Ресурсоснабжающая компания направила в управляющую компанию запрос о представлении поквартирной карточки. Управляющая компания отказала в ее представлении. Обязана ли управляющая компания представлять поквартирную карточку?
По общему правилу, сформулированному в ст. 6 Федерального закона от 27 июля 2006 г. N 152-ФЗ "О персональных данных" (далее - Закон N 152-ФЗ), обработка персональных данных возможна только с согласия субъектов, за исключением случаев, перечисленных в пп. 2-11 ч. 1 ст. 6 Закона N 152-ФЗ. В частности, обработка персональных данных без согласия субъектов допускается, если она необходима в целях, предусмотренных законом, для осуществления и выполнения возложенных законодательством РФ на оператора функций, полномочий и обязанностей (п. 2 ч. 1 ст. 6 Закона N 152-ФЗ), если она необходима для исполнения договора, стороной которого либо выгодоприобретателем или поручителем по которому является субъект персональных данных, а также для заключения договора по инициативе субъекта персональных данных или договора, по которому субъект персональных данных будет являться выгодоприобретателем или поручителем (п. 5 ч. 1 ст. 6 Закона N 152-ФЗ).
Согласно ч. 11 ст. 161 ЖК РФ в случае заключения прямых договоров между собственниками помещений и нанимателями жилых помещений в многоквартирном доме с ресурсоснабжающей организацией управляющая организация обязана предоставлять ресурсоснабжающим организациям информацию, необходимую для начисления платы за коммунальные услуги. При этом ведение реестра собственников помещений в многоквартирном доме, содержащего сведения, позволяющие идентифицировать собственников помещений в данном многоквартирном доме, а также сведения о размерах принадлежащих им долей в праве общей собственности на общее имущество собственников помещений в многоквартирном доме является одной из обязанностей управляющей организации, возложенной на нее законом (ч. 3.1 ст. 45 ЖК РФ).
В п. 6 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила N 354), указано, что управляющая организация предоставляет ресурсоснабжающим организациям, приступающим к предоставлению коммунальной услуги соответствующего вида собственникам и пользователям помещений в многоквартирном доме в случаях, предусмотренных подп. "е" и "ж" п. 17 Правил N 354, сведения, необходимые для начисления платы за коммунальные услуги, одновременно на бумажном носителе за подписью единоличного исполнительного органа управляющей организации и на электронном носителе не позднее чем за пять рабочих дней до дня начала предоставления коммунальной услуги соответствующего вида. Такие сведения должны включать в себя, в частности: фамилию, имя, отчество (при наличии), дату и место рождения, реквизиты документа, удостоверяющего личность, контактный телефон и адрес электронной почты (при наличии) каждого собственника и пользователя жилых помещений в многоквартирном доме; адреса жилых помещений в многоквартирном доме, собственникам или пользователям которых предоставляются коммунальные услуги, с указанием общей площади жилого помещения, общей площади помещений, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме, а также количества лиц, постоянно проживающих в жилом помещении, и иных сведений, необходимых для расчета платы за коммунальные услуги; сведения о применении в отношении собственника или пользователя жилых помещений в многоквартирном доме мер социальной поддержки по оплате коммунальных услуг в соответствии с законодательством Российской Федерации; реквизиты документов, подтверждающих право собственности на каждое жилое помещение в многоквартирном доме и (или) их копии (при их наличии).
При непредоставлении указанных сведений и (или) предоставления недостоверных сведений убытки ресурсоснабжающей организации подлежат возмещению управляющей организацией. Предоставление данных сведений не требует согласия потребителя на передачу его персональных данных в силу п. 5 ч. 1 ст. 6 Закона N 152-ФЗ.
Кроме того, управляющая организация предоставляет ресурсоснабжающим организациям сведения из реестра собственников помещений в многоквартирном доме, позволяющие идентифицировать собственников помещений в данном многоквартирном доме (фамилия, имя, отчество (при наличии) собственника помещения в многоквартирном доме, номер помещения в многоквартирном доме, а также сведения о размерах принадлежащих им долей в праве общей собственности на общее имущество собственников помещений в многоквартирном доме в случае изменения указанных сведений не позднее 10 рабочих дней со дня такого изменения (п. 6.1 Правил N 354).
Предоставление указанных сведений осуществляется одновременно на бумажном носителе за подписью единоличного исполнительного органа управляющей организации, товарищества или кооператива и на электронном носителе.
Таким образом, обязанность предоставления персональных данных собственников и нанимателей помещений в многоквартирном доме ресурсоснабжающим организациям для целей начисления платы за коммунальные услуги прямо возложена на управляющую организацию действующим законодательством.
К сведению:
Решением Верховного Суда РФ от 9 февраля 2018 г. N АКПИ17-1007 был признан недействующим п. 84 Административного регламента предоставления Федеральной миграционной службой государственной услуги по регистрационному учету граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, утвержденного приказом ФМС России от 11 сентября 2012 г. N 288, в той мере, в какой хранение карточек регистрации и поквартирных карточек, оформляемых при регистрации граждан Российской Федерации в жилые помещения, у лиц, ответственных за прием и передачу в органы регистрационного учета документов для регистрации и снятия с регистрационного учета граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, установленного данным регламентом.
В соответствии с Административным регламентом МВД РФ по предоставлению государственной услуги по регистрационному учету граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, утвержденным приказом МВД России от 31 декабря 2017 г. N 984, с 17 апреля 2018 г. отменены домовые (поквартирные) книги (форма 11), поквартирные карточки (форма 10), а также карточка регистрации (форма 9). Вместо форм 9, 10, 11 должны выдаваться свидетельства о регистрации по месту жительства или пребывания (формы 8 и 3).
Рекомендуем также ознакомиться с материалами:
- определение Верховного Суда РФ от 18 августа 2021 г. N 309-ЭС21-15715 по делу N А60-48235/2020 "Об отказе в передаче жалобы в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации";
- постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда от 23 августа 2021 г. N 07АП-6602/21 по делу N А67-8990/2020;
- постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 15 января 2021 г. N 17АП-15153/20 по делу N А60-23474/2020;
- решение Верховного Суда РФ от 17 ноября 2021 г. N АКПИ21-732 "Об отказе в признании частично не действующим пункта 6 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов", утвержденное постановлением Правительства РФ от 6 мая 2011 г. N 354.
Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Павлычев Дмитрий
Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Амирова Лариса
28 января 2022 г.
Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.