Организация-работодатель занимается оказанием медицинских услуг. Помещение, в котором оказываются услуги, расположено на первом этаже многоквартирного дома и находится у работодателя в аренде. Работодателем на основании Федерального закона от 10.07.2001 N 87-ФЗ "Об ограничении курения табака" 20.10.2011 был издан приказ, определивший место для курения, которое находится у запасного эвакуационного выхода во дворе здания. Все сотрудники были ознакомлены с данным приказом. Приказ с того момента не изменялся. В ноябре 2013 года одна из сотрудниц была замечена курящей у главного входа организации (зафиксировано видеокамерой). У сотрудницы были в установленном порядке затребованы письменные объяснения по факту нарушения приказа работодателя. Вправе ли работодатель применить меры дисциплинарного взыскания к сотруднице, учитывая то, что Федеральный закон от 10.07.2001 N 87-ФЗ "Об ограничении курения табака", на основании которого издавался приказ, на сегодняшний день уже утратил силу? Вправе ли работодатель, применяя меры дисциплинарного взыскания, ссылаться на Федеральный закон от 23.02.2013 N 15-ФЗ "Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака"?
В соответствии со ст. 192 ТК РФ за совершение работником дисциплинарного проступка (то есть за неисполнение или ненадлежащее исполнение работником по его вине возложенных на него трудовых обязанностей) работодатель имеет право применить дисциплинарное взыскание.
Согласно ст. 21 ТК РФ работник в том числе обязан:
- добросовестно исполнять свои трудовые обязанности, возложенные на него трудовым договором;
- соблюдать правила внутреннего трудового распорядка;
- соблюдать трудовую дисциплину;
- соблюдать требования по охране труда и обеспечению безопасности труда.
Как указано в п. 35 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 17.03.2004 N 2 "О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации", при рассмотрении дел об оспаривании дисциплинарного взыскания следует учитывать, что под неисполнением работником без уважительных причин трудовых обязанностей понимается, в частности, нарушение требований законодательства, правил внутреннего трудового распорядка, должностных инструкций, положений, приказов работодателя, технических правил и т.п.
Согласно ч. 2 ст. 10 Федерального закона от 23.02.2013 N 15-ФЗ "Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака" (далее - Закон N 15-ФЗ) индивидуальные предприниматели и юридические лица обязаны соблюдать нормы законодательства в сфере охраны здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака и осуществлять контроль за соблюдением норм законодательства в сфере охраны здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака на территориях и в помещениях, используемых для осуществления своей деятельности. За нарушение законодательства в сфере охраны здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака устанавливается дисциплинарная, гражданско-правовая, административная ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации (ст. 23 Закона N 15-ФЗ).
В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 12 Закона N 15-ФЗ на территориях и в помещениях, предназначенных для оказания медицинских, реабилитационных и санаторно-курортных услуг, запрещается курение табака, за исключением случаев, установленных ч. 2 указанной статьи. Для обозначения территорий, зданий и объектов, где курение табака запрещено, соответственно, размещается знак о запрете курения (ч. 5 ст. 12 Закона N 15-ФЗ). Согласно ч. 2 ст. 12 Закона N 15-ФЗ на основании решения собственника имущества или иного лица, уполномоченного на то собственником имущества, допускается курение табака:
1) в специально выделенных местах на открытом воздухе или в изолированных помещениях, которые оборудованы системами вентиляции и организованы на судах, находящихся в дальнем плавании, при оказании услуг по перевозкам пассажиров;
2) в специально выделенных местах на открытом воздухе или в изолированных помещениях общего пользования многоквартирных домов, которые оборудованы системами вентиляции.
Лицо, не являющееся собственником имущества и не имеющего специального полномочия от собственника на организацию мест для курения, организовывать специально выделенные места для курения не вправе. Кроме того, в рассматриваемой ситуации курение производилось в любом случае за пределами такого специально отведенного места.
Тот факт, что локальные нормативные акты работодателя, запрещающие курение на территории организации, были изданы на основании ранее действовавшего законодательства об ограничении курения (Федерального закона от 10.07.2001 N 87-ФЗ "Об ограничении курения табака"), не препятствует привлечению работницы к ответственности, поскольку указанные нормы данных актов (по крайней мере - в части установления самого запрета на курение) не входят в противоречие с действующим законом и соответствуют ему (части первая и четвертая ст. 8 ТК РФ).
В то же время, если курение производилось хотя и поблизости от помещений и территории медицинской организации, но за их пределами (например, на тротуаре), работодатель не вправе привлекать работницу к ответственности, поскольку данная территория не находится под контролем работодателя, а действия работницы хоть и производятся в рабочее время, но не связаны с выполнением ею трудовой функции.
Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Мазухина Анна
Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Барсегян Артем
2 декабря 2013 г.
Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.