ИП применяет УСН (объект обложения "доходы"), занимается деревообработкой. Какие виды отчетов по списанию материалов должен составлять индивидуальный предприниматель? Нужны ли для целей исчисления налоговой базы и для целей бухгалтерского учета первичные документы по списанию материалов?
Налогоплательщики, применяющие УСН и выбравшие в качестве объекта налогообложения доходы, уменьшенные на величину расходов, при определении объекта налогообложения могут уменьшать полученные доходы на материальные расходы (пп. 5 п. 1 ст. 346.16 НК РФ). Такие расходы принимаются при условии их соответствия критериям, указанным в п. 1 ст. 252 НК РФ (экономическая обоснованность и документальное подтверждение), и в порядке, предусмотренном ст. 254 НК РФ для исчисления налога на прибыль организаций (п. 2 ст. 346.16 НК РФ). Перечень расходов, которые относятся к материальным, установлен в ст. 254 НК РФ.
Согласно пп. 1 п. 2 ст. 346.17 НК РФ материальные расходы (в том числе расходы по приобретению сырья и материалов) учитываются в момент погашения задолженности перед их поставщиком путем списания денег с расчетного счета, выплаты из кассы или иным способом (кассовый метод).
Таким образом, расходы по приобретению материалов признаются после их оплаты и оприходования на склад независимо от даты их списания в производство (письма Минфина России от 07.12.2012 N 03-11-11/366, от 06.12.2011 N 03-11-11/305, от 27.10.2010 N 03-11-11/284, от 23.01.2009 N 03-11-06/2/4, УФНС России по г. Москве от 26.08.2011 N 20-14/2/083177@, от 30.01.2009 N 19-12/007413@).
В рассматриваемом случае индивидуальный предприниматель при применении УСН, в соответствии с п. 1 ст. 346.14 НК РФ, объектом налогообложения признает доходы.
Налогоплательщики, выбравшие в качестве объекта налогообложения доходы (п. 1 ст. 346.14 НК РФ), никакие произведенные расходы при исчислении налога, уплачиваемого при применении УСН, не учитывают. Например, в письме УФНС России по г. Москве от 15.05.2008 N 28-11/046605 сообщено, что если организация применяет упрощенную систему с объектом налогообложения "доходы", то расходы при осуществлении налогового учета в Книге учета доходов и расходов организаций и индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения (действует в настоящее время в редакции приказа Минфина России от 22.10.2012 N 135н), не отражаются. Расходы учитываются только теми налогоплательщиками, которые выбрали в качестве объекта налогообложения доходы, уменьшенные на величину расходов. Сказанное относится и к индивидуальным предпринимателям.
О том, что в случае применения УСН с объектом налогообложения "доходы" при определении налоговой базы расходы не учитываются, подтверждено также в письмах Минфина России от 25.07.2012 N 03-11-06/2/95, от 18.07.2012 N 03-11-06/2/89, от 15.03.2012 N 03-11-11/86.
Управление МНС по г. Москве в письме от 28.02.2003 N 26-12/12085 сообщало, что согласно ст. 346.24 НК РФ налогоплательщики обязаны вести учет доходов и расходов для целей исчисления налоговой базы по налогу в Книге учета доходов и расходов организаций и индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения. На этом основании в Книге учета доходов и расходов налогоплательщик отражает только те доходы и расходы, которые участвуют в формировании облагаемой базы для исчисления налога.
Согласно п. 1 ст. 346.18 НК РФ в случае, если объектом налогообложения являются доходы организации или индивидуального предпринимателя, налоговой базой признается денежное выражение доходов. То есть при применении УСН с объектом налогообложения "доходы" налог уплачивается со всей суммы дохода (п. 1 ст. 346.18 НК РФ). Понесенные расходы в таком случае не учитываются при расчете налоговой базы, и подтверждать их налогоплательщик не обязан.
Согласно п. 2.5 раздела Порядка заполнения действующей с 2013 года Книги учета доходов и расходов организаций и индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения (утвержденной приказом Минфина России от 22.10.2012 N 135н), графа 5 в обязательном порядке заполняется налогоплательщиком, применяющим УСН с объектом налогообложения в виде доходов, уменьшенных на величину расходов.
Налогоплательщик, применяющий УСН с объектом налогообложения в виде доходов, в графе 5 в обязательном порядке отражает:
- фактически осуществленные расходы, предусмотренные условиями получения выплат на содействие самозанятости безработных граждан и стимулирование создания безработными гражданами, открывшими собственное дело, дополнительных рабочих мест для трудоустройства безработных граждан за счет средств бюджетов бюджетной системы РФ в соответствии с программами, утверждаемыми соответствующими органами государственной власти;
- фактически осуществленные расходы за счет средств финансовой поддержки в виде субсидий, полученных в соответствии с Федеральным законом от 24.07.2007 N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации".
Налогоплательщик, применяющий УСН с объектом налогообложения в виде доходов вправе также по своему усмотрению отражать в графе 5 иные расходы, связанные с получением доходов, налогообложение которых осуществляется в соответствии с УСН.
Отметим, что и п. 2.5 Порядка заполнения ранее действующей Книги учета доходов и расходов (утвержденной приказом Минфина России от 31.12.2008 N 154н) обязанность заполнения графы 5 была предусмотрена только для налогоплательщиков, применяющих УСН с объектом налогообложения в виде доходов, уменьшенных на величину расходов. В случае же применения объекта налогообложения "доходы" заполнение графы 5 было названо правом и также отдавалось на усмотрение налогоплательщику.
Таким образом, расходы индивидуального предпринимателя на УСН, выбравшего объект налогообложения "доходы", не участвуют в формировании налоговой базы. Поэтому расходы на приобретение материалов для целей налогообложения индивидуальным предпринимателем не учитываются. Соответственно, ИП не отражает такие затраты в Книге учета доходов и расходов, а значит, вправе не составлять документы по оприходованию и списанию материалов. Документальное подтверждение понесенных расходов в данном случае в целях налогообложения не требуется (смотрите также письмо УФНС по г. Москве от 14.09.2005 N 18-11/3/65448).
По сути, для целей исчисления налоговой базы в период применения УСН с объектом налогообложения "доходы" первичные документы по приобретению товаров индивидуальному предпринимателю не нужны. В то же время в случае утраты ИП права на применение УСН такие документы могут понадобиться, поэтому их целесообразно хранить.
На основании пп. 1 п. 2 ст. 6 Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете" (далее - Закон N 402-ФЗ) бухгалтерский учет могут не вести индивидуальные предприниматели в случае, если в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах они ведут учет доходов или доходов и расходов и (или) иных объектов налогообложения в порядке, установленном указанным законодательством.
Минфин России в письмах от 05.09.2012 N 03-11-11/267, от 23.10.2012 N 03-11-11/324, от 17.08.2012 N 03-11-11/249, от 08.08.2012 N 03-11-11/233 также указывает, что индивидуальные предприниматели освобождаются от обязанности ведения бухгалтерского учета в соответствии с Законом N 402-ФЗ.
Следовательно, и в целях бухгалтерского учета первичные документы по списанию материалов предприниматель составлять не обязан.
К сведению:
В общем случае документальное оформление списание материалов в производство может оформляться в следующем порядке.
Учет материалов ведется в соответствии с Положением по бухгалтерскому учету "Учет материально-производственных запасов" ПБУ 5/01. Порядок учета отпуска материально-производственных запасов на производство и другие цели и контроля за их использованием установлен в п.п. 90-118 Методических указаний по бухгалтерскому учету материально-производственных запасов, утвержденными приказом Минфина РФ от 28.12.2001 N 119н (далее - Методические указания).
Под отпуском материально-производственных запасов на производство понимается их выдача со склада (кладовой) непосредственно для изготовления продукции (выполнения работ, оказания услуг). Отпуск материалов на склады (в кладовые) подразделений и на площадки строительства рассматривается как внутреннее перемещение (п. 90 Методических указаний).
Отметим, что с момента вступления в силу Закона N 402-ФЗ, а именно с 01.01.2013 все первичные учетные документы, за исключением предусмотренных для организаций государственного сектора, составляются по формам, утвержденным руководителем экономического субъекта. При этом они должны содержать реквизиты, предусмотренные ч. 2 ст. 9 Закона N 402-ФЗ (смотрите в связи с этим информацию Минфина России от 04.12.2012 N ПЗ-10/2012 "О вступлении в силу с 1 января 2013 г. Федерального закона от 6 декабря 2011 г. N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете" (ПЗ-10/2012)")).
Если индивидуальный предприниматель примет решение о составлении документов о списании материалов, он вправе утвердить формы первичных документов, которыми будут оформляться факты хозяйственной жизни или воспользоваться унифицированными формами. Эти формы могут быть утверждены предпринимателем как дополнение к учетной политике или иному распорядительному документу ИП.
В соответствии с п. 100 Методических указаний отпуск сырья (материалов), которые были использованы при изготовлении МПЗ, оформляется документами:
- лимитно-заборной картой (может быть разработана на основе формы N М-8);
- требованием-накладной (может быть разработано на основе формы N М-11);
- накладной (может быть разработана на основе формы N М-15).
Образцы указанных форм утверждены постановлением Госкомстата России от 30.10.97 N 71а.
На фактически израсходованные в производстве материалы подразделение получатель материалов составляет акт расхода, в котором указываются наименование, количество, учетная цена и сумма по каждому наименованию, номер (шифр) и (или) наименование заказа (изделия, продукции), для изготовления которого они израсходованы, либо номер (шифр) и (или) наименование затрат, количество и сумма по нормам расхода, количество и сумма расхода сверх норм и их причины; в необходимых случаях указываются количество изготовленной продукции либо объемы выполненных работ (п. 98 Методических указаний). На основании такого акта производится списание материалов и отнесение их стоимости на затраты.
Если предприниматель сам изготавливает материалы, то поступление материалов, изготовленных собственными силами, может оформляться приходным ордером формы N М-4, на основании которого заводят карточку учета материалов (форма N М-17).
В рассматриваемой ситуации, на наш взгляд, индивидуальный предприниматель при списании приобретенных материалов может применить указанные формы или разработанные на их основе. Помимо этого, предприниматель может дополнительно использовать и самостоятельно разработанные формы первичной учетной документации - акты на списание материалов в производство, акт расхода, материальные отчеты и т.д. Такие документы должны содержать реквизиты, предусмотренные ч. 2 ст. 9 Закона N 402-ФЗ.
Рекомендуем ознакомиться с материалами:
- Энциклопедия решений. Учет отпуска материалов в производство;
- Энциклопедия решений. Учет материалов при УСН.
Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Подволокина Ольга
Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
аудитор, член МоАП Мельникова Елена
26 июня 2013 г.
Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.