Новости и аналитика Правовые консультации Гражданское право Был заключен договор поставки почтовых ящиков для установки в многоквартирных домах. Поставка осуществлялась транспортной организацией на основании договора, заключенного между организацией покупателем. Согласно договору покупателем была внесена стопроцентная предоплата. Товар загружался в автомобиль силами поставщика. Условиями договора было предусмотрено, что упаковка товара должна исключать порчу товара при транспортировке и надлежащих условиях хранения. При получении товара был установлен факт повреждения части товара в результате использования поставщиком ненадлежащей упаковки. По мнению покупателя, указанное обстоятельство свидетельствует о нарушении условий договора со стороны поставщика. Между покупателем и транспортной организацией был подписан акт, в котором был отражен факт повреждения части товара. Покупателем в адрес поставщика была направлена претензия, в которой покупатель потребовал от поставщика вернуть денежных средств за поврежденный товар. Условиями договора порядок возврата некачественного товара не предусмотрен. Должен ли покупатель возвращать поврежденный товар? Кто при этом будет нести транспортные расходы?

Был заключен договор поставки почтовых ящиков для установки в многоквартирных домах. Поставка осуществлялась транспортной организацией на основании договора, заключенного между организацией покупателем. Согласно договору покупателем была внесена стопроцентная предоплата. Товар загружался в автомобиль силами поставщика. Условиями договора было предусмотрено, что упаковка товара должна исключать порчу товара при транспортировке и надлежащих условиях хранения. При получении товара был установлен факт повреждения части товара в результате использования поставщиком ненадлежащей упаковки. По мнению покупателя, указанное обстоятельство свидетельствует о нарушении условий договора со стороны поставщика. Между покупателем и транспортной организацией был подписан акт, в котором был отражен факт повреждения части товара. Покупателем в адрес поставщика была направлена претензия, в которой покупатель потребовал от поставщика вернуть денежных средств за поврежденный товар. Условиями договора порядок возврата некачественного товара не предусмотрен. Должен ли покупатель возвращать поврежденный товар? Кто при этом будет нести транспортные расходы?

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
В данном случае покупателем заявлен односторонний отказ от договора в отношении поставки некачественного товара.
В случае возврата поставщиком уплаченных за товар ненадлежащего качества денежных средств при сохранении покупателем этого товара в своем владении на стороне последнего возникает неосновательное обогащение. Соответственно, у покупателя в этом случае возникает обязанность по возврату данного товара поставщику.
Покупатель вправе потребовать от поставщика забрать некачественный товар и организовать его транспортировку. Если же при определенных обстоятельствах покупателем будет принято решение о возврате некачественного товара поставщику за свой счет, то сумма расходов по транспортировке товара подлежит взысканию с поставщика в качестве убытков.

Обоснование вывода:
Обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями или иными обычно предъявляемыми требованиями (ст. 309 ГК РФ). Обязательство прекращается полностью или частично по основаниям, предусмотренным ГК РФ, другими законами, иными правовыми актами или договором (п. 1 ст. 407 ГК РФ).
По договору поставки поставщик - продавец, осуществляющий предпринимательскую деятельность, обязуется передать в обусловленный срок или сроки производимые или закупаемые им товары покупателю для использования в предпринимательской деятельности или в иных целях, не связанных с личным, семейным, домашним и иным подобным использованием (ст. 506 ГК РФ).
Согласно п. 2 ст. 481 ГК РФ если договором купли-продажи не определены требования к таре и упаковке, то товар должен быть затарен и (или) упакован обычным для такого товара способом, а при отсутствии такового способом, обеспечивающим сохранность товаров такого рода при обычных условиях хранения и транспортирования.
В силу положений подп. 1 и 4 ст. 421 ГК РФ граждане и юридические лица свободны в заключении договора. При этом условия договора определяются по усмотрению сторон, кроме случаев, когда содержание соответствующего условия предписано законом или иными правовыми актами (ст. 422 ГК РФ). В данном случае из предоставленных в вопросе сведений следует, что условиями договора было предусмотрено, что упаковка товара должна исключать порчу товара при транспортировке и надлежащих условиях хранения. На практике включение подобных или аналогичных условий в договор поставки практикуется достаточно часто (постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 27 ноября 2015 г. N 18АП-13534/15, постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 2 апреля 2012 г. N 12АП-2161/12, решение АС Кировской области от 16 декабря 2013 г. по делу N А28-12835/2012, решение Управления ФАС по Свердловской области от 15 июля 2014 г. N 1048-З). При наличии данных условий арбитражным судом может быть признано, что в случае несоблюдения поставщиком требований к упаковке ответственность за сохранность товара должен нести поставщик, а не транспортная организация. Из предоставленных в вопросе сведений фактически следует, что покупателю частично поставлен товар ненадлежащего качества и ответственность за указанное обстоятельство должен нести поставщик. В связи с этим отметим следующее.
В соответствии с п. 1 ст. 518 ГК РФ покупатель (получатель), которому поставлены товары ненадлежащего качества, вправе предъявить поставщику требования, предусмотренные ст. 475 этого Кодекса, за исключением случая, когда поставщик, получивший уведомление покупателя о недостатках поставленных товаров, без промедления заменит поставленные товары товарами надлежащего качества. Согласно п. 1 и п. 2 ст. 475 ГК РФ в том случае, если недостатки товара не были оговорены продавцом, покупатель, которому передан товар ненадлежащего качества, вправе по своему выбору потребовать от продавца соразмерного уменьшения покупной цены либо безвозмездного устранения недостатков товара в разумный срок либо возмещения своих расходов на устранение недостатков товара, а если нарушение требований к качеству товара было существенным, отказаться от исполнения договора купли-продажи и потребовать возврата уплаченной за товар денежной суммы либо потребовать замены товара ненадлежащего качества товаром, соответствующим договору. Как следует из буквального толкования приведенных норм, заявление покупателем требования о возврате уплаченной за товар денежной суммы равнозначно заявлению им одностороннего отказа от договора, который по смыслу ст. 310 и ст. 450.1 ГК РФ влечет за собой прекращение указанного договора. В данном случае покупатель заявил об одностороннем отказе от договора в отношении поставки некачественного товара. В свою очередь, из положений п. 4 ст. 453, ст. 1102 ГК РФ и п. 3 ст. 1103 ГК РФ вытекает, что при прекращении договора имущество, переданное одной стороной другой стороне во исполнение его условий в период его действия, может быть истребовано от другой стороны в качестве неосновательного обогащения в том случае, если у предоставившей данное имущество стороны отсутствует равнозначное встречное предоставление за него. Таким образом, в случае возврата поставщиком уплаченных за товар ненадлежащего качества денежных средств при сохранении покупателем этого товара в своем владении на стороне последнего возникает неосновательное обогащение. Соответственно, у покупателя в этом случае возникает обязанность по возврату данного товара поставщику*(1).
Возврат некачественного товара осуществляется в соответствии с порядком, установленным договором поставки. При отсутствии в договоре условий возврата следует исходить из общих положений ГК РФ о купле-продаже (гл. 30 ГК РФ), о договорах (п. 3 ст. 420 ГК РФ) и об обязательствах (п. 2 ст. 307, п. 1 ст. 307.1 ГК РФ). Согласно пп. 1, 2 ст. 393 ГК РФ должник обязан возместить кредитору убытки, причиненные неисполнением или ненадлежащим исполнением обязательства, определяемые в соответствии с правилами, предусмотренными ст. 15 ГК РФ. Иными словами, если транспортировка товара ненадлежащего качества в целях его возврата поставщику осуществлялась покупателем, то расходы на такую транспортировку также относятся к убыткам покупателя, которые должны быть возмещены поставщиком некачественного товара*(2).
Таким образом, при указанных в вопросе обстоятельствах покупатель вправе потребовать от поставщика забрать некачественный товар (решение Арбитражного суда Челябинской области от 19 сентября 2019 г. по делу N А76-33806/2018). Если же при определенных обстоятельствах покупателем будет принято решение о возврате некачественного товара поставщику за свой счет, то сумма расходов по транспортировке подлежит взысканию с поставщика в качестве убытков.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Котыло Игорь

Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
кандидат юридических наук Широков Сергей

3 декабря 2021 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг. 

-------------------------------------------------------------------------
*(1) Смотрите также Вопрос: Возврат некачественного товара поставщику после истребования покупателем уплаченной за него денежной суммы и взыскание с покупателя стоимости его износа (ответ службы Правового консалтинга ГАРАНТ, апрель 2021 г.).
*(2) Смотрите также Вопрос: Договором купли-продажи с поставщиком предусмотрено, что в случае выявления дефектов (недостатков) товара в течение гарантийного срока, возникших по вине изготовителя и/или не соответствующих заявленному поставщиком качеству, поставщик за свой счет производит замену неисправного товара в течение 30 (тридцати) календарных дней с момента получения письменного извещения дилера. Означает ли это, что поставщик должен оплатить и расходы на доставку товара, который будет отправлен на замену бракованного? (ответ службы Правового консалтинга ГАРАНТ, май 2020 г.)