Верно ли, что аукцион на право заключения договоров аренды в отношении государственного или муниципального имущества с 1 января 2022 года необходимо проводить в электронном виде?
По данному вопросу мы придерживаемся следующей позиции:
На сегодняшний день обязанность проводить аукционы на право заключения договоров аренды государственного или муниципального имущества в электронной форме нормативными актами не установлена.
Обоснование позиции:
Договоры о передаче государственного или муниципального имущества, в том числе имущества, закрепленного за учреждениями на праве оперативного управления, во временное владение и (или) пользование должны заключаться с учетом требований ст. 17.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон N 135-ФЗ). Эта статья устанавливает общее правило о заключении таких договоров только по результатам проведения торгов - конкурса или аукциона на право заключения этих договоров, а также ряд исключений из этого правила.
Порядок проведения торгов на право заключить договор аренды государственного или муниципального имущества установлен Правилами проведения конкурсов или аукционов на право заключения договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, договоров доверительного управления имуществом, иных договоров, предусматривающих переход прав в отношении государственного или муниципального имущества (далее - Правила), утвержденными приказом ФАС России от 10.02.2010 N 67. По общему правилу торги проводятся в форме аукциона. Проведение их в форме конкурса возможно только в отношении видов имущества, перечень которых утверждает ФАС России (п. 3 Правил). Этот перечень определен приложением 2 к Правилам. В него включены, в частности, отвечающие определенным требованиям нежилые помещения инфраструктуры поддержки малого и среднего предпринимательства (п. 10 Приложения N 2 к вышеупомянутому приказу).
Информация о проведении конкурсов или аукционов размещается на официальном сайте Российской Федерации в сети Интернет для размещения информации о проведении торгов, определенном Правительством Российской Федерации (п. 27 Правил, далее также - официальный сайт). Пунктом 1 постановления Правительства РФ от 10 сентября 2012 г. N 909 (далее - Постановление 909) в качестве такого сайта определен сайт по адресу: www.torgi.gov.ru. В силу абзаца десятого подп. "а" того же пункта указанный сайт предназначен, в частности, для размещения информации о проведении конкурсов и аукционов на право заключения договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, договоров доверительного управления имуществом, иных договоров, предусматривающих переход прав владения и (или) пользования в отношении государственного или муниципального имущества, предусмотренных антимонопольным законодательством Российской Федерации. Уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по созданию, развитию, эксплуатации, в том числе обслуживанию пользователей, официального сайта, определено Федеральное казначейство (п. 1.1 Постановления 909).
Пунктом 2 постановления Правительства РФ от 19 ноября 2020 г. N 1876 установлено, что создание, развитие и эксплуатация официального сайта, в том числе обслуживание пользователей, эксплуатация собственных программно-аппаратных средств, необходимых для функционирования официального сайта, и хранение информации, содержащейся на официальном сайте, обеспечиваются Федеральным казначейством поэтапно. При этом из содержания указанного пункта следует, что в части проведения торгов в электронной форме на право заключения договоров, предусмотренных ст. 17.1 Закона N 135-ФЗ, функционирование официального сайта должно быть обеспечено начиная с 1 января 2022 г. Официальных разъяснений по вопросу о том, каким образом следует проводить торги на право заключения таких договоров, мы не обнаружили. При этом нынешняя редакция Правил хотя и предполагает принципиальную возможность подачи заявок в форме электронного документа (смотрите, например, п. 51 Правил, п. 18 разъяснений ФАС от 5 июня 2012 г.), не предусматривает возможности проведения конкурса либо аукциона в электронной форме на официальном или ином специализированном сайте (электронной площадке), т.е. без личного присутствия представителей участников, подобно электронным процедурам, предусмотренным законодательством о контрактной системе (смотрите, в частности, пп. 137, 141, 143 Правил, которые указывают на то, что аукцион проводится "очно", то есть в присутствии участников).
Нормативных актов, которые бы устанавливали обязанность проводить торги на право заключения договоров, упомянутых в ст. 17.1 Закона N 135-ФЗ, мы не обнаружили. На сегодняшний день отсутствует и нормативная база, которая позволяла бы проводить торги на право заключения договоров, указанных в ст. 17.1 Закона N 135-ФЗ, в электронной форме. Одно лишь то обстоятельство, что Федеральное казначейство согласно вышеупомянутому постановлению Правительства обязано было обеспечить такую возможность к 01.01.2022, по нашему мнению, не свидетельствует об обязанности заказчиков размещать соответствующие извещения и документацию в той части официального сайта, которая обеспечивает возможность проведения торгов в электронной форме.
Вместе с тем, как показывает анализ официального сайта, на сегодняшний день для заключения договоров аренды арендодатели используют реализованный на официальном сайте дополнительный сервис по проведению электронных торгов во взаимодействии с электронными площадками (смотрите, например, https://torgi.gov.ru/new/public/lots/lot/21000022850000000010_6/(lotInfo:info), https://torgi.gov.ru/new/public/lots/lot/21000021560000000004_1/(lotInfo:info) и т.п.). Правоприменительной практики и разъяснений по вопросу о допустимости либо необходимости проведения соответствующих конкурентных процедур исключительно в электронной форме мы не обнаружили.
Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Александров Алексей
Ответ прошел контроль качества
11 апреля 2022 г.
Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.