Заключен контракт на строительство объекта. Заказчик - казенное учреждение. В проектной документации предусмотрены возвратные материалы, которые образуются в результате разбора подрядчиком строительных конструкций. Государственным контрактом порядок расчетов по возвратным материалам не прописан, предусмотрено лишь, что подрядчик должен передать их заказчику. Предполагаются оприходование казенным учреждением возвратных материалов (металлолома), реализация их подрядчику по рыночной цене. Подрядчик перечислит оплату на лицевой счет заказчика (в доход бюджета). В какой форме необходимо оформить реализацию возвратных материалов (нужно ли заключать договор купли-продажи материалов)?
По данному вопросу мы придерживаемся следующей позиции:
В рассматриваемом случае реализация металлолома казенным учреждением с оплатой стоимости этого имущества денежными средствами, перечисляемыми подрядчиком, должна быть оформлена путем заключения договора купли-продажи.
Обоснование позиции:
В соответствии с п. 1 ст. 209 ГК РФ собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом.
Пунктом 2 той же статьи установлено, что собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц, в том числе отчуждать свое имущество в собственность другим лицам.
Согласно п. 1 ст. 454 ГК РФ по договору купли-продажи одна сторона (продавец) обязуется передать вещь (товар) в собственность другой стороне (покупателю), а покупатель обязуется принять этот товар и уплатить за него определенную денежную сумму (цену).
Таким образом, передача собственником принадлежащего ему имущества в собственность другого лица с уплатой этим лицом определенной денежной суммы (цены данного имущества) осуществляется на основании договора купли-продажи.
Право оперативного управления имуществом наряду с правом собственности относится к вещным правам (п. 1 ст. 216 ГК РФ).
В соответствии с п. 1 ст. 296 ГК РФ учреждение, за которым имущество закреплено на праве оперативного управления, владеет, пользуется этим имуществом в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, назначением этого имущества и, если иное не установлено законом, распоряжается этим имуществом с согласия собственника этого имущества.
Исходя из абзацев второго, шестнадцатого ст. 1 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Закон N 89-ФЗ), металлолом (лом и отходы цветных и (или) черных металлов) относится к отходам производства и потребления (далее - отходы).
Согласно ст. 4 Закона N 89-ФЗ право собственности на отходы определяется в соответствии с гражданским законодательством.
В ГК РФ отсутствуют специальные положения, которые определяли бы основания и порядок возникновения права собственности на отходы.
В то же время п. 2 ст. 299 ГК РФ установлено, что плоды, продукция и доходы от использования имущества, находящегося в оперативном управлении учреждения, а также имущество, приобретенное учреждением по договору или иным основаниям, поступают в оперативное управление учреждения в порядке, установленном ГК РФ, другими законами и иными правовыми актами для приобретения права собственности.
В судебной практике высказывается мнение о том, что металлолом, образовавшийся в результате списания имущества, которое находится в оперативном управлении государственного учреждения, является государственной собственностью, не относится к плодам, продукции или доходам от использования имущества и не поступает в оперативное управление учреждения по правилам ст. 299 ГК РФ. В связи с этим такой металлолом должен реализовываться в порядке, который установлен законодательством о приватизации, то есть по общему правилу путем проведения торгов (постановления Пятого ААС от 24.12.2015 N 05АП-10185/15 и от 12.03.2013 N 05АП-1241/13, смотрите также решение Приморского УФАС России N 27/08-2015 (опубликовано 17.04.2015)).
В такой правовой позиции можно усомниться. В судебной практике отмечается, что по смыслу ст. 4 Закона N 89-ФЗ и ст. 210 ГК РФ право собственности на отходы принадлежит собственнику сырья, материалов, полуфабрикатов, иных изделий или продуктов, а также товаров (продукции), в результате использования которых эти отходы образовались (постановление АС Уральского округа от 05.12.2018 N Ф09-7473/18). Указывая на правовые основания возникновения права собственности на отходы, суды ссылаются также на ст. 136 ГК РФ, в соответствии с которой плоды, продукция, доходы, полученные в результате использования вещи, независимо от того, кто использует такую вещь, принадлежат собственнику вещи, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами, договором или не вытекает из существа отношений. Отсюда следует вывод о том, что в случае признания отходов продукцией, полученной в результате использования имущества, они должны принадлежать собственнику данного имущества (сырья, материалов) (см. постановления Одиннадцатого ААС от 06.09.2021 N 11АП-12805/21, Восьмого ААС от 11.03.2019 N 08АП-15711/18).
Можно также заметить, что в соответствии с п. 2 ст. 5 Модельного закона "Об отходах производства и потребления" (новая редакция) (принят постановлением на двадцать девятом пленарном заседании Межпарламентской Ассамблеи государств - участников СНГ от 31.10.2007 N 29-15) право собственности на отходы принадлежит юридическому или физическому лицу, чья производственная или иная хозяйственная деятельность приводит к образованию отходов и который при осуществлении своего права собственности обязан принимать меры, предотвращающие нанесение вреда окружающей среде и здоровью населения, стремится к более полному и рациональному использованию исходного сырья. Производитель отходов приобретает право собственности на отходы с момента их образования, если иное не предусмотрено законодательством государства и (или) договором об использовании имущества, которое явилось источником образования этих отходов.
Как отмечают судьи, гражданское законодательство предусматривает два способа приобретения права собственности: первичное - возникает впервые или самостоятельно независимо от прав других лиц и производное - основано на праве собственности прежнего собственника (определение ВС РФ от 15.08.2016 N 304-ЭС16-9165 по делу N А46-10649/2015, постановление АС Поволжского округа от 17.10.2017 N Ф06-24865/17).
В гражданском законодательстве отсутствуют положения, которые позволяли бы прийти к выводу о том, что юридическое лицо, являющееся собственником зданий (сооружений), в результате демонтажа (иного использования) которых получен металлолом, приобретает право собственности на такое имущество производным способом. Напротив, из приведенных выше норм, как мы полагаем, следует, что право собственности на металлолом по общему правилу первоначально возникает у собственника имущества, в результате использования которого этот металлолом образовался.
Гражданское законодательство основывается на признании равенства участников регулируемых им отношений (п. 1 ст. 1 ГК РФ). Поскольку для возникновения права оперативного управления в отношении отходов законодательство не предусматривает иное, изложенное относится и к учреждениям, которым имущество принадлежит на праве оперативного управления.
Также отметим, что Минфин России в своих разъяснениях не ставит под сомнение правомерность принятия учреждением к учету металлолома, материалов, комплектующих, остающихся в распоряжении учреждения по результатам проведения ремонтных работ, в том числе демонтажа, работ по разукомплектации объектов нефинансовых активов (письма Минфина России от 29.08.2019 N 02-07-10/66567, от 09.11.2016 N 02-06-10/65577).
Таким образом, возвратные материалы, образовавшиеся в ходе выполнение строительных работ, в рассматриваемом случае поступают в оперативное управление казенного учреждения и могут быть реализованы подрядчику с согласия собственника имущества учреждения (п. 4 ст. 298 ГК РФ). Поскольку реализация предполагается возмездной (с оплатой деньгами со стороны приобретателя), между учреждением и подрядчиком должен быть заключен договор купли-продажи.
Действие Федерального закона от 21.12.2001 N 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества" (далее - Закон N 178-ФЗ) не распространяются на отношения, возникающие при отчуждении государственными учреждениями имущества, закрепленного за ними в оперативном управлении (подп. 9 п. 2 ст. 3 Закона N 178-ФЗ). Поэтому проводить торги для заключения договора купли-продажи металлолома в настоящей ситуации не требуется.
Однако в связи с различием в позициях контролирующих органов и судей по вопросу о принадлежности отходов, образовавшихся в связи с использованием имущества учреждений, нельзя исключить вероятности того, что продажа металлолома подрядчику (без проведения торгов) в изложенной ситуации послужит основанием для предъявления претензий со стороны уполномоченных органов (антимонопольного органа, Росимущества).
Рекомендуем также ознакомиться с материалом:
- Энциклопедия решений. Реализация металлолома (для бюджетной сферы).
Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Ерин Павел
Ответ прошел контроль качества
6 декабря 2021 г.
Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.