Товарищество собственников жилья применяет УСН. Выплата вознаграждения председателю Правления товарищества производится ежемесячно. В соответствии с Жилищным кодексом РФ председатель правления не может работать по трудовому договору (п. 3.1 ст. 147 Жилищного кодекса РФ). При этом в соответствии с п. 2 ст. 149 Жилищного кодекса РФ он осуществляет управление организацией, подписывает платежные документы, договоры и совершает сделки. Выплату председателю товарищество осуществляет на основании разработанного Положения по выплатам вознаграждений членам товарищества. Можно ли учесть в расходах затраты на оплату вознаграждения председателю правления товарищества?
По данному вопросу мы придерживаемся следующей позиции:
Выплату ежемесячного вознаграждения председателю правления товарищества собственников жилья в указанной ситуации следует рассматривать как выплату за исполнение обязанностей в рамках трудовых отношений. Выплаты в рамках трудовых отношений с председателем ТСЖ, установленные уставом этой организации при избрании его на должность, учитываются при определении налоговой базы по УСН.
Обоснование позиции:
Если объектом налогообложения по налогу, уплачиваемому в связи с применением УСН (далее - Налог), являются доходы, уменьшенные на величину расходов, налоговая база определяется как денежное выражение доходов, уменьшенное на величину расходов (п.п. 1 и 2 ст. 346.18 НК РФ).
При этом налогоплательщики учитывают расходы в порядке, который установлен положениями ст. 346.16 НК РФ.
Так, при определении объекта налогообложения налогоплательщик уменьшает полученные доходы на расходы, перечисленные в п. 1 ст. 346.16 НК РФ.
Как неоднократно разъясняли финансовое и налоговое ведомства, налогоплательщики, применяющие УСН с объектом налогообложения в виде доходов, уменьшенных на величину расходов, при определении налоговой базы могут учитывать расходы, перечисленные в п. 1 ст. 346.16 НК РФ. При этом данный перечень расходов носит закрытый характер (смотрите, например, письма Минфина России от 20.01.2014 N 03-11-06/2/1478, от 13.02.2015 N 03-11-06/2/6557, от 07.05.2015 N 03-11-03/2/26501, УФНС России по г. Москве от 03.08.2011 N 16-15/075976@).
Затраты на оплату труда включаются в расходы, учитываемые при исчислении Налога, на основании нормы пп. 6 п. 1 ст. 346.16 НК РФ. При этом данные расходы принимаются при условии их соответствия критериям, указанным в п. 1 ст. 252 НК РФ.
Под расходами понимаются обоснованные (экономически оправданные) и документально подтвержденные затраты (а в случаях, предусмотренных ст. 265 НК РФ, - убытки), осуществленные (понесенные) налогоплательщиком. Расходами признаются любые затраты при условии, что они произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода.
Расходы, указанные в пп. 6 п. 1 ст. 346.16 НК РФ, принимаются для целей налогообложения применительно к порядку, предусмотренному ст. 255 НК РФ (п. 2 ст. 346.16 НК РФ).
Перечень выплат, которые учитываются в качестве расходов на оплату труда, является открытым, следовательно, затраты, не поименованные в ст. 255 НК РФ, но связанные с оплатой труда работников и предусмотренные трудовым и (или) коллективным договором, организация может учесть в целях налогообложения на основании п. 25 ст. 255 НК РФ (смотрите также письма Минфина России от 09.11.2011 N 03-03-06/4/126, от 31.07.2009 N 03-03-06/1/504).
В соответствии со ст. 255 НК РФ к расходам на оплату труда относятся любые начисления в денежной или натуральной форме в пользу работников, если такие начисления предусмотрены:
- законодательством Российской Федерации;
- трудовыми договорами (контрактами);
- коллективным договором.
В свою очередь, перечень выплат, которые учитываются в качестве расходов на оплату труда, является открытым, следовательно, затраты, не поименованные в ст. 255 НК РФ, но связанные с оплатой труда работников и предусмотренные трудовым и (или) коллективным договором, организация может учесть в целях налогообложения на основании п. 25 ст. 255 НК РФ (смотрите также письма Минфина России от 09.11.2011 N 03-03-06/4/126, от 31.07.2009 N 03-03-06/1/504). При этом в силу п.п. 1, 6, 21-26, 29 ст. 270 НК РФ в составе расходов на оплату труда не учитываются выплаты, указанные в ст. 270 НК РФ (письма Минфина России от 13.10.2015 N 03-03-06/1/58416, от 01.09.2015 N 03-03-06/50172, от 04.08.2015 N 03-03-06/44841, от 19.12.2012 N 03-03-06/1/702, от 09.11.2011 N 03-03-06/4/126, от 31.07.2009 N 03-03-06/1/504). Данные положения в полной мере имеют отношение к налогоплательщикам, применяющим УСН.
Следовательно, выплаты вознаграждения председателю ТСЖ в рамках трудовых отношений в общем случае могут быть приняты при расчёте налоговой базы по Налогу.
Так, Минфин России в письме от 29.04.2015 N 03-11-11/24865 не высказал отрицательного мнения в ситуации, схожей с рассматриваемой (по вопросу, связанному с заключением трудового договора председателем правления садоводческого некоммерческого товарищества с указанным товариществом), а порекомендовал обратиться в Минтруд России.
Однако сам вопрос о том, существуют ли между председателем и ТСЖ трудовые отношения, на сегодняшний день является спорным.
Мы придерживаемся положительной позиции. Поясним.
Во-первых, необходимо отметить следующее. В силу п. 5 ст. 148 ЖК РФ в обязанности правления товарищества собственников жилья входят наем работников для обслуживания многоквартирного дома и увольнение их, а на основании п. 9 ст. 148 ЖК РФ - выполнение иных вытекающих из устава товарищества собственников жилья обязанностей.
В соответствии с нормой абзаца второго ст. 16 ТК РФ в случаях и порядке, которые установлены, в частности, уставом (положением) организации, трудовые отношения возникают на основании трудового договора в результате в том числе избрания на должность. При этом согласно ст. 17 ТК РФ трудовые отношения на основании трудового договора в результате избрания на должность возникают, если избрание на должность предполагает выполнение работником определенной трудовой функции.
Согласно частям 1 и 2 ст. 149 ЖК РФ председатель правления товарищества собственников жилья избирается на срок, установленный уставом товарищества. Председатель правления товарищества обеспечивает выполнение решений правления, имеет право давать указания и распоряжения всем должностным лицам товарищества, исполнение которых для указанных лиц обязательно, действует без доверенности от имени товарищества, подписывает платежные документы и совершает сделки, которые в соответствии с законодательством, уставом товарищества не требуют обязательного одобрения правлением товарищества или общим собранием членов товарищества, разрабатывает и выносит на утверждение общего собрания членов товарищества правила внутреннего распорядка товарищества в отношении работников, в обязанности которых входят содержание и ремонт общего имущества в многоквартирном доме, положение об оплате их труда, иные внутренние документы товарищества, предусмотренные ЖК РФ, уставом товарищества и решениями общего собрания членов товарищества.
По нашему мнению, совокупность приведенных в частях 1 и 2 ст. 149 ЖК РФ обязанностей составляет трудовую функцию председателя правления, о которой упоминается в ст. 17 ТК РФ.
Аналогичное мнение высказал Минтруд России в письме от 30.03.2015 N 17-4/ООГ-408: поскольку ст. 149 ЖК РФ на председателя правления ТСЖ возложено выполнение определенных функций на этой выборной должности, то его деятельность можно отнести к трудовой деятельности физического лица.
В апелляционном определении СК по гражданским делам Свердловского областного суда от 18.07.2014 по делу N 33-8893/2014 указывается на следующее: "Тот факт, что сумма вознаграждения членов правления ТСЖ, в том числе председателя, утверждается отдельно в силу пп. 11 п. 2 ст. 145 ЖК РФ, и выносилось на голосование отдельным вопросом повестки дня при проведении общего собрания членов ТСЖ, не свидетельствует об иной правовой природе данной выплаты, отличной от оплаты труда. То, что председатель правления ТСЖ имеет особый статус, обусловленный выполнением полномочий, предусмотренных законом и уставом, не умаляет его права как работника. Заключение с председателем ТСЖ трудового договора является правомерным и соответствует нормам трудового законодательства РФ, поскольку такие отношения обладают всеми признаками, установленными ст. 15 ТК РФ".
Подобный вывод следует также из апелляционного определения СК по гражданским делам Костромского областного суда от 24.09.2012 по делу N 33-1435: в процессе исполнения полномочий председателя правления ТСЖ имели место трудовые отношения, поскольку такие отношения обладали всеми признаками, установленными ст. 15 ТК РФ.
В определении СК по гражданским делам Кемеровского областного суда от 10.02.2012 по делу N 33-1264 было указано, что основанием возникновения трудовых отношений с председателем ТСЖ является как избрание на должность членами ТСЖ, так и заключение трудового договора, а при отсутствии последнего - фактический допуск к работе и выполнение работником своих трудовых функций.
От приведённой выше ситуации следует отличать другую: когда в ТСЖ сложилась практика, в соответствии с которой председатель правления ТСЖ выполняет свои обязанности на общественных началах, вопрос о вознаграждении председателя правления на общее собрание ТСЖ не выносится. В этом случае не возникает оснований для выплаты председателю вознаграждения за выполненную работу (смотрите, например, кассационное определение СК по гражданским делам Санкт-Петербургского городского суда от 01.02.2012 по делу N 33-1341/2012).
Во-вторых, в обоснование положительной позиции по данному вопросу необходимо учитывать следующее. В приведённом выше апелляционном определении СК по гражданским делам Свердловского областного суда от 18.07.2014 по делу N 33-8893/2014 указано: "норма п. 3.1 ст. 147 ЖК РФ устанавливает запрет лишь на совмещение председателем правления ТСЖ своей деятельности как председателя правления ТСЖ с другой трудовой деятельностью в ТСЖ". Это согласуется с нашим мнением о том, что формулировка части 3.1 ст. 147 ЖК РФ устанавливает запрет лишь на занятие иной трудовой деятельностью в рамках товарищества, то есть, по сути, речь идет о запрете на работу в формате внутреннего совместительства.
С учётом приведённых обстоятельств полагаем, что выплаты, произведённые в рамках трудовых отношений с председателем в результате избрания его на должность, установленные уставом ТСЖ, могут быть учтены при определении налоговой базы по УСН.
В заключение считаем необходимым обратить внимание на то, что данный вывод распространяется исключительно на ситуацию выплаты ежемесячного вознаграждения председателю правления ТСЖ за исполнение обязанностей в рамках трудовых отношений и не распространяется на другие формы вознаграждений.
Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Графкин Олег
Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
аудитор, член МоАП Горностаев Вячеслав
11 декабря 2015 г.