Сотрудница обратилась в кадровую службу предприятия с просьбой выдать ей на руки оригинал трудовой книжки для внесения в неё исправлений, которые касаются перевода работника на другую работу. Правомерна ли просьба, должен ли работодатель её исполнить?
Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
Работодатель не обязан выдавать работнику оригинал трудовой книжки. На основании официального документа прежнего работодателя новый работодатель вправе самостоятельно внести исправления.
Обоснование вывода:
Трудовая книжка, согласно части первой ст. 65 ТК РФ, является одним из документов, который предъявляется работником работодателю при заключении трудового договора. Частью третьей ст. 66 ТК РФ на работодателя (за исключением работодателей - физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями) возложена обязанность ведения трудовых книжек на каждого работника, проработавшего у него свыше пяти дней, если работа у данного работодателя является для работника основной.
Правила ведения и хранения трудовых книжек, а также порядок изготовления бланков трудовых книжек и обеспечения ими работодателей установлен постановлением Правительства РФ от 16.04.2003 N 225 "О трудовых книжках" (далее - Правила). Согласно п. 45 Правил ответственность за организацию работы по ведению, хранению, учету и выдаче трудовых книжек и вкладышей в них возлагается на работодателя. Ответственность за ведение, хранение, учет и выдачу трудовых книжек несет специально уполномоченное лицо, назначаемое приказом (распоряжением) работодателя.
При этом в соответствии с пунктами 40-43 Правил все операции, связанные с движением трудовых книжек и вкладышей в них, записываются в книгу, форма которой утверждена постановлением Минтруда России от 10.10.2003 N 69. Как видно, указанная форма не предусматривает возможность внесения в нее сведений о выдаче работнику его трудовой книжки в период действия трудового договора. Из п. 41 Правил, части четвертой ст. 84.1 ТК РФ, а также п. 35 Правил следует, что выдача работнику трудовой книжки на руки уже после того, как в нее внесена запись о приеме на работу, может производиться лишь в связи с расторжением трудовых отношений с работодателем. Полагаем, что в ст. 62 ТК РФ не случайно предусмотрена лишь обязанность по выдаче выписки из трудовой книжки, заверенной надлежащим образом, которую работодатель должен оформить по письменному заявлению работника не позднее трех рабочих дней со дня подачи этого заявления.
Таким образом, ни Трудовой кодекс РФ, ни иные нормативные правовые акты, регулирующие порядок ведения и хранения трудовых книжек, не содержат норм, обязывающих работодателя выдавать работнику оригинал трудовой книжки в период действия трудовых отношений с ним, не определен и порядок выдачи работнику по его просьбе подлинника трудовой книжки в период действия трудового договора по соглашению сторон. Вместе с тем напомним, что в любом случае ответственность за сохранность трудовых книжек несет лицо, уполномоченное приказом работодателя на ведение, хранение, учет и выдачу трудовых книжек, а не сам работник. На это обратил внимание Роструд в письме от 18.03.2008 N 656-6-0.
Пункт 27 Правил определяет, что исправление неправильной или неточной записи в трудовую книжку производится по месту работы, где была внесена соответствующая запись, либо работодателем по новому месту работы на основании официального документа работодателя, допустившего ошибку. Работодатель обязан в этом случае оказать работнику при его обращении необходимую помощь.
Представляется, что толкование данной нормы должно осуществляться с учетом перечисленных нами ранее положений норм Правил и ТК РФ, устанавливающих обязанность работодателя по хранению трудовой книжки. Поскольку в данном случае неверная запись в трудовой книжке обнаружена в период действия трудового договора, заключенного не с работодателем, допустившим ошибку, а с новым работодателем, на которого теперь возложена обязанность по хранению трудовой книжки, внесение в нее исправлений должно осуществляться по новому месту работы. Новый работодатель обязан оказать необходимую помощь работнику в целях получения официальных документов от работодателя, допустившего ошибку. Такая помощь может состоять в оформлении запроса в адрес работодателя, допустившего ошибку, о предоставлении копии приказа (распоряжения) о переводе на другую работу, заверенной надлежащим образом.
Таким образом, в рассматриваемом случае работодатель не обязан выдавать работнику оригинал трудовой книжки. Данный вывод косвенно подтверждается судебной практикой (смотрите кассационное определение СК по гражданским делам Омского областного суда, решение Устиновского районного суда г. Ижевска от 26 марта 2012 г. по делу N 2-310-2012). Если же работодатель осуществит выдачу трудовой книжки работнику, то в случае ее утраты уполномоченное на хранение трудовых книжек лицо может быть привлечено к административной ответственности, установленной ст. 5.27 КоАП РФ.
Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Першина Елена
Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Комарова Виктория
12 декабря 2013 г.
Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.