Компания "А" является производителем товара, выпускаемого под своим зарегистрированным товарным знаком. Компания "А" заключает с компанией "Г" договор поставки. В дополнительном соглашении к договору поставки компании "Г" присваивается статус дилера на условиях положения о дилерах компании "А". Положение о дилерах компании "А" среди прочего содержит условие о том, что дилер обязуется не приобретать и/или реализовывать продукцию других поставщиков и производителей, аналогичную продукции компании "А". Законом о защите конкуренции запрещаются вертикальные соглашения, которыми предусмотрено обязательство покупателя не продавать товар хозяйствующего субъекта, который является конкурентом продавца. Данный запрет не распространяется на соглашения об организации покупателем продажи товаров под товарным знаком либо иным средством индивидуализации продавца или производителя (п. 2 ч. 2 ст. 11). Является ли допустимым условие Положения о дилерах компании "А", по которому дилер обязуется не приобретать и/или реализовывать продукцию других поставщиков и производителей, аналогичную продукции, выпускаемой компанией "А", с учетом того, что реализуемый товар выпускается компанией "А" и продается дилеру, а впоследствии и самим дилером под зарегистрированным товарным знаком компании "А"? Является ли организованная таким образом продажа товара тем исключением, на которое запрет, указанный в п. 2 ч. 2 ст. 11 Закона о защите конкуренции, не распространяется, или организация покупателем продажи товаров под товарным знаком оформляется иным образом?
Действительно, как справедливо отмечено в вопросе, действующее законодательство запрещает вертикальные соглашения между продавцом и покупателем товара, в соответствии с которыми покупатель обязуется не продавать товар хозяйствующего субъекта, который является конкурентом продавца (п. 19 ст. 4, п. 2 ч. 2 ст. 11 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон N 135-ФЗ)). При этом особо оговаривается, что данный запрет не распространяется на соглашения об организации покупателем продажи товаров под товарным знаком либо иным средством индивидуализации продавца или производителя.
Буквальное толкование приведенной нормы указывает на то, что соглашение, предусматривающее запрет на продажу покупателем товаров конкурентов продавца, признается допустимым, если в нем, помимо прочего, содержатся обязательства покупателя товара организовать его дальнейшую продажу с использованием товарного знака или иного средства индивидуализации продавца либо производителя.
Соответственно, таким соглашением должны быть предусмотрены также права покупателя на использование товарного знака продавца (производителя) при реализации приобретенного им товара.
Причем следует принимать во внимание, что понятие соглашения трактуется антимонопольным законодательством достаточно широко и охватывает любые договоренности в письменной форме, содержащиеся как в одном, так и в нескольких документах, а также договоренности в устной форме (п. 18 ст. 4 Закона N 135-ФЗ).
В связи с изложенным условия использования покупателем товарного знака или иного средства индивидуализации продавца (производителя) могут быть как включены в дилерский договор, так и быть сформулированы в отдельном договоре.
В частности, к таким договорам относятся лицензионные договоры об использовании товарного знака (ст. 1489 ГК РФ), договор коммерческой концессии (ст. 1027 ГК РФ). При этом в рамках последнего может передаваться право на использование не только товарного знака, но и коммерческого обозначения (ст. 1538, п. 5 ст. 1539 ГК РФ).
Данный вывод находит свое отражение в правоприменительной практике и разъяснениях контролирующих органов (смотрите, например, постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 08.08.2018 N 09АП-35757/18, разъяснение N 2 Президиума ФАС "Вертикальные" соглашения, в том числе дилерские соглашения", утвержденное протоколом Президиума ФАС от 17.02.2016 N 3).
Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
кандидат юридических наук Широков Сергей
Ответ прошел контроль качества
8 декабря 2021 г.
Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.