Должны ли совпадать место нахождения юридического лица ("юридический" адрес) и "почтовый" адрес?
Гражданское законодательство не содержит понятий "юридический...", "почтовый..." и "фактический адрес", в нем говорится только о месте нахождения организации. Место нахождения юридического лица определяется местом его государственной регистрации (ст. 54 ГК РФ) и должно быть указано в его учредительных документах (п. 2 ст. 52, п. 3 ст. 54 ГК РФ). На практике под "юридическим адресом" подразумевают именно адрес места нахождения организации, указанный в учредительных документах, под "фактическим/почтовым адресом" - адрес места осуществления организацией (ее органами управления) повседневной деятельности.
В соответствии с п. 2 ст. 54 ГК РФ и п. 2 ст. 8 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (далее - Закон N 129-ФЗ) государственная регистрация юридического лица осуществляется по месту нахождения его постоянно действующего исполнительного органа (в ООО, например, - генеральный директор, директор, президент и другие (ст. 40 Федерального закона от 08.02.1998 N 14-ФЗ "Об обществах с ограниченной ответственностью")), а в случае отсутствия постоянно действующего исполнительного органа - иного органа или лица, имеющего право действовать от имени юридического лица без доверенности.
Подпункт "в" п. 1 ст. 5 Закона N 129-ФЗ уточняет, что этот адрес места нахождения также рассматривается законом в качестве адреса, "по которому осуществляется связь с юридическим лицом". Он относится к сведениям о юридическом лице, которые содержатся в Едином государственном реестре юридических лиц (далее - ЕГРЮЛ). Внесение изменений о месте нахождения организации в ЕГРЮЛ производится на основании документов, представленных организацией в соответствии со ст. 17 Закона N 129-ФЗ.
Таким образом, фактически с точки зрения законодательства, "юридический..." и "фактический/почтовый адрес" организации должны совпадать в адресе места нахождения юридического лица. Несовпадение фактического места нахождения организации с местом нахождения, указанным в учредительных документах и, соответственно, включенным в ЕГРЮЛ, не соответствует закону.
Если сведения о месте нахождения организации (ее исполнительного органа), представленные в орган, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц, были указаны неверно при ее создании (или реорганизации), организация может быть привлечена к административной ответственности за представление в орган, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц, недостоверных сведений (ч. 3 ст. 14.25 КоАП РФ), а если будет доказано умышленное искажение этих сведений - за представление документов, содержащих заведомо ложные сведения (ч. 4 ст. 14.25 КоАП РФ). Согласно позиции ФНС РФ, отраженной в письме от 13.09.2005 N ЧД-6-09/761@ "О применении дисквалификации в качестве санкции за нарушение законодательства о государственной регистрации", под недостоверными сведениями понимается неумышленное наличие неточностей, искажений в содержании представленных для государственной регистрации документов. Напротив, термин "заведомо ложные" означает однозначную осведомленность о ложности, недостоверности представляемых в регистрирующий орган сведений, например, при представлении сведений об адресе места нахождения юридического лица (фактическое отсутствие юридического лица по месту нахождения, указанному в заявлении при государственной регистрации).
В то же время какой-либо специальной нормы, устанавливающей ответственность за перемещение организации в другое место нахождения после регистрации ее образования (реорганизации), законодательство не содержит.
Налоговые органы, обнаруживающие отсутствие организации по месту нахождения, указанному в учредительных документах и, соответственно, ЕГРЮЛ, например, в результате выездов или неполучения юридическим лицом почтовой корреспонденции по этому адресу, пытаются привлекать должностных лиц организаций по той же ст. 14.25 КоАП РФ (смотрите, например, Обзор по вопросу применения дисквалификации в качестве санкции за нарушение законодательства о государственной регистрации, приложение к письму ФНС от 13.09.2005 N ЧД-6-09/761@, постановление заместителя председателя Челябинского областного суда от 02.09.2008 (надзорное производство N 4-а-793)). Однако из п. 2 ст. 8, п. 1 ст. 13 Закона N 129-ФЗ следует, что закон исходит из того, что местом нахождения юридического лица признается именно адрес, указанный в учредительных документах, достоверность сведений в котором предполагается. Следовательно, фактическое перемещение постоянно действующего исполнительного органа или иного лица, имеющего право действовать без доверенности и указанного в учредительных документах, изменением места нахождения, с точки зрения закона, не считается, изменением места нахождения общества считается изменение указания на таковое в учредительных документах. А изменения в устав общества о месте его нахождения приобретают силу для третьих лиц с момента их государственной регистрации (п. 3 ст. 52 ГК РФ, п. 4 ст. 12 Закона N 14-ФЗ), то есть с момента внесения регистрирующим органом соответствующей записи в государственный реестр (п. 2 ст. 11 Закона N 129-ФЗ). При этом срок для представления документов, связанных с внесением изменений в учредительные документы, законом не установлен (п. 5 ст. 5, глава VI Закона N 129-ФЗ).
Исходя из этого, на наш взгляд, организация фактически не может быть привлечена к административной ответственности за непредставление или несвоевременное представление сведений об изменении места нахождения в орган, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц (ч. 3 ст. 14.25 КоАП РФ).
Существует риск предъявления и иных претензий со стороны налоговых органов в случае выявления отсутствия организации по адресу, указанному в учредительных документах. В ряде случаев налоговые органы пытались в судебном порядке ликвидировать организации на основании ст. 61 ГК РФ по причине грубого нарушения законодательства при их регистрации (постановления ФАС Западно-Сибирского округа от 17.07.2007 N Ф04-4814/2007(36344-А03-40), ФАС Уральского округа от 26.02.2007 N Ф09-1166/07-С4, ФАС Северо-Западного округа от 15.09.2006 N А56-22440/2005), а также на основании п. 2 ст. 25 Закона N 129-ФЗ по причине грубых нарушений законов или иных нормативных правовых актов (постановления ФАС Московского округа от 07.05.2010 N КГ-А41/4353-10 по делу N А41-25378/09, ФАС Волго-Вятского округа от 11.01.2010 по делу N А43-21631/2009). Однако, как правило, суды вставали на сторону организаций, указывая, что эти нарушения не являются неустранимыми.
Кроме того, необходимо учитывать, что, с точки зрения действующего законодательства, любое место, по которому организация оборудует стационарные рабочие места, то есть рабочие места на срок более месяца, вне места своего нахождения (в том числе, например, рабочее место единоличного исполнительного органа) признается обособленным подразделением (ст. 11 НК РФ). А в соответствии с п. 1 ст. 83 НК РФ в целях проведения налогового контроля организации подлежат постановке на учет в налоговых органах как по месту ее нахождения, так и по месту нахождения всех ее обособленных подразделений.
В настоящее время организации не обязаны предоставлять заявление о постановке на налоговый учет по месту нахождения обособленного подразделения, такая постановка на учет осуществляется теперь самим налоговым органом на основании сведений, сообщенных налогоплательщиком в порядке, установленном пп. 3 п. 2 ст. 23 НК РФ. Таким образом, за несообщение сведений о создании обособленного подразделения организация, на наш взгляд, не может быть привлечена к ответственности по ст. 116 НК РФ и ст. 15.3 КоАП РФ. Это подтверждается и судебной практикой (смотрите, например, постановление Третьего арбитражного апелляционного суда от 26.07.2011 по делу N А33-1854/2011).
Однако согласно пп. 3 п. 2 ст. 23 НК РФ налогоплательщик обязан сообщать в налоговый орган по месту своего нахождения сведения обо всех обособленных подразделениях в течение одного месяца со дня создания обособленного подразделения. Постановка на учет в налоговых органах организации по месту нахождения ее обособленных подразделений (за исключением филиала, представительства) осуществляется налоговыми органами на основании представленных организацией указанных сведений в течение 5 дней со дня их получения (п. 4 ст. 83, п. 2 ст. 84 НК РФ). В связи с несообщением сведений о создании обособленного подразделения организация может быть привлечена к налоговой ответственности за непредставление налоговому органу сведений, необходимых для осуществления налогового контроля (ст. 126 НК РФ), а также к административной ответственности за то же нарушение на основании ст. 15.6 КоАП РФ.
Во избежание возможных претензий со стороны налоговых органов рекомендуем внести соответствующие изменения в устав в части сведений о месте нахождения организации в соответствии с п.п. 2, 4 ст. 12 Закона N 14-ФЗ. Для этого в регистрирующий орган представляется заявление по форме Р13001, утвержденной постановлением Правительства РФ от 19.06.2002 N 439, и документы, перечисленные п. 1 ст. 17 Закона N 129-ФЗ. На основании этого заявления будут внесены изменения в ЕГРЮЛ, касающиеся адреса юридического лица. Дополнительных обязанностей организации, связанных с постановкой на налоговый учет по новому месту нахождения организации, законодательством не предусмотрено. В соответствии с п. 4 ст. 84 НК РФ, если организация изменила место нахождения, снятие ее с учета осуществляется налоговым органом, в котором она состояла на учете, на основании сведений, содержащихся в едином реестре юридических лиц. Постановка на учет налогоплательщика в налоговом органе по новому месту нахождения осуществляется на основании документов, полученных от налогового органа по прежнему месту нахождения.
Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Мазухина Анна
Ответ прошел контроль качества
20 июня 2013 г.
Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.