С целью привлечения клиентов АЗС проводит розыгрыш автомобиля. Информирование об условиях проведения розыгрыша (сроки, условия проведения) производится непосредственно на АЗС и через средства массовой информации (радио). Для участия в розыгрыше участник должен предъявить купон (с указанием адреса), который выдается на АЗС при заправке автомобиля на определенную сумму, и кассовый чек. Победитель розыгрыша определяется путем проведения лотереи (случайной выемки купона). Следует ли уведомлять государственные органы о проведении данного розыгрыша? Если да, то какие именно? Какова ставка налогообложения выигрыша?
В соответствии со ст. 2 Федерального закона от 11.11.2003 N 138-ФЗ "О лотереях" (далее - Закон N 138-ФЗ) лотерея - это игра, которая проводится в соответствии с договором и в которой одна сторона (организатор лотереи) проводит розыгрыш призового фонда лотереи, а вторая сторона (участник лотереи) получает право на выигрыш, если она будет признана выигравшей в соответствии с условиями лотереи.
Согласно пп. 2 п. 3 ст. 3 Закона N 138-ФЗ стимулирующая лотерея представляет собой лотерею, право на участие в которой не связано с внесением платы и призовой фонд которой формируется за счет средств организатора лотереи. Как правило, при проведении стимулирующей лотереи покупателям предлагается купить какие-либо товары (материалы), подтвердив факт приобретения. В рассматриваемом случае покупателям предлагается купить горюче-смазочные материалы (бензин) на определенную сумму, подтвердив факт приобретения чеком на покупку.
В соответствии с ч. 1 ст. 7, ч. 3 ст. 7 Закона N 138-ФЗ организатор стимулирующей лотереи обязан не менее чем за 20 дней до ее проведения направить соответствующее уведомление в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный Правительством РФ, уполномоченный орган исполнительной власти субъекта РФ или уполномоченный орган местного самоуправления. В уведомлении указываются условия лотереи (ст. 9 Закона N 138-ФЗ), срок, способ, территория проведения, организатор лотереи, а также наименование товара (услуги), с реализацией которого непосредственно связано проведение стимулирующей лотереи (ст. 7 Закона N 138-ФЗ). Само уведомление оформляется письменно в произвольной форме.
К уведомлению необходимо приложить следующие документы:
- условия лотереи;
- описание способа информирования участников о сроках проведения стимулирующей лотереи и ее условиях;
- описание признаков или свойств товара (услуги), позволяющих установить взаимосвязь такого товара (услуги) и проводимой лотереи;
- описание способа заключения договора между организатором лотереи и ее участником;
- описание способа информирования участников лотереи о досрочном прекращении ее проведения;
- засвидетельствованные в нотариальном порядке копии учредительных документов организатора стимулирующей лотереи;
- порядок хранения невостребованных выигрышей и порядок их востребования по истечении сроков получения выигрышей.
Следует отметить, что уполномоченный орган имеет право запретить проведение стимулирующей лотереи по основаниям, предусмотренным ч. 3 ст. 7 Закона N 138-ФЗ, в том числе при наличии у организатора лотереи задолженности по уплате налогов и сборов.
Конкретный орган, в который следует направлять такое уведомление, зависит от территории, на которой планируется проведение лотереи. Если лотерея проводится на территории всей Российской Федерации, то следует обратиться в Федеральную налоговую службу в соответствии с п. 2 постановления Правительства РФ от 05.07.2004 N 338 "О мерах по реализации Федерального закона "О лотереях", а также п. 5.12 постановления Правительства РФ от 30.09.2004 N 506 "Об утверждении положения о Федеральной налоговой службе".
Если лотерея проводится на территории субъекта РФ, то следует обратиться в уполномоченный орган исполнительной власти субъекта; если в пределах муниципального образования - в уполномоченный орган местного самоуправления (смотрите ответ на вопрос от 29.04.2011, размещенный на официальном сайте Управления ФНС по г. Санкт-Петербургу: http://www.r78.nalog.ru/ns/3802165/).
За проведение лотереи без направления указанного уведомления предусмотрена административная ответственность по ст. 14.27 КоАП РФ.
По вопросу налогообложения выигрыша отметим следующее: в соответствии с п. 1 ст. 210 НК РФ при определении налоговой базы учитываются все доходы налогоплательщика, полученные им как в денежной, так и в натуральной формах, или право на распоряжение, которыми у него возникло, а также доходы в виде материальной выгоды, определяемой в соответствии со ст. 212 НК РФ.
Доход, полученный налогоплательщиком в виде любых подарков, выигрышей или призов в ходе конкурсов, игр и других мероприятий, проводимых какими-либо организациями, подлежит обложению НДФЛ в общеустановленном порядке (смотрите, например, письмо УФНС России по г. Москве от 11.03.2010 N 20-14/4/025340).
При этом п. 28 ст. 217 НК РФ предусматривает освобождение от обложения НДФЛ доходов, не превышающих 4 000 руб., полученных по каждому из следующих оснований за налоговый период:
1) стоимости подарков, полученных налогоплательщиками от организаций или индивидуальных предпринимателей;
2) стоимости призов в денежной и натуральной формах, полученных налогоплательщиками на конкурсах и соревнованиях, проводимых в соответствии с решениями Правительства РФ, законодательных (представительных) органов государственной власти или представительных органов местного самоуправления;
3) стоимости любых выигрышей и призов, получаемых в проводимых конкурсах, играх и других мероприятиях в целях рекламы товаров (работ, услуг).
Пунктом 2 ст. 224 НК РФ установлено, что доход в виде стоимости любых выигрышей и призов, получаемых в проводимых конкурсах, играх и других мероприятиях в целях рекламы товаров, работ и услуг, в части превышения 4 000 руб. подлежит обложению налогом на доходы физических лиц по ставке 35%.
Таким образом, в случае если проводимая стимулирующая лотерея является формой рекламной акции, т.е. мероприятием, проводимым в целях рекламы товаров, работ или услуг, то доход, превышающий 4 000 руб., полученный физическим лицом от участия в данной стимулирующей лотерее, подлежит обложению НДФЛ по ставке 35% (письма Минфина России от 13.12.2011 N 03-04-05/9-1027, от 19.09.2011 N 03-04-05/6-670, от 28.10.2010 N 03-04-05/6-646, от 30.09.2010 N 03-04-05/9-574, ФНС России от 27.10.2011 N ЕД-3-3/3514@, УФНС России по г. Москве от 20.11.2006 N 28-11/102052).
В противном случае сумма выигрышей и призов, полученных при проведении игр, конкурсов, викторин и розыгрышей, которые не связаны с рекламой товаров, работ, услуг, облагается НДФЛ на основании п. 1 ст. 224 НК РФ по ставке 13% (письма Минфина России от 03.11.2011 N 03-04-05/1-856, от 19.09.2011 N 03-04-05/6-671, от 09.08.2010 N 03-04-05/2-441, от 17.03.2008 N 03-04-06-01/59).
Исходя из сведений, содержащихся в вопросе, следует, что Вашей организацией была проведена стимулирующая лотерея. Целью проведения данной стимулирующей лотереи являлось привлечение клиентов, реклама торговой точки (АЗС). В связи с этим, а также принимая во внимание вышеуказанное определение понятия "реклама", по нашему мнению, проводимая стимулирующая лотерея является формой рекламной акции, то есть мероприятием, проводимым с целью привлечения внимания к объекту рекламирования и адресованной неопределенному кругу лиц.
Отметим, что согласно разъяснениям Минфина России в письмах от 28.08.2012 N 03-04-05/9-1011, от 19.04.2012 N 03-04-05/9-529, от 04.04.2012 N 03-04-05/9-438, от 15.03.2012 N 03-04-05/9-305, от 12.03.2012 N 03-04-05/9-280 указано, что стимулирующая лотерея не является игрой, основанной на риске, и к доходам от участия в ней применяются положения п. 2 ст. 224 НК РФ, согласно которым налоговая ставка в размере 35% применяется в отношении стоимости любых выигрышей и призов, получаемых в проводимых конкурсах, играх и других мероприятиях в целях рекламы товаров, работ и услуг, в части превышения 4 000 руб.
Если Вы не считаете проведенную стимулирующую лотерею рекламной акцией и готовы отстаивать свои интересы в судебном порядке, то следует учитывать, что существует арбитражная практика, согласно которой несоблюдение требований законодательства о рекламе приводит к тому, что стимулирующая лотерея может быть не признана рекламной (смотрите, например, постановления ФАС Северо-Кавказского округа от 11.07.2007 N Ф08-4226/07-1674А, ФАС Уральского округа от 27.06.2007 N Ф09-4826/07-С1).
В силу п. 4 ст. 226 НК РФ налоговые агенты обязаны удержать начисленную сумму НДФЛ непосредственно из доходов налогоплательщика при их фактической выплате. Следовательно, обязанность по уплате НДФЛ с доходов, полученных налогоплательщиком от участия в стимулирующей лотерее, возлагается на налогового агента.
Однако, если выигрыш получен не в денежной форме, у налогового агента отсутствует возможность удержать НДФЛ. Пункт 5 ст. 226 НК РФ устанавливает, что при невозможности удержать у налогоплательщика исчисленную сумму налога налоговый агент обязан не позднее одного месяца с даты окончания налогового периода, в котором возникли соответствующие обстоятельства, письменно сообщить налогоплательщику и налоговому органу по месту своего учета о невозможности удержать налог и сумме налога. В этом случае, учитывая положения пп. 4 п. 1 ст. 228 НК РФ, налогоплательщик должен самостоятельно исчислить и уплатить сумму НДФЛ в виде стоимости полученного выигрыша, превышающей 4 000 руб., в порядке, предусмотренном ст. 228 НК РФ.
Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Васильева Надежда
Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Золотых Максим
14 ноября 2012 г.
Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.