Общество заключило договор транспортной экспедиции с транспортной компанией. В обязанности транспортной компании согласно заказу входило комплексное транспортно-экспедиторское обслуживание по определенному маршруту. Транспортная компания предоставила организации контейнер, который был осмотрен представителем грузоотправителя (организации) и представителем перевозчика. Дефектов контейнера при визуальном осмотре не было обнаружено. Согласно железнодорожной накладной общество передало перевозчику - АО РЖД контейнер с грузом. В пути груз был частично испорчен из-за скрытых дефектов контейнера (ржавая крыша контейнера лопнула в пути следования и образовалась трещина). Кто должен нести ответственность за порчу груза: экспедитор, который предоставил контейнер ненадлежащего качества, или перевозчик?
В силу п. 1 ст. 785 ГК РФ по договору перевозки груза перевозчик обязуется доставить вверенный ему отправителем груз в пункт назначения и выдать его управомоченному на получение груза лицу (получателю), а отправитель обязуется уплатить за перевозку груза установленную плату.
На основании п. 2 ст. 785 ГК РФ заключение договора перевозки груза подтверждается составлением и выдачей отправителю груза транспортной накладной (коносамента или иного документа на груз, предусмотренного соответствующим транспортным уставом или кодексом).
Согласно ст. 25 Федерального закона от 10.01.2003 N 18-ФЗ "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации" (далее - УЖД) при предъявлении груза для перевозки грузоотправитель должен представить перевозчику на каждую отправку груза составленную в соответствии с правилами перевозок грузов железнодорожным транспортом транспортную железнодорожную накладную и другие предусмотренные соответствующими нормативными правовыми актами документы. Указанная транспортная железнодорожная накладная и выданная на ее основании перевозчиком грузоотправителю квитанция о приеме груза подтверждают заключение договора перевозки груза.
С учетом того, что в качестве грузоотправителя в накладной в рассматриваемом случае была указана организация, именно между ней и грузоперевозчиком следует считать заключенным договор перевозки, если иное не вытекает из других соглашений между сторонами.
В соответствии со ст. 20 УЖД техническую пригодность подаваемых под погрузку вагонов, контейнеров определяет перевозчик.
При обнаружении технической неисправности и (или) непригодности для перевозки конкретного груза подаваемых под погрузку и не принадлежащих перевозчику вагонов, контейнеров перевозчик составляет акт общей формы. Владелец указанных вагонов, контейнеров уведомляется об их технической неисправности и (или) непригодности в порядке, установленном правилами перевозок грузов железнодорожным транспортом. Замена указанных вагонов, контейнеров обеспечивается грузоотправителем или их владельцем на исправные, пригодные для перевозки груза вагоны, контейнеры на основании соответствующего договора.
С учетом указанной обязанности перевозчика последний по общему правилу несет ответственность за несохранность груза, грузобагажа после принятия его для перевозки и хранения и до выдачи его грузополучателю (получателю), если не докажет, что утрата, недостача или повреждение (порча) груза, грузобагажа произошли вследствие обстоятельств, которые перевозчик не мог предотвратить или устранить по независящим от него причинам, в частности, вследствие причин, зависящих от грузоотправителя (отправителя) или грузополучателя (получателя); недостатков тары или упаковки, которые не могли быть замечены при наружном осмотре груза, грузобагажа при приеме груза, грузобагажа для перевозки, либо применения тары, упаковки, не соответствующих свойствам груза, грузобагажа или принятым стандартам, при отсутствии следов повреждения тары, упаковки в пути (ст. 95 УЖД).
Как следует из разъяснений, содержащихся в п. 13 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 06.10.2005 N 30 "О некоторых вопросах практики применения Федерального закона "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации" в случае, если утрата, недостача, повреждение (порча) груза произошли из-за технической неисправности вагона, контейнера, ответственность несет перевозчик. Перевозчик может быть освобожден от ответственности только тогда, когда докажет, что утрата, недостача, повреждение (порча) груза произошли вследствие обстоятельств, которые он предотвратить не мог и устранение которых от него не зависело, либо представит доказательства, подтверждающие, что неисправность вагона, контейнера произошла по вине грузоотправителя.
Принимая во внимание то, что в рассматриваемом случае повреждение груза произошло вследствие скрытых недостатков контейнера (то есть тех, которые не могли быть обнаружены при обычном осмотре), не принадлежащего перевозчику, ответственность за повреждение груза несет лицо, предоставившее такой контейнер грузоотправителю на основании договора с ним (экспедитор).
В то же время необходимо учитывать, что ответственность перевозчика за порчу груза, вызванную повреждением контейнера, презюмируется, и на него возлагается бремя доказывания отсутствия его вины. В связи с изложенным представляется целесообразным привлечение перевозчика и экспедитора в качестве соответчиков по иску о возмещении убытков, вызванных повреждением груза, если у истца не имеется на момент подачи иска достаточных доказательств того, что контейнер был поврежден в результате наличия в нем скрытых недостатков на момент отправки в нем его грузов.
Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
кандидат юридических наук Широков Сергей
Ответ прошел контроль качества
22 марта 2022 г.
Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.