Организация была реорганизована в форме присоединения к другой организации и прекратила свою деятельность. Вместе с тем прекратившая деятельность организация до момента внесения записи в ЕГРЮЛ имела филиалы и иные обособленные подразделения.Несмотря на то что была внесена запись в ЕГРЮЛ о прекращении деятельности в результате реорганизации, налоговые инспекции по месту постановки на учет филиалов и обособленных подразделений автоматически не отразили в учете информацию о прекращении деятельности данных обособленных подразделений. Обязана ли налоговая инспекция, которая внесла запись в ЕГРЮЛ о прекращении деятельности юридического лица в результате реорганизации, передать информацию об этом другим налоговым инспекциям? Лежит ли на организации-правопреемнике обязанность подавать сообщение в налоговые инспекции о прекращении деятельности обособленных подразделений реорганизованной организации?
Организации подлежат постановке на учет в налоговых органах, в частности, по месту нахождения организации и по месту нахождения ее обособленных подразделений (п. 1 ст. 83 НК РФ).
Согласно п. 2 ст. 58 ГК РФ при присоединении юридического лица к другому юридическому лицу к последнему переходят права и обязанности присоединенного юридического лица в соответствии с передаточным актом. Реорганизация юридического лица в форме присоединения считается завершенной с момента внесения в Единый государственный реестр юридических лиц (ЕГРЮЛ) записи о прекращении деятельности последнего из присоединенных юридических лиц (п. 5 ст. 16 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей").
Ликвидация юридического лица влечет его прекращение без перехода прав и обязанностей в порядке правопреемства к другим лицам, за исключением случаев, предусмотренных федеральным законом (п. 1 ст. 61 ГК РФ).
На основании п. 5 ст. 84 НК РФ в случаях прекращения деятельности российской организации при ликвидации, в результате реорганизации, в иных случаях, установленных федеральными законами, снятие его с учета в налоговых органах по всем основаниям, предусмотренным НК РФ, осуществляется на основании сведений, содержащихся, соответственно, в ЕГРЮЛ. По смыслу этой нормы, с момента внесения в ЕГРЮЛ записи о прекращении деятельности присоединенной организации она подлежит снятию с учета не только в налоговом органе по месту ее нахождения, но и во всех иных налоговых органах, в которых она по каким-либо основаниям состояла на налоговом учете (в том числе и в налоговых органах по месту нахождения имевшихся у организации филиалов и иных обособленных подразделений). Иное означало бы возможность налогового учета ликвидированной организации, что не соответствует ни налоговому, ни гражданскому законодательству.
Более того, согласно положениям ст.ст. 83-84 НК РФ постановка на учет и снятие с учета организации по месту нахождения ее филиалов и иных обособленных подразделений во всех случаях осуществляются на основании сведений, содержащихся в ЕГРЮЛ, то есть в соответствии со сведениями, фиксируемыми в указанном реестре в ходе процедур государственной регистрации. Предусмотренная пп. 3.1 п. 2 ст. 23 НК РФ обязанность налогоплательщика сообщать в налоговый орган о закрытии филиала (обособленного подразделения), на наш взгляд, возникает только в случае принятия самостоятельного решения о прекращении деятельности через соответствующее подразделение. Если такая деятельность прекращается автоматически (например, в связи с ликвидацией организации), сообщать в налоговый орган о закрытии подразделения, на наш взгляд, не требуется. В любом случае отсутствие такого сообщения не препятствует снятию организации с налогового учета по месту нахождения ее филиала при изменении в ЕГРЮЛ соответствующих сведений. Снятие организации с налогового учета в этом случае, как следует из НК РФ, осуществляется налоговым органом самостоятельно, без участия налогоплательщика и исключительно на основании сведений, предоставляемых налоговым органом, осуществившим снятие организации с учета (п. 3.5 Порядка и условий присвоения, применения, а также изменения идентификационного номера налогоплательщика при постановке на учет, снятии с учета юридических и физических лиц, утвержденных приказом МНС России от 03.03.2004 N БГ-3-09/178, письмо ФНС России от 21.06.2011 N ПА-4-6/9802@).
Поэтому, если по каким-либо техническим причинам присоединенная организация не снята с налогового учета в налоговых органах, где она состояла на учете по месту нахождения ее обособленных подразделений (филиалов), указанные в вопросе действия налоговых органов не создают каких-либо обязанностей для организации-правопреемника.
К сведению:
Вместе с тем нельзя не указать на то обстоятельство, что положения налогового законодательства, не обязывая правопреемника присоединенной организации предпринимать какие-либо меры, направленные на снятие присоединенной организации с учета в налоговых органах по месту нахождения ее филиалов и иных подразделений, в то же время и не содержат норм, в соответствии с которыми при указанных в вопросе обстоятельствах постановка на учет организации-правопреемника по месту нахождения таких подразделений осуществляется "автоматически".
В связи с этим в случае, если деятельность по месту нахождения обособленных подразделений присоединенной организации будет продолжена уже организацией-правопреемником, последняя должна будет уведомить об этом налоговый орган по месту своего нахождения в порядке, предусмотренном пп. 3 п. 2 ст. 23 НК РФ.
Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Котыло Игорь
Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Александров Алексей
21 ноября 2013 г.
Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.