разрешения действующее законодательство не предусматривает.
В заключение отметим, что в силу указа Президента РФ от 03.05.2022 N 252 запрещено исполнять перед лицами, находящимися под санкциями, обязательства по совершенным сделкам (в том числе по заключенным внешнеторговым контрактам), если такие обязательства не исполнены или исполнены не в полном объеме. Перечень таких лиц определен постановлением Правительства РФ от 11.05.2022 N 851. Вместе с тем в настоящее время какие-либо юридические лица из Тайваня в этом перечне не значатся.
Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
кандидат юридических наук Широков Сергей
Ответ прошел контроль качества
16 мая 2022 г.
Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.