ИП осуществляет торговлю пивом в стационарном торговом объекте без ККТ, по требованию выдает товарный чек, находится на ЕНВД. Розничная торговля пивом осуществляется вне оказания услуг общественного питания. Согласно ст. 16 Федерального закона от 22.11.1995 N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции" организации и ИП должны иметь стационарные торговые объекты, а также ККТ, если иное не установлено федеральным законом. Необходимо ли применять ККТ в рассматриваемой ситуации? Правильно ли, что ИП может не применять ККТ в случаях, установленных п. 2.1 ст. 2 Федерального закона от 22.05.2003 N 54-ФЗ "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт", что косвенно подтверждается письмом Минфина РФ от 10.08.2015 N 03-11-11/46052?
По данному вопросу мы придерживаемся следующей позиции:
В рассматриваемой ситуации у индивидуального предпринимателя отсутствует обязанность в применении ККТ. Однако, учитывая мнение налогового ведомства, не исключено, что свою позицию индивидуальному предпринимателю придется отстаивать в суде.
Обоснование позиции:
Согласно абзацу третьему п. 6 ст. 16 Федерального закона от 22.11.1995 N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции" (далее - Закон N 171-ФЗ) организации и индивидуальные предприниматели, осуществляющие розничную продажу пива и пивных напитков, сидра, пуаре, медовухи, должны иметь для таких целей в собственности, хозяйственном ведении, оперативном управлении или в аренде стационарные торговые объекты и складские помещения, а также контрольно-кассовую технику (далее - ККТ), если иное не установлено федеральным законом.
То, что обязательность применения ККТ предусмотрена лишь в случаях, если иное не установлено федеральным законом, косвенно подтверждается постановлением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.10.2013 N 18АП-10719/13.
Согласно п. 1 ст. 2 Федерального закона от 22.05.2003 N 54-ФЗ "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт" (далее - Закон N 54-ФЗ) контрольно-кассовая техника (ККТ) применяется в обязательном порядке всеми организациями и индивидуальными предпринимателями при осуществлении ими наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт в случаях продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг.
Пунктом 1 ст. 5 Закона N 54-ФЗ установлена обязанность продавца выдавать покупателям (клиентам) при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт в момент оплаты отпечатанные ККТ кассовые чеки.
В то же время на основании п. 2.1 ст. 2 Закона N 54-ФЗ организации и индивидуальные предприниматели, являющиеся налогоплательщиками ЕНВД, при осуществлении видов предпринимательской деятельности, установленных п. 2 ст. 346.26 НК РФ, и не подпадающие под действие п.п. 2 и 3 ст. 2 Закона N 54-ФЗ, могут осуществлять наличные денежные расчеты и (или) расчеты с использованием платежных карт без применения ККТ при условии выдачи по требованию покупателя (клиента) документа (товарного чека, квитанции или другого документа, подтверждающего прием денежных средств за соответствующий товар (работу, услугу)). Данное обстоятельство отмечено и в указанном в вопросе письме Минфина России от 10.08.2015 N 03-11-11/46052.
Таким образом, налогоплательщик ЕНВД вправе выбирать между применением ККТ при осуществлении наличных денежных расчетов и выдачей по требованию покупателей (клиентов) документа (товарного чека, квитанции или другого документа, подтверждающего прием денежных средств за соответствующий товар (работу, услугу)) (письмо ФНС России от 10.09.2012 N АС-4-2/14961@ (Вопрос 4)).
На этом основании ФНС России в письме от 17.08.2011 N АС-4-2/13461@ указала, что в случае осуществления наличных денежных расчетов с выдачей по требованию покупателей (клиентов) документов, подтверждающих прием денежных средств и содержащих обязательные реквизиты, предусмотренные п. 2.1 ст. 2 Закона N 54-ФЗ, налогоплательщики ЕНВД, осуществляющие розничную продажу пива и пивных напитков, вправе не применять ККТ.
Аналогичная позиция выражена в письмах Минфина России от 20.04.2015 N 03-01-15/22445, от 10.04.2015 N 03-01-15/20479 (письмом ФНС России от 23.04.2015 N ЕД-4-2/7021 доведено до территориальных налоговых органов, а также до сведения налогоплательщиков), от 10.04.2015 N 03-01-15/20476.
В то же время в п. 13 постановления Пленума ВАС РФ от 11.07.2014 N 47, рассматривая применение абзаца первого п. 6 ст. 16 Закона N 171-ФЗ, суд сделал вывод, что данная норма является специальной по отношению к положениям Закона N 54-ФЗ.
В свою очередь, в письме ФНС России от 05.11.2014 N АС-4-2/22638 было высказано мнение, что данный вывод применим и к абзацу третьему п. 6 ст. 16 Закона N 171-ФЗ, в соответствии с чем налогоплательщики ЕНВД при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт в случае розничной продажи в городских поселениях пива и пивных напитков, сидра, пуаре, медовухи, обязаны применять ККТ. Заметим, что указанное выше письмо ФНС России от 23.04.2015 N ЕД-4-2/7021 о доведении до территориальных органов письма Минфина России от 10.04.2015 N 03-01-15/20479, "разрешающего" налогоплательщикам ЕНВД при розничной продаже пива и пивных напитков, сидра, пуаре, медовухи, осуществляемой при оказании ими услуг общественного питания, осуществлять наличные денежные расчеты и (или) расчеты с использованием платежных карт без применения контрольно-кассовой техники при условии выдачи по требованию покупателя (клиента) документа (товарного чека, квитанции или другого документа, подтверждающего прием денежных средств за соответствующий товар (работу, услугу) (абзац последний письма)), является более поздним по отношению к приведенному письму от 05.11.2014 N АС-4-2/22638, руководствоваться которым, по нашему мнению, и должны налоговые органы в настоящее время.
При этом отметим, что исходя из дословной формулировки абзаца первого п. 13 постановления Пленума ВАС РФ от 11.07.2014 N 47 следует, что исходя из абзаца первого п. 6 ст. 16 Закона N 171-ФЗ "...организации и индивидуальные предприниматели, осуществляющие в установленном порядке розничную продажу алкогольной продукции в городских поселениях, должны иметь для таких целей в том числе контрольно-кассовую технику", поэтому в указанной сфере не подлежит применению, в частности, норма п. 2.1 ст. 2 Закона N 54-ФЗ (абзац третий п. 13). Трактовать применение нормы законов могут судьи.
Подход, аналогичный примененному специалистами ФНС в письме от 05.11.2014 N АС-4-2/22638, стали использовать и судьи (смотрите постановления Седьмого арбитражного апелляционного суда от 07.08.2015 N 07АП-5890/15, Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 04.08.2015 N 12АП-6057/15).
Учитывая вышесказанное, полагаем, что в рассматриваемой ситуации у индивидуального предпринимателя отсутствует обязанность в применении ККТ. Однако, учитывая мнение налогового ведомства, не исключено, что свою позицию индивидуальному предпринимателю придется отстаивать в суде. При этом суды могут принять сторону налогового органа.
Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
член Палаты налоговых консультантов Гусихин Дмитрий
Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
аудитор, член МоАП Горностаев Вячеслав
18 сентября 2015 г.
Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.