Работодатель установил видеокамеру в кабинете предрейсового и послерейсового медосмотра. Законны ли действия работодателя? Не нарушает ли работодатель при этом права работников? Не приводят ли его действия к разглашению врачебной тайны?
Согласно части второй ст. 212 Трудового кодекса РФ (далее - ТК РФ) на работодателя возлагается обязанность в случаях, предусмотренных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, организовывать проведение обязательных медицинских осмотров (обследований) работников. Так, обязанность отдельных работодателей проводить предрейсовые и послерейсовые осмотры водителей транспортных средств предусмотрена п.п. 1 и 4 ст. 20 Федерального закона от 10.12.1995 N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения".
Согласно ч. 1 ст. 46 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" (далее - Закон N 323-ФЗ) медицинский осмотр представляет собой комплекс медицинских вмешательств, направленных на выявление патологических состояний, заболеваний и факторов риска их развития. Предрейсовые медицинские осмотры проводятся в целях выявления признаков воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов, состояний и заболеваний, препятствующих выполнению трудовых обязанностей. Целью проведения послерейсовых медицинских осмотров является выявление признаков воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов рабочей среды и трудового процесса на состояние здоровья работников, острого профессионального заболевания или отравления, признаков алкогольного, наркотического или иного токсического опьянения (п.п. 4, 5 ч. 2 ст. 46 Закона N 323-ФЗ).
Законодательством не урегулированы основания и порядок применения работодателями систем видеонаблюдения при совершении каких-либо действий в рамках трудовых отношений, в том числе при проведении медицинских осмотров работников. Тем не менее считаем необходимым обратить внимание на следующее. В силу п. 1 ст. 3 Федерального закона от 27.07.2006 N 152-ФЗ "О персональных данных" (далее - Закон N 152-ФЗ) любая информация, относящаяся к прямо или косвенно определенному или определяемому физическому лицу, признается персональными данными этого лица (субъекта персональных данных). При обработке персональных данных (которая включает, в частности, сбор, запись, систематизацию, накопление, хранение, извлечение, использование, передачу (распространение, предоставление, доступ и иные действия (операция) или совокупность действий (операций) с персональными данными - п. 3 ст. 3 Закона N 152-ФЗ) работодатель должен соблюдать требования ТК РФ и Закона N 152-ФЗ.
Так, п. 1 ст. 86 ТК РФ предусматривает, что обработка персональных данных работника может осуществляться исключительно в целях обеспечения соблюдения законов и иных нормативных правовых актов, содействия работникам в трудоустройстве, получении образования и продвижении по службе, обеспечения личной безопасности работников, контроля количества и качества выполняемой работы и обеспечения сохранности имущества. Согласно п. 2 той же статьи при определении объема и содержания обрабатываемых персональных данных работника работодатель должен руководствоваться Конституцией РФ, ТК РФ и иными федеральными законами. Из п. 4 ст. 86 ТК РФ следует, что работодатель вправе получать и обрабатывать сведения о состоянии здоровья работника (относящиеся к специальным категориям персональных данных в силу ч. 1 ст. 10 Закона N 152-ФЗ) только в случаях, предусмотренных ТК РФ и другими федеральными законами.
Случаи обработки персональных данных, которая может осуществляться без согласия их субъекта (работника), перечислены в п.п. 2-11 ч. 1 ст. 6 и п.п. 2-9 ч. 2 ст. 10 Закона N 152-ФЗ. Так, п. 2.3 ч. 2 ст. 10 Закона N 152-ФЗ обуславливает возможность обработки персональных данных без согласия их субъекта соответствием такой обработки трудовому законодательству. А п. 4 ч. 2 ст. 10 Закона N 152-ФЗ указывает на допустимость обработки специальных категорий персональных данных в случае, если она осуществляется в медико-профилактических целях, в целях установления медицинского диагноза, оказания медицинских и медико-социальных услуг при условии, что обработка персональных данных осуществляется лицом, профессионально занимающимся медицинской деятельностью и обязанным в соответствии с законодательством РФ сохранять врачебную тайну.
Как следует из вопроса, основание обработки персональных данных, предусмотренное п. 4 ч. 2 ст. 10 Закона N 152-ФЗ, имеет отношение и к рассматриваемой ситуации, поскольку медицинские осмотры проводятся силами штатных специалистов работодателя, на которого вследствие этого распространяется обязанность по неразглашению сведений, составляющих врачебную тайну (ст. 13 Закона N 323-ФЗ). При этом, на наш взгляд, организованная работодателем видеозапись предрейсового или послерейсового медицинского осмотра водителей, поскольку он осуществляется силами самого работодателя, сама по себе к разглашению врачебной тайны не приводит. Кроме того, действия (операции), совершаемые с персональными данными, определяются оператором, осуществляющим их обработку (п. 2 ст. 3 Закона N 152-ФЗ), а прямого запрета на обработку персональных данных с использованием видеозаписи законодательство не содержит.
Однако следует учитывать, что одним из принципов обработки персональных данных является ограничение их обработки достижением конкретных, заранее определенных и законных целей и недопустимость обработки персональных данных, несовместимой с целями их сбора. Содержание и объем обрабатываемых персональных данных должны соответствовать заявленным целям обработки. Обрабатываемые персональные данные не должны быть избыточными по отношению к заявленным целям их обработки (ч.ч. 2, 5 ст. 5 Закона N 152-ФЗ).
Поэтому, с нашей точки зрения, вопрос о правомерности видеозаписи в месте проведения медицинского осмотра водителей необходимо решать с учетом целей такой видеозаписи, объема и направлений дальнейшего использования полученных таким способом сведений. Применение систем видеонаблюдения при проведении медицинских осмотров водителей должно быть непосредственно связано с выявлением факторов, препятствующих выполнению водителями своей трудовой функции как целью организации проведения таких осмотров, и предусмотрено локальными нормативным актом, с которым работников следует ознакомить под роспись (п. 8 ст. 86 ТК РФ). Содержание и объем полученных таким способом персональных данных не должны выходить за пределы того содержания и объема, который необходим для целей обработки этих персональных данных, предусмотренных п.п. 4 и 5 ч. 2 ст. 46 Закона N 323-ФЗ.
Безусловно, приведенные критерии имеют оценочный характер и в каждой конкретной ситуации должны рассматриваться индивидуально. Если обстоятельства той или иной ситуации позволят прийти к выводу о том, что сведения о работниках, о состоянии их здоровья, получаемые с использованием средств видеозаписи, избыточны по отношению к целям обработки персональных данных (выявлению факторов, влияющих на способность водителей транспортных средств к осуществлению трудовой деятельности), обработка персональных данных таким способом не может осуществляться без письменного согласия работников (п. 1 ч. 2 ст. 10 Закона N 152-ФЗ).
Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Ерин Павел
Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Сутулин Павел
6 ноября 2013 г.
Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.