Новости и аналитика Правовые консультации Малый бизнес Необходимо ли ИП сдавать расчет платы за негативное воздействие на окружающую среду за I квартал 2016 года, а также вносить плату за негативное воздействие на окружающую среду, если в результате его деятельности образуются отходы (мусор) от уборки помещений объектов (код отходов - 73510002725)?

Необходимо ли ИП сдавать расчет платы за негативное воздействие на окружающую среду за I квартал 2016 года, а также вносить плату за негативное воздействие на окружающую среду, если в результате его деятельности образуются отходы (мусор) от уборки помещений объектов (код отходов - 73510002725)?

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
Индивидуальный предприниматель, в деятельности которого образуются отходы в виде бытового мусора, должен вносить плату за негативное воздействие на окружающую среду и представлять Расчет платы за негативное воздействие на окружающую среду и после 01.01.2016.

Обоснование вывода:
Для начала отметим, что одним из принципов охраны окружающей среды является платность природопользования (ст. 3 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (далее - Закон N 7-ФЗ)). Обращаем внимание, что обновленная редакция ст. 3 Закона N 7-ФЗ, устанавливающая основные принципы охраны окружающей среды, дополнена новым принципом "платит тот, кто загрязняет"*(1). Таким образом, в частности, решен вопрос о субъекте платы за загрязнение окружающей среды лицами, в результате деятельности которых образуются твердые бытовые отходы, в том числе отходы 5-го класса опасности "Отходы (мусор) от уборки территории и помещений объектов оптово-розничной торговли промышленными товарами" (код по ФККО-2014: 73510002725)*(2).
В соответствии со статьей 16 Закона N 7-ФЗ плата взимается за следующие виды негативного воздействия (далее - НВОС):
- выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух стационарными источниками (далее - выбросы загрязняющих веществ);
- сбросы загрязняющих веществ в водные объекты (далее - сбросы загрязняющих веществ);
- хранение, захоронение отходов производства и потребления (размещение отходов).
Кроме этого, с 1 января 2016 года Закон N 7-ФЗ был дополнен ст. 16.1, в которой определен перечень лиц, обязанных вносить такой вид платы. Так, в соответствии с абз. 2 п. 1 указанной статьи плательщиками платы за НВОС при размещении отходов, за исключением твердых коммунальных отходов, являются юридические лица и индивидуальные предприниматели, при осуществлении которыми хозяйственной и (или) иной деятельности образовались отходы. Плательщиками платы за НВОС при размещении твердых коммунальных отходов являются региональные операторы по обращению с твердыми коммунальными отходами, операторы по обращению с твердыми коммунальными отходами, осуществляющие деятельность по их размещению.
Таким образом, индивидуальный предприниматель должен самостоятельно рассчитывать и вносить плату за НВОС в отношении тех отходов, которые образовались в результате его деятельности.
Порядок расчета платы за НВОС при размещении отходов производства и потребления утвержден постановлением Правительства РФ от 28.08.1992 N 632 (далее - Порядок N 636).
Нормативы платы за размещение отходов производства и потребления утверждены постановлением Правительства РФ от 12.06.2003 N 344. Форма расчета платы за негативное воздействие на окружающую среду и Порядок заполнения и представления формы Расчета платы за НВОС утверждены Приказом Ростехнадзора от 05.04.2007 N 204.

К сведению:
Отметим также, что применительно к индивидуальным предпринимателям, юридическим лицам, в процессе хозяйственной и (или) иной деятельности которых образуются отходы, устанавливаются нормативы образования отходов и лимиты на их размещение (п. 2 ст. 18 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Закон N 89-ФЗ)).
При этом пунктами 7 и 8 ст. 18 Закона N 89-ФЗ установлена обязанность субъектов малого и среднего предпринимательства, в процессе осуществления которыми хозяйственной и (или) иной деятельности образуются отходы на объектах, подлежащих федеральному или региональному государственному экологическому надзору, представлять в уполномоченный орган исполнительной власти отчетность об образовании, утилизации, обезвреживании, о размещении отходов в уведомительном порядке.
Порядок представления и контроля отчетности об образовании, использовании, обезвреживании и размещении отходов (за исключением статистической отчетности) утвержден приказом Министерства природных ресурсов и экологии РФ от 16.02.2010 N 30 (далее - Порядок N 30). Согласно п. 5 Порядка субъекты малого и среднего предпринимательства представляют отчетность об образовании, использовании, обезвреживании, о размещении отходов в территориальные органы Федеральной службы по надзору в сфере природопользования в уведомительном порядке до 15 января года, следующего за отчетным календарным годом.
Кроме этого, согласно приказу Федеральной службы государственной статистики от 28.01.2011 N 17 "Об утверждении статистического инструментария для организации Росприроднадзором федерального статистического наблюдения за отходами производства и потребления" на основании данных учета образовавшихся, использованных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, а также размещенных отходов, паспортов отходов I-IV класса опасности, материалов обоснования отнесения отходов к классу опасности для окружающей среды составляется статистическая отчетность по форме N 2-тп (отходы).
Таким образом, индивидуальный предприниматель, в деятельности которого образуются отходы в виде бытового мусора, должен вносить плату за НВОС и представлять следующие виды отчетности:
- Расчет платы за негативное воздействие (в частности раздел 4 "Размещение отходов производства и потребления") (представляется ежеквартально в соответствии с приказом Ростехнадзора от 05.04.2007 N 204);
- Отчет об образовании, использовании, обезвреживании и размещении отходов (представляется ежегодно в соответствии с приказом Министерства природных ресурсов и экологии РФ от 16.02.2010 N 30);
- Статистическая отчетность по форме N 2-тп (отходы) (представляется ежегодно в соответствии с приказом Федеральной службы государственной статистики от 28.01.2011 N 17 "Об утверждении статистического инструментария для организации Росприроднадзором федерального статистического наблюдения за отходами производства и потребления").

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Ткач Ольга

Ответ прошел контроль качества

26 апреля 2016 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг. 

-------------------------------------------------------------------------
*(1) "Обеспечение сочетания общего и индивидуального подходов к установлению мер государственного регулирования в области охраны окружающей среды, применяемых к юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, осуществляющим хозяйственную и (или) иную деятельность или планирующим осуществление такой деятельности" (абзац восемнадцатый ст. 3 Закона N 7-ФЗ).
*(2) Отметим, что Верховным судом РФ в определении от 04.02.2015 N 309-КГ14-2379 вынесено решение, прямо противоположное уже сложившейся судебной практике. Если ранее суды исходили из того, что собственники (арендаторы) офисных помещений не занимаются размещением отходов по смыслу, который придает этой деятельности Закон N 89-ФЗ, а обязанность по внесению платы за НВОС Законом N 7-ФЗ возлагается на лицо в том случае, если в результате его хозяйственной или иной деятельности происходит такое воздействие на окружающую среду, которое подпадает под виды негативного воздействия, установленные в ст. 16 Закона, то такому собственнику (арендатору) плату за НВОС рассчитывать и уплачивать не нужно (определение ВАС РФ от 20.12.2011 N ВАС-16732/11, постановления Президиума ВАС РФ от 12.07.2011 N 1752/11, от 20.07.2010 N 4433/10, от 17.03.2009 N 14561/08).