Новости и аналитика Правовые консультации Малый бизнес Работник представил для отчета в бухгалтерию организации билет в электронном виде. Нужно ли требовать, чтобы он представил вместе с билетом в электронном виде билет подлинный? Какой билет нужно предоставлять в бухгалтерию для отчета по командировке - электронный или подлинный билет?

Работник представил для отчета в бухгалтерию организации билет в электронном виде. Нужно ли требовать, чтобы он представил вместе с билетом в электронном виде билет подлинный? Какой билет нужно предоставлять в бухгалтерию для отчета по командировке - электронный или подлинный билет?

По данному вопросу мы придерживаемся следующей позиции:

Сформированной автоматизированной информационной системой оформления воздушных перевозок маршрут/квитанции с посадочным талоном, а также контрольного купона электронного проездного документа достаточно для подтверждения расходов, понесенных работником, направленным в командировку.

 

Обоснование позиции:

Согласно часть 1 ст. 9 Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете" (далее - Закон N 402-ФЗ) каждый факт хозяйственной жизни подлежит оформлению первичным учетным документом.

В бухгалтерском учете командировочные расходы признаются на дату утверждения авансового отчета *(1), который составляется работником в течение 3 рабочих дней по возвращении из командировки с приложением оправдательных документов, подтверждающих произведенные расходы (п. 26 Положения об особенностях направления работников в служебные командировки, утвержденного постановлением Правительства РФ от 13.10.2008 N 749).

В силу п. 2 ст. 786 ГК РФ билет является документом, удостоверяющим заключение договора перевозки пассажира и багажа.

На основании п. 3 ст. 105 Воздушного кодекса РФ (далее - ВК РФ) билет, багажная квитанция, иные документы, используемые при оказании услуг по воздушной перевозке пассажиров, могут быть оформлены в электронном виде (электронный перевозочный документ) с размещением информации об условиях договора воздушной перевозки в автоматизированной информационной системе оформления воздушных перевозок.

Формы билета, багажной квитанции, выписки из автоматизированной информационной системы оформления воздушных перевозок устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области транспорта (п. 4 ст. 105 ВК РФ).

Так, форма электронного пассажирского билета, применяемого на воздушном транспорте, утверждена приказом Минтранса России от 08.11.2006 N 134 (далее - Приказ N 134).

Из п. 1 Приложения к приказу Минтранса России от 08.11.2006 N 134 (далее - Приложение) следует, что электронный пассажирский билет и багажная квитанция в гражданской авиации представляют собой документ, используемый для удостоверения договора перевозки пассажира и багажа.

Маршрут/квитанция (выписка из автоматизированной информационной системы оформления воздушных перевозок), являющаяся неотъемлемой частью электронного билета, содержит, в частности, сведения о пассажире, наименование и (или) код перевозчика, номер рейса, дату и время его отправления, наименование аэропортов/пунктов отправления и назначения для каждого рейса, тариф, стоимость и т.п.

В п. 2 приказа Минтранса России от 08.11.2006 N 134 определено, что маршрут/квитанция электронного пассажирского билета является документом строгой отчетности и применяется для осуществления организациями и индивидуальными предпринимателями наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт без применения контрольно-кассовой техники.

При этом непосредственно факт перелета подтверждается посадочным талоном, выданным пассажиру (п. 84 приказа Минтранса России от 28.06.2007 N 82 "Об утверждении Федеральных авиационных правил "Общие правила воздушных перевозок пассажиров, багажа, грузов и требования к обслуживанию пассажиров, грузоотправителей, грузополучателей").

В соответствии со ст. 82 Федерального закона от 10.01.2003 N 18-ФЗ "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации" форма электронного проездного документа (билета) на железнодорожном транспорте утверждена приказом Минтранса России от 21.08.2012 N 322.

На основании п.п. 1, 2 Приложения к приказу Минтранса России от 21.08.2012 N 322 электронный проездной документ (билет) на железнодорожном транспорте используется для удостоверения договора перевозки пассажира. Электронный билет и контрольный купон (выписка из автоматизированной системы управления пассажирскими перевозками на железнодорожном транспорте) содержат в том числе обязательную информацию о номере поезда, железнодорожных станциях отправления и назначения, дате и времени отправления и прибытия поезда, сведения о пассажире, итоговой стоимость перевозки. Контрольный купон электронного проездного документа (билета) (выписка из автоматизированной системы управления пассажирскими перевозками на железнодорожном транспорте) является документом строгой отчетности и применяется для осуществления организациями и индивидуальными предпринимателями наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт без применения контрольно-кассовой техники (п. 2 приказа Минтранса России от 21.08.2012 N 322).

С учетом изложенного выше можно сделать вывод, что, по сути, маршрут/квитанция и контрольный купон электронного проездного документа дублируют информацию, содержащуюся в билетах на бумажном носителе.

Поэтому, на наш взгляд, данные документы, а также посадочный талон подтверждают произведенные работником, направленным в командировку, расходы.

К сожалению, разъяснениями, касающимися бухгалтерского учета, мы не располагаем. Вместе с тем работники уполномоченных органов в своих разъяснениях неоднократно отмечали, что указанных выше документов достаточно для признания расходов в целях налогообложения прибыли (смотрите, например, письма Минфина России от 25.08.2014 N 03-03-07/42273, от 26.03.2014 N 02-07-10/13424, от 04.02.2014 N 03-03-06/1/4391, от 14.01.2014 N 03-03-10/438). При этом, по мнению сотрудников Минфина России, в случае подтверждения расходов на приобретение железнодорожного и (или) авиабилета вышеуказанными документами дополнительных документов, подтверждающих оплату билета, не требуется.

Ответ подготовил:

Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ

аудитор, член МоАП Завьялов Кирилл

Ответ прошел контроль качества

29 октября 2014 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.

 


*(1) С 1 января 2013 года формы первичных учетных документов разрабатываются организацией самостоятельно с учетом положений ст. 9 Закона N 402-ФЗ. Однако для удобства можно использовать унифицированную форму N АО-1, утвержденную постановлением Госкомстата России от 01.08.2001 N 55.