В ОАО работают иностранные работники, имеющие разрешение на работу. Планируется отправить их в командировку в другой субъект РФ. Какие временные ограничения командировки существуют в данной ситуации и какие документы необходимо оформить?
Поездка работника, направляемого в командировку по распоряжению работодателя в обособленное подразделение командирующей организации (представительство, филиал), находящееся вне места постоянной работы, также признается командировкой (п. 3 Положения, утвержденного постановлением Правительства РФ от 13 октября 2008 г. N 749).
Право осуществлять трудовую деятельность при наличии разрешения на работу установлено для иностранных граждан, временно пребывающих в РФ (п. 4 ст. 13 Федерального закона от 25 июля 2002 г. N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации", далее - Закон N 115-ФЗ).
По общему правилу временно пребывающий в РФ иностранный гражданин не вправе осуществлять трудовую деятельность вне пределов субъекта РФ, на территории которого ему выдано разрешение на работу (п. 4.2 ст. 13 Закон N 115-ФЗ).
Случаи, когда такой иностранный гражданин вправе осуществлять трудовую деятельность на территории другого субъекта РФ, установлены на основании п. 6 ст. 13 Закона N 115-ФЗ в приложении к приказу Минздравсоцразвития РФ от 28 июля 2010 г. N 564н (далее - Приказ N 564н). Необходимо учитывать, что такое право установлено в отношении ограниченного перечня профессий и должностей.
Предельная продолжительность трудовой деятельности иностранного гражданина вне пределов субъекта Российской Федерации, на территории которого ему выдано разрешение на работу, при направлении в служебную командировку для иностранных граждан, временно пребывающих в РФ, составляет 10 календарных дней в течение всего периода действия разрешения на работу (п. "а" п. 1 Приказа N 564н). Исключение установлено для иностранных граждан, являющихся высококвалифицированными специалистами: 30 календарных дней ежегодно в течение периода действия разрешения на работу (п. 3 Приказа N 564н).*(1)
При этом временно пребывающий иностранный гражданин должен быть поставлен на миграционный учет по месту командирования.
Постановка иностранных граждан на учет по месту пребывания осуществляется при получении органом миграционного учета уведомлений об их прибытии в место пребывания, представляемых в соответствии со ст. 22 Федерального закона от 18 июля 2006 г. N 109-ФЗ "О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации", далее - Закон N 109-ФЗ. Более подробно порядок постановки иностранных граждан на миграционный учет изложен в Правилах осуществления миграционного учета иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства РФ от 15 января 2007 г. N 9 (далее - Правила).
По общему правилу уведомление о прибытии иностранного гражданина в место пребывания представляет в орган миграционного учета (непосредственно или почтовым отправлением) принимающая сторона. Под принимающей стороной в п. 7 ч. 1 ст. 2 Закона N 109-ФЗ понимаются физические и юридические лица, у которых иностранный гражданин фактически проживает или осуществляет трудовую деятельность (находится). Случаи, когда такое уведомление представляет сам иностранный гражданин, исчерпывающим образом перечислены в ч. 3, 3.1 и 4 ст. 22 Закона N 109-ФЗ.
Согласно п. 2 ч. 3 ст. 20 Закона N 109-ФЗ, п. 20 Правил принимающая сторона обязана представить в орган миграционного учета уведомление о прибытии иностранного гражданина в место пребывания в срок не позднее семи рабочих дней со дня прибытия временно пребывающего в РФ иностранного гражданина в место пребывания. Поэтому, если принимающей стороной в данном случае является работодатель и срок командировки работника превышает семь рабочих дней, работодатель должен поставить его на миграционный учет в новом месте пребывания, то есть в месте его командирования. Форма соответствующего уведомления утверждена приказом Федеральной миграционной службы от 23.09.2010 N 287. Сведения, которые должны быть указаны в уведомлении, установлены в п.п. 23, 24 Правил. Принимающая сторона свое согласие на временное нахождение у нее иностранного гражданина должна выразить подписью на оборотной стороне уведомления о прибытии, которая должна быть скреплена печатью указанной организации (п. 25 Правил). Для заполнения бланка уведомления о прибытии иностранный гражданин в силу п. 26 Правил должен предъявить документ, удостоверяющий личность иностранного гражданина и миграционную карту, а также отрывную часть уведомления о прибытии по прежнему месту пребывания в РФ.
Если в данном случае принимающей стороной будет являться гостиница или другая подобная организация, в которой работник в период командировки будет фактически проживать, обязанность по уведомлению территориального органа Федеральной миграционной службы о прибытии иностранного гражданина в место пребывания возлагается на администрацию гостиницы (п. 3 ч. 3 ст. 20 Закона N 109-ФЗ, п. 20 Правил). По смыслу п.п. 20, 26 Правил для этого временно пребывающий в Российской Федерации иностранный гражданин должен заполнить бланк уведомления о прибытии и подать данное уведомление в администрацию гостиницы, предъявив при этом документ, удостоверяющий личность иностранного гражданина и миграционную карту, а также отрывную часть уведомления о прибытии по прежнему месту пребывания в РФ. Согласно п. 33 Правил администрация гостиницы, принявшая от иностранного гражданина уведомление о прибытии, проверяет точность изложенных в нем сведений и наличие необходимых документов, после чего незамедлительно проставляет отметку о приеме уведомления в бланк уведомления о прибытии, отрывная часть которого возвращается иностранному гражданину.
Исключение из указанных правил установлено для высококвалифицированных специалистов. Указанные иностранные граждане, в установленном порядке поставленные на учет по месту пребывания в РФ, в случае их передвижения по территории РФ и при прибытии в новое место пребывания на срок, не превышающий 30 дней, освобождаются от обязанности выполнения действий, необходимых для их постановки на учет по новому месту пребывания. После же истечения такого тридцатидневного срока указанные иностранные граждане обязаны выполнить действия, необходимые для их постановки на учет по новому месту пребывания, в срок, не превышающий семи рабочих дней (ч. 4.1 ст. 20 Закона N 109-ФЗ).
Обязанность по снятию гражданина с учета лежит на органе миграционного учета. Снятие с учета осуществляется после получения в установленном порядке сведений о постановке данного иностранного гражданина на учет по новому месту пребывания (ч. 2 ст. 23 Закона N 109-ФЗ). Однако при убытии иностранного гражданина из гостиницы или из иной организации, оказывающей гостиничные услуги, на администрациях указанных организаций лежит обязанность не позднее двенадцати часов дня, следующего за днем убытия данного иностранного гражданина, в установленном порядке уведомить об этом орган миграционного учета (ч. 3 ст. 23 Закона N 109-ФЗ).
По возвращении из командировки работник вновь подлежит постановке на миграционный учет по месту пребывания (месту, откуда он ранее был командирован).
Дополнительно отметим, что при направлении иностранного работника в командировку оформляются те же документы, что и для граждан РФ: служебное задание (форма N Т-10а), приказ о направлении в командировку (форма N Т-9 или Т-9а), командировочное удостоверение (форма N Т-10). По возвращении из командировки в течение трех рабочих дней работник представляет работодателю авансовый отчет (форма N АО-1) и отчет о выполненной работе (форма N Т-10а) (п. 26 Положения, утвержденного постановлением Правительства РФ от 13 октября 2008 г. N 749 "Об особенностях направления работников в служебные командировки").
Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Бахтина Анастасия
Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Комарова Виктория
21 мая 2013 г.
*(1) Критерии признания иностранного гражданина высококвалифицированным специалистом установлены ст. 13.2 Закона N 115-ФЗ.