Граждане обратились с жалобой в прокуратуру. Прокуратура передала жалобу в инспекцию по жилищному надзору. Согласно Закону N 59-ФЗ письменное обращение рассматривается в течение 30 дней со дня его регистрации. В данном случае срок рассмотрения будет считаться с момента регистрации в ГЖИ или с даты регистрации в прокуратуре? Или в этой ситуации предусмотрены иные сроки рассмотрения жалобы?
Граждане в силу закона имеют право обращаться лично, направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы, органы местного самоуправления и их должностным лицам, в государственные и муниципальные учреждения и иные организации, на которые возложено осуществление публично значимых функций, и их должностным лицам и получать на свои обращения письменные ответы (ч. 1 ст. 2, п. 3 ст. 5 Федерального закона от 2 мая 2006 г. N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации", далее - Закон N 59-ФЗ).
Письменное обращение направляется гражданином непосредственно в тот государственный орган, орган местного самоуправления или тому должностному лицу, в компетенцию которых входит решение поставленных в обращении вопросов (ч. 1 ст. 8 Закона N 59-ФЗ), и подлежит обязательной регистрации в течение трех дней с момента поступления в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу (ч. 2 ст. 8 Закона N 59-ФЗ).
Однако в ряде случаев письменное обращение содержит вопросы, решение которых не входит в компетенцию того органа, в который оно было направлено, например в прокуратуру, поскольку органы прокуратуры не подменяют иные государственные органы.
В подобных случаях полученное и зарегистрированное обращение должно быть перенаправлено в соответствующий компетентный орган в течение семи дней со дня регистрации в том органе, куда оно изначально поступило, с обязательным уведомлением о переадресации автора обращения (ч. 3 ст. 8 Закона N 59-ФЗ).
По общему правилу письменное обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, рассматривается в течение тридцати дней со дня регистрации письменного обращения. Исключение составляют лишь случаи, указанные в части 1.1 ст. 12 Закона N 59-ФЗ, связанные с нарушениями в сфере миграции и рассматриваемые в течение двадцати дней (ч. 1 ст. 12 Закона N 59-ФЗ).
Отметим, что случаи перенаправления обращений граждан по подведомственности не входят в число исключений, соответственно, по нашему мнению, для подобных случаев действуют общие сроки, установленные законом для регистрации и рассмотрения обращений. Регистрируются обращения в течение трех дней с момента поступления, вне зависимости от канала поступления, а рассматриваются в течение тридцати дней со дня регистрации.
Таким образом, случаи направления письменного обращения не по подведомственности в любом случае фактически удлиняют время, требующееся для подготовки ответа.
Обращаем внимание на то, что Закон N 59-ФЗ не требует от органа, получившего и зарегистрировавшего письменное обращение гражданина, направлять в адрес последнего уведомление о получении и регистрации. Такая обязанность может быть установлена Инструкцией или Порядком рассмотрения обращения граждан того или иного компетентного органа, например Инспекции по жилищному надзору Республики Крым.
Рекомендуем также ознакомиться с разъяснениями прокуратуры Санкт-Петербурга по похожему вопросу: https://epp.genproc.gov.ru/web/proc_78/activity/legal-education/explain?item=25337307.
Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Рижская Мария
Ответ прошел контроль качества
16 декабря 2021 г.
Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.