Организация осуществляет розничную торговлю пивом через объект стационарной торговой сети (магазин) в г. Мурманске. Примерно в 80-ти метрах от магазина недавно построили центр детского творчества. Каковы основные изменения в розничной торговле пивом, вступающие в силу с 1 января 2013 г.? Можно ли будет торговать пивом в потребительской таре объемом более 330 миллилитров? Возможны ли ограничения по торговле алкогольной продукции вблизи объекта детской организации?
Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
С 1 января 2013 г. торговля пивом в потребительской таре объемом более 330 миллилитров с соблюдением всех требований Закона N 171-ФЗ не запрещается.
Вероятность ограничения торговли алкогольной продукцией в магазине существует, поскольку может быть расценена местной администрацией муниципального образования как торговля на территории, прилегающей к детской организации.
Обоснование вывода:
1) Согласно пп. 7 и 13.1 ст. 2 Федерального закона от 22.11.1995 N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции" (далее - Закон N 171-ФЗ) пиво признается алкогольной продукцией. Соответственно, к отношениям по реализации пива применяются нормы названного Закона (п. 2 ст. 1 Закона N 171-ФЗ).
В соответствии с определением, приведенным в пп. 13.1, 13.2 ст. 2 Закона N 171-ФЗ, пиво и напитки, изготавливаемые на основе пива (пивные напитки), относятся к алкогольной продукции с содержанием этилового спирта, образовавшегося в процессе брожения пивного сусла. То есть без добавления этилового спирта.
Особые требования к производству и обороту алкогольной и спиртосодержащей продукции установлены в ст. 11 Закона N 171-ФЗ. Так, в соответствии с п. 6 данной статьи производство и оборот алкогольной продукции с содержанием этилового спирта, добавленного в процессе ее производства, не более 7% объема готовой продукции осуществляются в потребительской таре объемом не более 330 миллилитров. Однако исходя из определения данная норма к пиву и пивным напиткам не относится.
В соответствии с ч. 10 ст. 5 Федерального закона от 18.07.2011 N 218-ФЗ с 1 января 2013 г. запрещается оборот (за исключением импорта) всей алкогольной продукции, в том числе и пива, без сведений, указанных в абзаце двенадцатом п. 3 ст. 11 Закона N 171-ФЗ, а именно: о содержании этилового спирта в алкогольной продукции с содержанием этилового спирта не более 7% объема готовой продукции в 100 мл данной продукции и в объеме потребительской тары.
Также с 1 января 2013 г. не допускается оборот алкогольной продукции (в том числе и пива) с содержанием этилового спирта не более чем 9% объема готовой продукции, не маркированной федеральными специальными марками и акцизными марками. Таким образом, даже слабоалкогольная продукция должна быть маркирована.
В соответствии с п. 6 ст. 16 Закона N 171-ФЗ и ч. 5 ст. 5 Федерального закона от 18.07.2011 N 218-ФЗ с 1 января 2013 г. организации и индивидуальные предприниматели, осуществляющие розничную продажу пива и пивных напитков (за исключением розничной продажи пива и пивных напитков, осуществляемую при оказании услуг общественного питания), должны иметь для таких целей в собственности, хозяйственном ведении, оперативном управлении или в аренде стационарные торговые объекты и складские помещения, а также контрольно-кассовую технику, если иное не установлено федеральным законом (напомним, что до 1 января 2013 г. такое правило не действует в отношении пива и напитков с содержанием этилового спирта 5% и менее процентов объема готовой продукции).
С 1 января 2013 г. в соответствии с п. 5 ст. 16 Закона N 171-ФЗ, ч. 5 ст. 5 Федерального закона N 218-ФЗ устанавливается запрет розничной продажи любого пива и напитков, изготавливаемых на его основе, в ночное время (с 23 часов до 8 часов) (напомним, что до указанной даты это требование не распространяется на пиво и пивные напитки с содержанием этилового спирта 5% и менее процентов объема готовой продукции).
При этом согласно абзацу второму п. 5 ст. 16 Закона N 171-ФЗ органы государственной власти субъектов Российской Федерации вправе устанавливать дополнительные ограничения времени, условий и мест розничной продажи алкогольной продукции, в том числе полный запрет на розничную продажу алкогольной продукции.
2) В соответствии с абзацем вторым п. 2 ст. 16 Закона N 171-ФЗ не допускается розничная продажа алкогольной продукции: в детских, образовательных, медицинских организациях, на объектах спорта, на прилегающих к ним территориях. В Информационном сообщении Росалкогольрегулирования "Разъяснения по вопросам применения в отношении розничной продажи алкогольной продукции норм Федерального закона от 22 ноября 1995 г. N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции" с учетом изменений, внесенных Федеральным законом от 18 июля 2011 г. N 218-ФЗ", поясняется, что непосредственное определение границ земельных участков, на которые распространяется запрет на ведение деятельности по розничной продаже алкоголя, осуществляется решениями органов местного самоуправления с использованием их полномочий в области градостроительной деятельности, установленных Градостроительным кодексом.
В соответствии с п. 3 Порядка определения территорий, прилегающих к местам массового скопления граждан и местам нахождения источников повышенной опасности, утвержденного постановлением Правительства Мурманской области от 18.09.2008 N 448-ПП (далее - Порядок), к местам массового скопления граждан и местам нахождения источников повышенной опасности относятся, в частности, детские, образовательные организации, организации культуры. Расстояние при определении территорий, прилегающих к указанным объектам, для предприятий розничной торговли не может быть менее 100 метров, для предприятий общественного питания - менее 50 метров (п. 5 Порядка; смотрите также п. 2.1.12. Административного регламента исполнения муниципальной функции "Определение территорий, прилегающих к местам массового скопления граждан и местам нахождения источников повышенной опасности", утвержденного постановлением Администрации г. Мурманска от 24 марта 2011 г. N 467). Отметим, что Порядок и Административный регламент принимались в период действия старой редакции Закона N 171-ФЗ и речь в них идет об ограничении продажи алкогольной продукции с содержанием этилового спирта более 15% объема готовой продукции. Полагаем, однако, что в связи с распространением в действующей редакции Закона N 171-ФЗ указанных ограничений на всю алкогольную продукцию, нормы Положения и Административного регламента также должны применяться и в отношении розничной продажи пива и других алкогольных напитков.
Согласно п. 4 Порядка территории, прилегающие к объектам, перечисленным в п. 3 Порядка, определяются по пешеходной зоне от входных дверей предприятий розничной торговли или общественного питания до входа (входных дверей) на объекты. Если объекты включают в себя огороженный земельный участок, прилегающие территории определяются по пешеходной зоне от входных дверей предприятий розничной торговли или общественного питания до входа на земельный участок. При спорных вопросах по определению границ земельных участков следует руководствоваться кадастровым планом.
Прилегающие территории определяются на основании решения комиссии, создаваемой местной администрацией муниципального образования (п. 6 Порядка). Таким образом, вероятность отнесения местонахождения магазина к прилегающей территории детской организации (организации культуры) существует.
Как отмечается в информационном сообщении Росалкогольрегулирования, организация обязана прекратить осуществление розничной продажи алкогольной продукции в обособленном подразделении, место расположения которого относится к территории, прилегающей ко вновь открытому объекту спорта, детской, образовательной, медицинской организации. Вместе с тем взаиморасположение торговых объектов и объектов спорта, детских, образовательных и медицинских организаций должно учитываться органами местного самоуправления при подготовке документов территориального планирования муниципальных образований.
Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Кисленко Мария
Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Барсегян Артем
20 ноября 2012 г.
Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.